Карта советского ВМФ на стене конторы Йорана Бергхема (Göran Berghem) в порту Баггё в шхерах Таммисаари — часть леденящей душу истории. Красным пером неизвестный капитан — возможно, подводной лодки — начертил маршруты вглубь западной части архипелага Уусимаа.

«Мне ее подарил эстонец, который строил здесь причал. Он увез ее с базы подводных лодок в Палдиски, когда оттуда ушли военные после падения Советского Союза».

Морская карта датируется 1968 годом и простирается от Инкоо до Хийттинена. В некоторых местах кто-то оставил пометки — пунктир или жирные линии красным карандашом. Помимо прочего, вдоль узкого фарватера под мостами между Таммисаари и Ханко к Похье и вглубь архипелага Брумарв. Некоторые стратегические области заштрихованы красным.

В начале 1977 года карта обновлялась три раза с перерывом в несколько дней. Обновления подписал один и тот же человек.

«Эстонец, который дал мне эту карту, говорит, что забрал из Палдиски все, что нашел. Говорят, у него полно подробнейших карт финского, шведского и норвежского побережья», — сообщает Бергхем.

По мнению эстонского собирателя карт, ими пользовались экипажи подводных лодок. И это вовсе не притянуто за уши. Помимо базы подводных лодок, в Палдиски был учебный центр подводников. Всего в закрытом городе жили до 16 тысяч военнослужащих. Последний российский военный корабль покинул Палдиски в 1994 году.

В углу карты приклеена любопытная заметка, напечатанная на машинке.

«В регионе K95 проводятся учения военных кораблей. Действовать с особой осторожностью. Внимательно следить за ситуацией и не беспокоить военные корабли никоим образом. В отмеченных местах проводятся дноуглубительные работы. В непосредственной близости от этих районов радиооборудование не использовать».

Такие указания — рядовое явление на картах торгового флота, но зачем они на карте для подводных лодок?

Шведские газеты уже давно утверждают, что на вооружении спецназа Балтийского флота России есть мини-подлодки и что они хозяйничают в шведских водах еще со времен холодной войны. В 2014 году газета «Свенска дагбладет» писала, что их доставляли на место перестроенные рыболовные и торговые суда. Газета утверждает, что именно это произошло в 1988 году во время охоты на подводную лодку в заливе Хеврингебуктен: предполагается, что в международных водах ее забрало советское спасательное судно.

Заходили ли советские мини-подлодки в залив Похья, мы вряд ли узнаем.

С другой стороны, то, что у Советского Союза имелись готовые планы нападения и высадки на территорию его тогдашнего доброго партнера, подтверждается другими картами, обнаруженными после распада СССР. Финские вооруженные силы и полиция безопасности выкупили некогда засекреченные карты у частных лиц — главным образом в Прибалтике, где их продавали тому, кто предложит самую высокую цену.

Первые карты, на которых предположительно обозначены советские наступательные цели в крупных городах Финляндии, появились еще в 1989 году.

«Эстонцы и латыши, служившие на советском флоте, рассказали немало интересного о планах Советского Союза по высадке в Финляндии», — говорит бывший командующий вооруженными силами адмирал Юхани Каскеала (Juhani Kaskeala).

До независимости Эстонии некоторые из собеседников Каскеалы служили в Палдиски и были хорошо знакомы с планами бывшей сверхдержавы насчет Финляндии.

Каскеале находка не кажется чем-то удивительным или из ряда вон выходящим, учитывая, как было налажена производство карт в СССР.

«Советские же карты основывались на наших. По условиям мира мы передали все военные карты Советскому Союзу. Так что в 1945 году у СССР и у нас отправная точка была одна и та же», — говорит Каскеала.

Еще Каскеала напоминает об точных описаниях фарватеров, опубликованных после распада Советского Союза в книге Антеро Уитто (Antero Uitto) «Лоции Красного флота». Рисунки советских художников, изображающие силуэты городских пейзажей с церквями, кранами и маяками до сих пор актуальны для всего финского побережья от Хамины до Ханко. Существуют точные описания выдающихся скал, валунов, зданий и маяков. Приводятся мельчайшие подробности вроде длины причалов и грузоподъемности кранов.

Шведские военные эксперты считают, что получить столь точную информацию, не побывав на месте, невозможно.

Также советский флот требовал, чтобы торговые суда немедленно сообщали об обнаруженных расхождениях между местностью и лоцией.

Разумеется, советские военные карты охватывали не только скандинавские страны, но и весь остальной мир. Предполагается, что составлением карт занимались десятки тысяч человек.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.