Власти были предупреждены вскоре после прибытия российского судна с грузом аммиачной селитры, который уничтожил порт Бейрута, — но ничего не сделали.
За много лет до того, как разрушительный взрыв в бейрутском порту унес как минимум 100 жизней и ранил более 4 тысяч человек, один морской аналитик предупреждал во всеуслышание, что в его доках есть российская «плавающая бомба».
Судя по системам морского мониторинга, судно «Розус» (Rhosus) прибыло в порт Бейрута в сентябре 2013 года. Свой официальный груз судно с молдавским флагом заявило как «сельскохозяйственные товары».
2 750 тонн аммиачной селитры или нитрата аммония могут пойти либо на удобрения, либо на взрывные работы большой мощности. Для сравнения: при теракте в Оклахома-Сити в 1995 году (до событий 11 сентября 2011 года считался крупнейшим в США — прим. перев.) было использовано менее двух тонн.
Что побудило российское грузовое судно зайти в бейрутский порт, неизвестно — возможно, неприятности в море по пути из Грузии в Мозамбик. Однако его отправление власти Бейрута задержали, а год спустя опасный груз был выгружен и хранился в ангаре 12, сообщает мониторинговый сайт Fleetmon.
Высаживаться на берег членам экипажа запретили миграционные власти. Статус корабля и его экипажа неизвестен.
Российский морской аналитик из Таиланда Михаил Войтенко назвал судно «плавающей бомбой» еще в июле 2014 года, сообщив, что им владеет российский оператор.
Войтенко сказал, что владельцы судна бросили корабль и экипаж, а ливанские власти не могут обеспечить безопасность смертельного груза. «При хранении взрывчатых веществ вроде аммония нужно соблюдать массу ограничений, норм и правил, но они просто хранили их на складе и обо всем позабыли», — сообщил он по телефону из порта Лаем-Чабанг в Таиланде, где сейчас работает.
По собственным словам, Войтенко не сразу догадался, что крупный взрыв в Бейруте как-то связан с его предыдущими предупреждениями. «Я даже ничего не подумал, потому что не знал, что это главный подозреваемый», — сказал он. «Такое бывает, что я могу сказать?».
Помимо предупреждения Войтенко о нитрате аммония, который и послужил причиной разрушительного взрыва, ливанские чиновники неоднократно игнорировали и тревогу портовых властей
Нынешний глава таможенного управления Ливана Бадри Дахер сообщил журналистам на месте происшествия, что взрыв связан с аммиачной селитрой. Несколько человек из разведывательного сообщества по открытым данным позже опубликовали в Твиттере фотографии пакетов с белым порошком — предположительно, селитрой. Подтвердить их подлинность нам не удалось.
27 июня 2014 года бывший глава таможенного управления Ливана Шафик Мерхи отправил под грифом «срочно» просьбу ливанским чиновникам помочь обезопасить взрывчатку — это следует из копии письма, опубликованного в Твиттере правозащитником по имени Вади аль-Асмар.
После этого Мерхи отправил еще пять писем с просьбами о помощи: 5 декабря 2014 года, 6 мая 2015 года, 20 мая 2016 года, 13 октября 2016 года и 27 октября 2017 года, сообщает «Аль-Джазира». По данным телеканала, в одном из них говорится: «Ввиду серьезной опасности, связанной с хранением этого груза в ангаре в неподходящих климатических условиях, мы подтверждаем нашу просьбу разрешить морскому агентству немедленно реэкспортировать груз, чтобы обеспечить безопасность порта и его сотрудников, или рассмотреть вопрос о его продаже».
Предупреждение об «опасности оставлять эти товары там, где они хранятся» и «рисках для сотрудников порта» звучит и в другом письме, уже от нового руководителя таможенного управления Ливана Дахера.
Новый премьер-министр Ливана Хасан Диаб, занявший свой пост в январе 2020 года, предположил, что разрушений можно было избежать, пообещав, что «все виновные в этой катастрофе за это заплатят».
Президент Дональд Трамп упомянул об атаке, хотя местные власти предположили, что причиной взрыва стал работавший неподалеку сварщик. «Я встречался с нашими выдающимися генералами, и им кажется, что это не просто несчастный случай», — заявил Трамп на брифинге в Белом доме. «Похоже, они подозревают, что это была атака. Была какая-то бомба».
В среду сотни людей еще числились пропавшими без вести. Взрыв вызвал сейсмические волны, аналогичные землетрясению в 3,3 балла.
В последние месяцы после Октябрьской революции, начавшейся осенью прошлого года, в бейрутском порту — его еще называют «пещерой Али-Бабы и сорока разбойников» из-за подозрений в коррупции в его руководстве — прошли тщательные досмотры.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 6 А вывод прост. Не кради чужой аммоний если хранить не умеешь. Должен сказать, взрыв красивый получился. Кто-то уже подсчитал, что это примерно три килотонны в тротиловом эквиваленте. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Led0rub, 3 кт на аммонийной селитре хрен получишь. Теплота взрыва чистого нитрата аммония много меньше тротила и если по степени разрушений оценивают в 3 кт значит либо селитры было раз в дцать больше либо было ещё кое-что, лично я склоняюсь ко второму варианту ибо сдетонировать чистую селитра дело вельми непростое и порох петард для этого малопригоден. 
| 8 Какой-то поток сознания... Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 aglinsky, Антироссийский! 
| 10 Главное - "русской", все остальное побоку)) Притом что судно нерусское, не под русским флагом и не с русским экипажем. Только владелец русский Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| -1 m.f, Экипаж русские и кастрюли. 
| 2 m.f, граждане бывшего СССР для американцев = "русские", мало ли какие там американские колонии образовались (даже воевавшие с Россией), всё равно "русские" 
| 1 m.f, к тому же груз конфискован и по факту принадлежит властям. Но продан-то за американские доллары. Обама причастен. 
| 11 Из Грузии под молдавским флагом! Ну, конечно же русское судно! И еще украинский эксперт из Тайланда. До кучи. 
| 2 да уж чего там..лепить так всю правду матку..при ООН в США есть орган по морским делам..управляют органом США и Англия..а председателем посадили Корейца ..все перевозки опасных грузов и их нахождение в районе морских международных портов этим органом контролируются..у США давно зуб на Ливан ..вот орган и подсуетился..сперва судно с бомбой поставили на прикол..потом судовладельца обанкротили..и груз не выдали не продали..а это прежде всего изначально было удобрение для сельского хозяйства умирающей с голода Африки..сделали из спасающих людей удобрений - людей уничтожающую бомбу ..и все под надзором агентов ЦРУ ..потом ЦРУшники наняли сварщика..тот заварил и все это что б Лукашенко проиграл выборы..о чем он и договоривался с Помпео..а теперь вот Русский след ищут..Русские следы это полоний..новичок..или какая то муть в Чехии..на самый случай..просто укол зонтиком..а так в порту ..и что б сварщик какой то..не наш метод..тут уши ЦРУшников за версту видны Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| -6 За Гуманизм, хех. щаз скажут сварщик был русским. если нет - афрорусским. 
| 0 Арцах состоялся, сварщик тот уже на небесах..могешь сбегать спросить ..потом нам дождичком просемафоришь.. 
| 0 За Гуманизм, Не. Нанимали сварщика добрые соседи Ливана. 
| 0 За Гуманизм, да ну нафиг. Обычное разгильдяйство. Пример пруд-пруди. Судовладелец вложил все до копейки в груз селитры, судно сломалось в пути, зашло в порт. Как обычно водится у таких мелких судовладельцев, пытающихся при минимальных вложениях, выдоить максимальную выручку из любого старого ржавого корыта. Естественно же с бумагами и с техническим состоянием все тяп-ляп. Судно конечно задерживают. Хозяин весь в кредитах, денег ни копейки, все вложено в судно и в груз. Как водится быстро банкротится и исчезает из поля зрения кредиторов. Таких судов с не только российскими судовладельцами, по портам мира ржавеют сотни. К стати в этом же порту Бейрута еще одно судно стоит с экипажем и брошенное российским судовладельцем. Экипаж не пострадал и эвакуирован на берег. Судно незначительно пострадало от взрыва. Ну и конечно халатность властей, как портовых, так и вообще властей Ливана. 
| 0 leksandrr, все бы так если бы не надзор международный в лице ведомства ООН .. а где ООН там США и Англия.. 
| 2 """"Несколько человек из разведывательного сообщества"""" Эт чё за сообщество? Типа "Общества любителей воскресного барбекю"? 
| 3 """""Президент Дональд Трамп... «Я встречался с нашими выдающимися генералами"""" Других то , понятное дело, нет! 
| 2 Генералы то должны знать, что аммонал сам по себе не взрывается и не горит. Чтобы 2,5 тонны сдетонировали, авиабомба нужна. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 2 gperec, Вы бы уж не путали людей и не путались сами: ====================== 1) аммонал - смесевое ВВ, состоящее из аммиачной селитры (той самой, что долбанула), какого-либо стандартного ВВ (чаще всего тротила или динитронафталина) и алюминиевой пудры. Классический пример - смесь ТГА, она же "морская смесь" для начинки торпед и других крупных БЧ - там порядка 60% тротила, около 40% - селитры и сколько-то ещё алюминиевой пудры от общей массы. Эта штука примерно на 80% мощнее тротила и дешевле его; ========== 2) Американцы применяли во Вьетнаме для расчистки джунглей под вертолётные площадки баки со смесью ANFO - селитра + дизтопливо. Бак на пару тонн смеси выносил джунгли метров на 400 в диаметре. Детонирует от обычной тротиловой шашки грамм на 400, но лучше их две-три для надёжности; 3) Обычную свежую и чистую селитру так просто не поднимешь, но ежели постараться, то можно и сделать и это. Вот пример - в 1921-м году в Оппау немцы пытались разгрести склад сл слежавшейся селитрой. Задолбавшись ковырять её ломами, попробовали пироксилиновые шашки... А вот и результат: ru.wikipedia.org/wiki/Взрыв_на_химическом_заводе_в_Оппау ; То есть, селитру без органики тоже можно поднять... 4) В данном конкретном случае куча пластиковых мешков с селитрой (которые тоже сами по себе органика) была наверняка загажена всяким органическим мусором, и это всё постепенно начинает разлагаться, а теплоотвод плохой, и греется куча всё сильнее, а разогрев - всё активнее... Вот в конце концов и долбануло... Тут не нужна авиабомба, достаточно нарушения условий хранения, и начинается самоускоряющаяся реакция. Была бы куча поменьше - не было бы такого разогрева, ну или, на худой конец, загорелось бы, ну и потушили бы. Но все крупные инциденты с селитрой связаны обычно с весьма немалыми количествами продукта, как будто специально собранными для того, чтобы ущербу было как можно больше... 
| 0 Jackson 57, ну на 80% мощнее тротила это вы подзагнули коллега, теплота взрыва аммоналов и динамонов те же 4 мдж что и у тротила, тут гексогена бы процентов 60 тогда да. 
| 0 Jackson 57, Для AlF177. Да, это я ошибся насчёт ТГА - оно без селитры вообще, всё-таки достаточно давно приходилось иметь с этим дело. В Вике есть составы и "морской смеси", и ТГА, и других вариантов, но мне парни из ВП называли несколько другие цифры, и энергетика у них как раз процентов на 60 больше, чем у чистого ТНТ. Но вот, видимо, с чем я спутал - это ВВВ, смеси на основе аммиачки с водой, типа той же 85/5/5/5. Это вообще что-то с чем-то - скорость в толстостенной трубке до 10 км/сек, ну и так далее... Вот только их тогда едва начали исследовать. 
| 0 gperec, вот вы и попались, господа подрывники 
| 0 "прошли тщательные досмотры". Точно ? Погибли 10 пожарных. Значит они уже были на месте будущего взрыва и что-то тушили. Что только ? Раскрыть всю ветку (7 сообщений в ветке) 
| 0 dkuznecov, Вальнули по горящей селитре... 
| 0 dkuznecov, Там начался пожар, и горело к началу съёмок весьма основательно - смотрите видео, их есть в сети. а уже потом рванула вся масса. Примерно также начинались и остальные похожие инциденты с грузом селитры, тоже пламя в трюме, а потом - взрыв на несколько килотонн... 
| 0 Jackson 57, я видел. Вопрос только о профессионализме пожарных. Они просто обязаны знать, что будут тушить. Или бежать оттуда. 
| 1 dkuznecov, "...Они просто обязаны знать, что будут тушить..." (С) ========== Это вы про арабов? Ну-ну... Судя по тому, что появляется в прессе про этот склад и конкретно про тот самый груз селитры, бардак на складах колхоза "Семь лет без урожая" на их фоне - истинный арийский порядок:(( 
| 0 Jackson 57, да. на топвар тоже привели пару аргументов в пользу этого предположения. вопрос только в том, почему за 6 (шесть!) лет не сплавили этот, в-общем-то востребованный груз, хотя бы еврейцам или в ОАЭ. Эти хоть сельским хозяйством занимаются. Или в Африку, куда он и предназначался. А так - забили складские мощности, при этом свистят - что порт их "легкие". Как грузы-то переваливаливать, когда 40 ж/д вагонов груза валяется на складе столько лет, да еще деградирует - спекается. 
| 0 dkuznecov, очевидно же, потому что собственник груза так и не был определен. А до тех пор ни один кг селитры склад не покинет. Это рабочим стремно ходить рядом со взывчаткой. А чиновник в мире бумажек и цифр, где степень опасности груза не отражена, ему вообще пофиг что храниться на складе. 
| 0 dkuznecov, "...Как грузы-то переваливать, когда 40 ж/д вагонов груза валяется на складе столько лет..." (С) ===================================== Думаю, что тут дело в портовой и околопортовой бюрократии. Понимаете, этот груз стал конфискатом, конфискат, как я понимаю, находится либо в ведении таможни, либо судейских, либо вообще не пойми кого. Но никак не администрации порта, которая занимается его, порта, текущей эксплуатацией. А там и без всяких конфискатов хватает проблем. 
| 6 <<....судно с молдавским флагом....=....российская «плавающая бомба»....Что побудило российское грузовое судно зайти....>> ______________________________________________ Почему судно из молдавского вмиг стало российским? Суда имеют национальность. Это официальный термин, используемый в морском праве. Национальность означает государственную принадлежность судна. То есть властям какого государства судно подчинено и законы какого государства на него распространяются. Флаг судна, это внешнее выражение государственной принадлежности. И в международном морском праве, и в российском понятия «национальность судна» и «право плавания под государственным флагом» различаются, но они жестко привязаны друг к другу. Судно имеет национальность того государства, под флагом которого оно имеет право плавать[7]. Судно должно плавать под флагом только одного государства и подчиняется его исключительной юрисдикции везде, кроме вод иностранных государств. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации[8]. Право плавания под государственным флагом Российской Федерации и, соответственно, российская национальность предоставляется судам, находящимся в собственности российских граждан, российских юридических лиц, самого российского государства, его субъектов и муниципальных образований. В подавляющем большинстве зарубежных стран условия предоставления права плавания под национальным флагом аналогичны. _____________________________________________ А ту сразу - Путин виноват и всё! Раскрыть всю ветку (12 сообщений в ветке) 
| 0 Villy_Churak, есть такое понятие в торговом флоте, как "удобный флаг". 9 из 10 российских торговых судов ходит в море под такими "удобными флагами". И практика ходить под "удобным флагом" применяется не только российскими судовыми компаниями. Покупается судно, регистрируется к примеру в Панаме. Там низкие налоги, низкая планка минимальной оплаты труда, минимальные формальности при регистрации, небольшие сборы, регистрация проводится за минимальное время. Ну и низкие портовые сборы для судов под этим флагом. Даже государственные российские компании используют практику "удобного флага". Я вообще думаю в море встретить торговое судно под российским флагом практически не реально. 
| 1 leksandrr, и всё же я думаю, что идёт корабль под молдавским флагом - это молдавский корабль. А судовладельцем может быть кто угодно. Кто владелец Реала, Манчестера, Баварии, Ювентуса... Да никто сходу и точно и не ответит, в большинстве случаев. Но для всех очевидно, что это испанский, английский, немецкий и итальянский клубы. 
| 0 Villy_Churak, ну да когда видишь судно которое никогда не было в Молдавии, никогда не принадлежало молдаванам, никогда не имела молдавского экипажа и не перевозило молдавские грузы, то сразу становится очевидно что оно молдавское. 
| 0 и всё же я думаю, что идёт корабль под молдавским флагом - это молдавский корабль. ===================================================================================================================== В торговом флоте все немного иначе с флагами. Если так рассуждать, то у России окажется, что вообще нет торгового флота. Как я уже сказал, 9 из 10 торговых судов ходят под чужими флагами. Потому что регистрация судна у нас это долгая мутотория и крайне дорогостоящая. Чиновники уже десятилетия обещают все упростить, но воз и ныне там. Потому и ходят наши суда под флагами Панамы, Белиза, Барбадоса, Молдавии и другими. А если получится так, что вот возьмут российские чиновники и упростят регистрацию судов. Что конечно же привлечет судовладельцев из других стран регистрировать суда у нас. И вот такое "российское" судно из к примеру Укрии, с украинским экипажем, вдруг отмочит какую-нибудь невероятную штуку. И мировые СМИ начнут писать, что "русское судно сделало то-то то-то. Думаю вы первый начнете возмущаться, что никакое это не русское судно. И в принципе правы будете. Это я так, заради справедливости:) 
| 0 leksandrr, давайте с другого "бока". Судно под молдавским флагом зашло в порт в 2013-м. В 2014-м его покинуло. Прошло 6 лет. При чём тут вообще <<тревожные вести о русской «бомбе» в порту>>??? Слово "русской" к чему вообще? Я бесконечно далёк от моря. Но то, что груз ВООБЩЕ может не иметь отношения к стране под чьим Флагом идёт судно и где зарегистрирована фирма-владелец - понимаю даже я. Но это ещё можно было обсуждать и упоминать в 2013-м году. Хотя бы в 2014-м. Но 6 лет как судна нет и близко к Бейруту. А пресса США и остального свободного мира пишет о русских и их какой-то вине. 
| 0 leksandrr, кстати взорвалась грузинская селитра. Во всем виновата Грузия! 
| 0 Villy_Churak, Слово "русской" к чему вообще? ============================================================================================================ Это СМИ, им нужны заголовки. Вот и весь сказ. Вот возьмем гипотетически такую ситуацию. Украинское судно под молдавским флагом перевозило селитру, его задержали в порту и т.д. Спустя 6 лет селитра взрывается и так далее. Угадайте какие заголовки появились бы в наших СМИ? Почему то я на 100% уверен, что судно уж точно не назвали бы молдавским. И мы бы здесь сейчас смаковали эту тему, называя судно все так же украинским. Это я опять же, справедливости ради. 
| 1 ....я знаю украинцев хорошо. С середины 90-х пересекаюсь на стройках с их гастарбайтерами. А в 80-е сотрудничал с ХАИ и КВИАУ. ___________________________________________________ 100% уверен, что украинцы свою селитру хоть как , но из порта стянули бы.... Не оставили. 
| 0 Villy_Churak, это не "украинская" селитра, а конкретного человека. Который банкрот и просто сбежал, бросив груз который ему уже не принадлежит. А кому принадлежит может решить только суд, который очевидно ничего не решил. И даже жадные хохлы-матросы свалили бы побыстрее от опечатанного груза на другие рейсы, деньги сами себя не заработают. Это всего-лишь копеечная селитра. 
| 0 ....я знаю украинцев хорошо. ============================================================================================================ Ладно, не будем спорить. Произошла трагедия, погибло больше 100 человек, тысячи пострадали, разрушены дома. Думаю тут споры не уместны. А журналисты пусть пишут то, что им совесть позволяет. 
| 1 Villy_Churak, "...Слово "русской" к чему вообще?" (С) А это ведь The Daily Beast (США) - ну вот как они могут взять и не приплести "русский след"? Кстати, за сутки это первая новость, в которой педалируется принадлежность судна. А грузины уже начали отмораживаться от того, что это была ихняя селитра:)) 
| 0 Villy_Churak, к чему такие анализы? Все гораздо проще: русские не наказывают за откровенную клевету, поэтому про них можно писать все, что в голову взбредет.
Показать новые комментарии (0)Led0rub
AlF177
aglinsky
liova01
m.f
юдебольшевик
buhjr.a.78
tn
bugorok58
За Гуманизм
Арцах состоялся
За Гуманизм
liova01
leksandrr
За Гуманизм
Апоговорить?
Апоговорить?
gperec
Jackson 57
AlF177
Jackson 57
kolik_1987
dkuznecov
Почти татарин
Jackson 57
dkuznecov
Jackson 57
dkuznecov
arwarden
Jackson 57
Villy_Churak
leksandrr
Villy_Churak
Welran
leksandrr
Villy_Churak
Welran
leksandrr
Villy_Churak
arwarden
leksandrr
Jackson 57
reoisor
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)