Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Resalat (Иран): на Россию и Китай надейся, но сам не плошай

Призывает бывший замминистра иностранных дел Ирана Ибрахим Рахимпур

© AP Photo / Aly SongПрезидент России Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин, президент Ирана Хасан Роухани на саммите в Шанхае
Президент России Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин, президент Ирана Хасан Роухани на саммите в Шанхае - ИноСМИ, 1920, 14.12.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бывший замминистра иностранных дел Исламской Республики Иран Ибрахим Рахимпур в беседе с корреспондентом «Ресалят» отметил, что переговоры с Россией и Китаем категорически необходимы Ирану, но вести их следует в ситуации, когда и сам Иран не выглядит слабым.

Бывший замминистра иностранных дел Исламской Республики Иран Ибрахим Рахимпур в беседе с корреспондентом «Ресалят», отметив особую значимость «восточного направления» во внешней политике страны, напомнил, что Иран находился в очень сложном политическом и экономическом положении, пока не была подписана ядерная сделка и пока не пришел к власти кабинет, подписавший данный международный документ. «Затем, когда сделка была, наконец, подписана и Иран начал выполнять ее предписания, особого прогресса достигнуто не было, вопреки тому, что ожидалось. А после очередных президентских выборов в США, с приходом к власти администрации Дональда Трампа, Соединенные Штаты, одна из сторон, подписавших данное международное соглашение, объявляют о выходе из него, и ситуация и вовсе резко изменилась» — подчеркивает бывший замглавы внешнеполитического ведомства.

«Когда только начались переговоры по заключению ядерной сделки, ряд крупных международных игроков, такие, в частности, как Россия и Китай, руководствуясь, конечно, своими интересами, выстроили с нами довольно тесное экономическое сотрудничество. Но после подписания сделки сложилось так, что мы сами не стали придавать должного внимания развитию связей с этими двумя государствами. Это оказалось одним из наших своеобразных выводов после подписания сделки» — рассказывает Ибрахим Рахимпур.

Бывший высокопоставленный сотрудник внешнеполитического ведомства также напомнил, что после этого состоялся визит Председателя КНР в Тегеран и визит в Москву президента Хасана Роухани, и для каждого из этих визитов было запланировано обсуждение важных стратегически значимых документов. По итогам визита Председателя КНР документ был подписан, хотя изначально его вес не казался столь великим. «Мы потому не говорим, что он не казался столь большим, поскольку у многих документов стратегического плана, подписанных с другими странами, уровень был куда выше и значительнее. С Китаем же получилось не так, как мы хотели, но все же, на тот момент мы удовлетворились тем, что удалось подписать» — поясняет Рахимпур.

После подписания сделки отмечалось, к сожалению, стремление больше ориентироваться на Запад

Бывший замминистра иностранных дел и советник по делам Азии, Океании и СНГ отметил, что сразу после подписания ядерной сделки с участием ведущих западных держав отмечалась некоторая эйфория и большие ожидания от сотрудничества с Западом. «Все наши устремления связывались с этим направлением» — констатировал дипломат. Связано это было с тем, что эти страны, как казалось, обладали большим весом в мировой экономике, технологиях и выглядели привлекательнее с точки зрения финансов. Но при этом в Иране все же должны были понимать, что его глубинные противоречия и проблемы во взаимоотношениях с США никуда не денутся. «Да, верно, что нам удалось вместе сесть за стол переговоров, но основные наши проблемы от этого бы не разрешились, ядерная сделка вовсе не предполагала, что все трудности взаимоотношений с Америкой решатся сами собой» — констатирует Ибрахим Рахимпур. Однако тогда все же казалось, что наметилось некое взаимопонимание (с США) хотя бы по одной из проблем.

«В силу того, что наши структура и природа (как государства) совершенно отличны от таковых у США, нам следовало понимать, что никакое подписанное соглашение с такими государствами не будет прямым руководством к действию» — откровенно поясняет Рахимпур. Подписание ядерной сделки представляло собой лишь частичное взаимопонимание Ирана и его западных партнеров, но это не было способом решения всех проблем. Потому Ирану следовало проводить больше времени для развития отношений с Востоком и традиционными партнерами, вести с ними большую политическую и экономическую работу.

Для общения и переговоров с Россией и Китаем Ирану самому следует выглядеть сильным

Указывая на необходимые в контексте экономических санкций совместные шаги (Ирана) с Россией и Китаем, Ибрахим Рахимпур заметил, что в настоящее время и министр иностранных дел и другие высшие официальные лица имеют постоянные контакты и консультации с представителями этих двух государств, и такие шаги на самом деле необходимы. Но при этом, когда ведутся переговоры по любому международному либо политическому вопросу, другая сторона (Россия или Китай) тоже учитывают то, с кем они имеют дело, вес, значимость этого государства и особенности его политики. Переговоры и с Россией, и с Китаем категорически необходимы Ирану, но вести их следует в ситуации, когда и сам Иран не выглядит слабым, полагает Рахимпур.

Указывая на вопрос о подписании с Россией и Китаем экономических и стратегических соглашений, дипломат отметил, что подход Ирана должен всегда быть взвешенным и ответственным, ни в коем случае не эмоциональным, если дело касается внешней политики. «Всегда следует осознавать, что партнер, как бы и когда бы он нас ни поддерживал, он представляет собой другую страну, у которой всегда интересы выше наших, и он не будет идти на риск исключительно ради нас» — пояснил он.

Бывший советник по делам Азии, Океании и СНГ отметил, что он несколько лет отвечал за развитие внешнеполитических связей с 8 государствами-соседями Исламской Республики Иран и добавил, что даже когда эйфория от подписания ядерной сделки достигла своего пика, он продолжал настаивать, что экономические связи с соседями и странами региона должны быть более интенсивными, и что Иран имел возможности эти связи развивать. «Не следовало думать, что, если Иран может покупать мясо у Бразилии на 1 доллар за килограмм дешевле, чем у России, Казахстана или Пакистана, то это означало бы, что ничего покупать не стоит у перечисленных стран, только потому, что стоимость их продукции дороже» — подчеркнул Рахимпур и добавил, что «бизнес-планы» и экономические расчеты (Ирана) очень часто не соответствуют реальному международному положению. И, к сожалению, это — структурная проблема политики Ирана, которую необходимо, по его мнению, решать.

В беседе с изданием Ибрахим Рахимпур также рассказал о том, какие подходы и меры должны применяться Ираном в отношении России и Китая ввиду широко применяемой в современном мире «санкционной политики». По его словам, цели и политическая стратегия, тем более, внешнеполитическая, в отношении конкретных стран, должны вырабатываться в тесном контакте с посольствами соответствующих стран, и с экономическими субъектами деятельности этих стран в Иране, но никак не обособленно от них. Поэтому Иран должен серьезно и внимательно следить за тем, что происходит в этих странах, по каким направлениям эти страны готовы сотрудничать с Ираном в данный момент и в широкой перспективе. И при этом, безусловно, необходима сплоченность и координация всех политических институтов и ведомств внутри самого Ирана. Однако при этом необходимо плотнее заниматься вопросами отечественного производства — на это следует употребить все имеющиеся силы и как можно больше средств. К сожалению, посетовал Рахимпур, многие чиновники внешнеполитического ведомства не желают вникать в эти вопросы, потому что это хлопотно и сулит лишние проблемы. «Не хотелось бы быть пессимистом, но путь к приобретению большего веса на международной арене, в политических и экономических переговорах, лежит исключительно через интенсификацию отечественной экономики» — добавил в заключение собеседник издания.