Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Хуаньцю шибао (Китай): в чем трудность «перезапуска» российско-американских отношений?

© AP Photo / Alexander ZemlianichenkoВстреча президента России Владимира Путина и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана
Встреча президента России Владимира Путина и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана - ИноСМИ, 1920, 01.02.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия заявила о готовности к диалогу с Джо Байденом, чтобы разрешить многочисленные противоречия. Но одного желания мало, уверены китайские эксперты. У Америки и России слишком много разногласий, которые невозможно устранить в краткосрочной перспективе. Не стоит забывать и о разнице во взглядах на международный порядок.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил 24 января, что до тех пор, пока у Соединенных Штатов есть желание, Россия готова к диалогу с президентом США Джо Байденом и его новым правительством, чтобы разрешить многочисленные разногласия между двумя странами. Россия положила начало диалогу между двумя сторонами для урегулирования разногласий, и в последнее время российско-американское сотрудничество в области стратегической безопасности, похоже, расширилось по сравнению с четырьмя годами ранее, что дало положительный сигнал об активизации сотрудничества. Возможность успешного «перезапуска» отношений между Соединенными Штатами и Россией привлекает широкое внимание международного сообщества.

Противоречия и разногласия между Штатами и Россией носят комплексный характер. Текущая международная обстановка быстро меняется, и внутренняя повестка дня в Соединенных Штатах и ​​России актуальна как никогда. Расширение сотрудничества между двумя странами в области стратегической безопасности, по всей видимости, больше проистекает из соображений личной выгоды. Еще предстоит узнать, можно ли успешно «перезапустить» российско-американские отношения, а перед этим им предстоит пройти множество испытаний.

Во-первых, между США и Россией существуют структурные противоречия. Они принципиально расходятся во взглядах на международный порядок: Америка стремится сохранить свою глобальную гегемонию, а Россия выступает за многополярный мир. Как две сильнейшие военные державы в мире, независимо от того, как Соединенные Штаты и Россия демонстрируют свою готовность к миру, дилемма безопасности, стоящая за их военной мощью, мешает обеим сторонам не рассматривать друг друга как угрозу. В таких условиях трудно разрядить двусторонние политические отношения, а игры между двумя странами в области стратегической безопасности не прекратятся, да и общее положение конкуренции не смягчится. За вопросом Сирии, иранской ядерной проблемы и украинским кризисом мы ясно видим силуэты США и России, играющих в игру великих держав.

Во-вторых, Соединенные Штаты всегда рассматривали Россию как основную угрозу. Позиция американской дипломатической элиты в ее отношении всегда была однозначной: Россия — страна, которая является крупнейшей угрозой для Соединенных Штатов в мире. Будь то с геополитической или идеологической точки зрения, Россия — «геополитический противник», который пытается подорвать международный статус США и американскую идеологию демократии, свободы и ее систему ценностей. После распада Советского Союза от расширения НАТО на Восток до «цветных революций» страны Запада во главе с США продолжали сжимать геостратегическое пространство России. После украинского кризиса Соединенные Штаты ввели экономические санкции против нее, закрыли ее консульства, выслали дипломатов и приняли другие контрмеры, после чего разногласия между странами не прекращались. С 2016 года американские демократы критиковали Россию за вмешательство в выборы в США. Расследование «Рашагейт» какое-то время было чрезвычайно энергичным. В этой обстановке трудно ожидать, что новое демократическое правительство внезапно улучшит отношения с Россией.

В-третьих, улучшению российско-американских отношений мешают европейские страны. В силу исторических причин некоторые страны Восточной Европы придерживаются сильной антироссийской позиции. США также часто используют Россию, чтобы спровоцировать «новые» противоречия «старой» Европы и сохранить свое влияние над ней. За последние четыре года администрация Трампа активно стимулировала Брексит, ввела таможенные пошлины на товары и вынудила страны ЕС увеличить расходы на оборону, что серьезно ослабило европейско-американские отношения. Став президентом, Байден уделил этому особое внимание, заявив, что он направит все усилия на восстановление отношений с европейскими союзниками. Использование «российской угрозы» стало бы важным орудием для преодоления разногласий между Соединенными Штатами и Европой и в то же время добавило препятствия на пути улучшения российско-американских отношений.

За 20 лет, прошедших с момента вступления в новый век, российско-американские отношения пережили взлеты и падения и много раз «перезапускались». После того, как Трамп вступил в должность, он также попытался способствовать улучшению двусторонних отношений. Однако фактически российско-американские отношения не только не «перезапустились», но и обе стороны начали еще больше меряться силами в военной, дипломатической областях и сфере безопасности. Почему так трудно перезапустить российско-американские отношения? Потому, что существующие структурные противоречия не могут быть устранены в краткосрочной перспективе. Кроме того, Соединенные Штаты всегда придерживались менталитета холодной войны и стратегии игры с нулевой суммой при рассмотрении отношений между странами, принимая антагонистическую систему сдержек и противовесов в качестве единственного закона, регулирующего межгосударственные отношения, что также осложняет улучшение отношений между США и Россией.

Сегодня основа системы США и России для поддержания международной безопасности и стабильности находится под угрозой исчезновения. Из трех договоров о контроле над вооружениями, подписанных двумя странами для поддержания стабильности международной системы контроля над вооружениями и разоружения, — «Договор об ограничении систем противоракетной обороны», «Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности» (ДРСМД) и «Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений» (СНВ-III) — два уже недействительны, а срок третьего, СНВ-III, истекает в феврале этого года. После официального выхода США из «Договора по открытому небу» в ноябре 2020 года Россия также инициировала внутренние процедуры для выхода из него. Чрезвычайно жесткая конкуренция между США и Россией оказывает серьезное влияние на глобальную стратегическую стабильность.

Хотя «перезагрузить» российско-американские отношения сложно, мир по-прежнему надеется на стабильное развитие отношений между этими двумя странами. Сегодняшний мир претерпел серьезные изменения, которых не было целое столетие. Будучи двумя глобальными державами, Соединенные Штаты и Россия должны поддерживать стабильность отношений, поскольку это имеет огромное значение для мира и развития во всем мире, а сотрудничество и диалог между крупными державами оказывает важное влияние на глобальное сотрудничество в решении проблем. Только при реальном соблюдении принципов взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества страны могут достичь настоящего мирного сосуществования.

Гао Фэй (高飞) — заместитель декана Дипломатической академии,

Юй Ю (于游) — профессор и научный сотрудник Китайского народного университета.