Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Foreign Policy (США): у Америки сложная ситуация с Индией, но все дело — в России

© РИА Новости Максим Блинов / Перейти в фотобанкОфициальный визит президента РФ В. Путина в Индию. День второй
Официальный визит президента РФ В. Путина в Индию. День второй - ИноСМИ, 1920, 17.02.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Закупку российского вооружения Индией США должны всячески приветствовать. А индийско-российский союз отвечает интересам Вашингтона как нельзя лучше, утверждает автор. Если Вашингтон применит санкции к Индии, то останется без единственного друга в регионе, который может быть противовесом Китаю. О санкциях лучше забыть.

У США есть проблема с Индией, и все дело здесь в России. В 2018 году Индия согласилась купить пять российских ракетных комплексов С-400 по баснословной цене в 5,4 миллиарда долларов. Усовершенствованная система С-400 считается ровней «Пэтриоту» (Patriot), лучшей системе ПВО США. Из-за этих же ракетных систем администрация Трампа в декабре 2020 года ввела санкции против Турции. Теперь следующая на очереди в черный список Индия, и эта перспектива серьезно обострила двусторонние отношения, поставив под сомнение как американский экспорт вооружений в Индию, так и приверженность президента Джо Байдена сотрудничеству с союзниками во имя противостояния Китаю.

Разумеется, вопрос о санкциях касается не столько Индии, сколько России. Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA), принятый Конгрессом в 2017 году, чтобы наказать Россию за вмешательство в американские выборы 2016 года, по сути обязывает президента ввести санкции против всякой страны, которая позволит себе «значительные» закупки военной техники у России. Но поступать так с Индией со стороны Байдена было бы большой ошибкой.

Наоборот: закупку российского вооружения США должны всячески приветствовать.

В противостоянии Китаю в Евразии США нужны Индии гораздо больше, чем Индия нужна США. Для Индии Америка — желанный и ценный партнер в сфере безопасности, но слишком далекий и не слишком надежный. Для США же Индия — единственный друг в регионе, который может и жаждет выступать противовесом Китаю. Если Вашингтон рассчитывает на помощь Нью-Дели в разрешении многих тлеющих конфликтов региона, ему придется проявить терпимость насчет санкций. Лучше освободить от санкций Россию, чем поймать в сети CAATSA Индию.

Индия — крупнейшая демократия и шестая по величине экономика мира, которая к тому же вот-вот станет пятой. Кроме того, в будущем Индия обойдет Китай и станет самой густонаселенной страной Земли. При этом Индия — защитник стабильности в регионе Индийского океана и важный оплот против китайского экспансионизма. Она — краеугольный камень американской стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе и одна из основательниц «Четверки» — четырехстороннего союза индо-тихоокеанских демократий. В годы холодной войны Индия возглавляла движение неприсоединения. А еще она — крупный покупатель российской военной техники.

Список российских покупок Нью-Дели С-400 не ограничивается. Индия закупает у России оружие еще со времен Советского Союза. На службе у индийских ВВС Индии стоят боевые самолеты МиГ-29 и Су-30. Ее военно-морской флот эксплуатирует самолеты российского производства, которые базируются на авианосце российского же производства. У Индии имеется несколько российских фрегатов и заказана атомная ударная подлодка. И несмотря на недавнюю модернизацию и программу «Покупай индийское», индийская армия оснащена в основном российскими основными танками и другой бронетехникой.

При этом Индия никогда не была сателлитом ни России, ни Советского Союза. У России она покупает, потому что та — надежный коммерческий поставщик качественного оборудования. Но ведь Индия покупает и у Франции, Израиля и все чаще у Америки. Но даже без С-400 Индии давно место в списке «неслухов» CAATSA — после всего того, что она уже купила и продолжает закупать. Санкции против Индии за ее российские закупки вряд ли привлекут к США еще одного союзника. Наоборот, оттолкнут потенциального партнера — и к тому же все более прибыльного заказчика.

И все ради чего? Сама стратегическая география Евразии гарантирует, что индийские С-400 никогда не полетят ни на Америку, ни на ее союзников. И в отличие от турецких С-400, они не раскроют секретов малозаметности истребителей F-35 — у Индии их нет, и она вряд ли подвергнется их атаке. Единственная цель санкций CAATSA против Индии — это воспользоваться законом по назначению и наказать Россию. И это показывает, чтó может пойти не так, если Конгресс будет законодательно закреплять внешнюю политику страны.

Основная цель положений CAATSA насчет России — надавить на нее санкциями в сфере военной промышленности и вынудить Москву свернуть свои глобальные программы кибершпионажа и киберманипуляции. (Отдельные статьи закона касаются Ирана и Северной Кореи). Не исключено, что Конгресс убежден, что любое ограничение российского оборонного экспорта полезно для Америки — а возможно, и для мира вообще. Но внимательный анализ евразийской геополитики свидетельствует об обратном.

Усложняющий фактор здесь — Китай. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, в последние годы Индия была крупнейшим экспортным направлением российской военной техники, — в среднем с 2010 по 2019 год на неё приходилась почти треть ежегодного экспорта российского оружия. До 2018 года Пекин по закупкам передового российского оружия стремительно догонял Нью-Дели — в разработке собственных высокотехнологичных компонентов вроде реактивных двигателей Китай отстает. Но отношения в сфере оборонных закупок прекратились в 2019 году после того, как Россия обвинила Китай в краже запатентованных технологий. В результате Россия перестала заключать с Китаем масштабные сделки, ограничиваясь лишь небольшими партиями, чтобы не допустить перепроектирования.

Статус Индии как образцового покупателя (и к тому же честного) обеспечивает Нью-Дели мощные рычаги воздействия на российский режим с его вечной напряженкой с деньгами. Таким образом, когда в прошлом году в Ладакхе вспыхнули боевые действия между Индией и Китаем, Россия, судя по всему, уступила индийскому давлению и прекратила поставлять в Китай С-400. Индийский спрос России особенно важен: он позволяет не останавливать производственные линии и техобслуживание в промышленных масштабах. США это вряд ли нравится. Но поскольку Россия поставляет оружие и другим странам, которых тоже волнуют ширящиеся амбиции Китая, российская военная промышленность по сути продвигает американские интересы по всей территории Евразии.

Если США хотят сдержать Китай, Россию или обоих сразу, им нужно, чтобы часть тяжелой работы на себя взвалили другие страны — хотя бы на суше. Стратегия США в Индо-Тихоокеанском регионе по сути своей морская, и поскольку Америка сокращает свое присутствие в Афганистане, то маловероятно, что в материковую Азию когда-либо вернутся существенные сухопутные силы США, — на считая 8-й армии, которая размещена в Южной Корее. Прочные российско-индийские отношения — лучшая гарантия, что Китай не получит чрезмерного влияния на относительно уязвимые страны Средней Азии. Кроме того, это еще и наиболее вероятный путь к стабильному будущему для Афганистана, где у Индии сильное дипломатическое присутствие.

Процветающие отношения между Индией и Россией еще и предпочтительнее альтернативного сценария, при котором Индия становится верным союзником США, а отчаявшейся России не остается ничего иного, как удовольствоваться ролью младшего партнера в обновленном китайско-российском альянсе. Индия ценна для США как самостоятельная и независимая держава. Вашингтон абсолютно не заинтересован в том, чтобы взваливать на себя новые обязательства по обеспечению безопасности в Кашмире или Гималаях. Между тем относительно равноправные отношения России с Индией сулят стабильное партнерство, которое позволит сохранить мир, не дав ни одной из них взять верх.

Байден не сможет чистосердечно утверждать, что индийские закупки российского оружия «незначительны» по масштабу — это главный критерий для применения санкций. Чтобы обеспечить исполнение закона, ему придется применить CAATSA. Но едва запустив эту процедуру, он может и должен отказаться от санкций — в соответствии с предусмотренными исключениями по вопросам национальной безопасности. Это узкое место, и, скорее всего, ему придется хорошенько извернуться, чтобы все сработало. И все же преобладающий интерес США удержать Индию на своей стороне настолько силен, что небольшой уловки руководства будет вполне достаточно, чтобы предотвратить серьезную ошибку, от которой пострадает наша же безопасность.

Сальваторе Бабонес — внешнеполитический обозреватель и научный сотрудник Центра независимых исследований в Сиднее