Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

NoonPost (Египет): конфликты на Африканском Роге в ожидании американского посланника. Каковы шансы на их урегулирование?

© РИА Новости Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкРабочая поездка президента РФ В. Путина в Сочи
Рабочая поездка президента РФ В. Путина в Сочи - ИноСМИ, 1920, 05.03.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Черный континент столкнулся с полным пренебрежением со стороны Трампа, тогда как администрация Байдена всерьез планирует назначить нового спецпосланника на Африканском Роге, где накопилось множество проблем. Надо сказать, не ради помощи единой американцы снова обратили свой взор на этот регион. Самый лучший стимул для США — это планы России и Китая.

На Африканском Роге наблюдаются опасные события, угрожающие стабильности стратегического региона. Последний обладает особым географическим положением, поскольку имеет выход к Красному морю и Индийскому океану.

Об ухудшении ситуации на Африканском Роге свидетельствуют политический и конституционный кризис в Сомали, война, уже несколько месяцев бушующая в эфиопском регионе Тыграй с участием эритрейской армии, а также рост напряженности и периодические столкновения на границах Судана и Эфиопии, угрожающие войной двух стран. Не стоит забывать и о кризисе вокруг плотины «Возрождение», так как переговоры Судана, Египта и Эфиопии зашли в тупик.

Эти события представляют собой дополнительный вызов для администрации Джо Байдена, пообещавшего вернуть свою страну в данный регион после провала внешней политики его предшественника Дональда Трампа. Как заявил Байден после вступления в должность: «Америка вернулась на мировую арену».

Трамп и умышленное пренебрежение к континенту

Черный континент столкнулся с полным пренебрежением со стороны бывшего президента США, поскольку тот не ступал на африканскую землю все четыре года, пока руководил страной. Ни для кого не было секретом его презрение и высокомерие по отношению к Африке и ее лидерам. Это выражалось в его риторике, как за закрытыми дверьми, так и для прессы.

Вероятно, администрации бывшего президента не хватало четкой стратегии для противодействия нарастающим геополитическим вызовам и угрозам в области безопасности в Африке. Трамп не поощрял формулировку четкой концепции политики на черном континенте, предоставив дипломатам и представителям органов безопасности возможность запускать инициативы, направленные исключительно на борьбу с китайским влиянием. Примером является инициатива Prosper Africa, выдвинутая в 2018 году тогдашним советником по национальной безопасности Джорджем Болтоном с целью увеличения американских инвестиций в Африку путем поддержки своих компаний.

В отличие от позиции Трампа, администрация нового президента всерьез планирует назначить нового специального посланника на Африканском Роге для урегулирования конфликтов в Восточной Африке, включая гражданскую войну и гуманитарный кризис на севере Эфиопии. Об этом сообщают нынешние и бывшие сотрудники Государственного департамента США.

Новая тенденция совпала с усилением международной гонки за влияние на Африканском Роге и внутренней перестановкой в Госдепартаменте, инициированной Байденом. В регион хотят инвестировать Китай, Россия, Иран и Турция.

Война в Тыграе и молчание прежней администрации

Незадолго до окончания президентского срока Трампа в эфиопском районе Тыграй вспыхнула гражданская война. По мнению экспертов, премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед и президент Эритреи Исайяс Афеворк в течение длительного времени готовились начать военную операцию в данном регионе. Как отметил британский исследователь, специализирующийся на проблемах Африканского Рога, Алекс де Валь, целью мирного соглашения, подписанного двумя лидерами в 2018 году, было уничтожение их общего врага — Народного фронта освобождения Тыграя.

Однако их действия не ограничились уничтожением лидеров фронта и его вооруженных сил. Большинство разыскиваемых командиров ушли из столицы провинции в горы до того, как регион был захвачен федеральном армией, поэтому главными жертвами стали мирные жители и местная инфраструктура.

Через четыре месяца после начала войны общественности стали известны шокирующие подробности о страшной резне в Аксуме, о которых сообщила организация Amnesty International. В ходе ноябрьского бойни за два дня эритрейские силы убили сотни мирных жителей. Согласно документально подтвержденным сообщениям, убийства 28 и 29 ноября могут рассматриваться как преступления против человечности.

Резня в Аксуме — лишь малая толика того, что произошло с регионом Тыграй в ходе войны, развязанной премьер-министром Эфиопии и президентом Эритреи с участием ополченцев из этнической группы амхарцев, которые решительно поддерживают премьер-министра Эфиопии.

В новостных сообщений говорится о массовых убийствах, которые госсекретарь США Энтони Блинкен назвал «зверствами». Он вновь потребовал вывести из региона эритрейские войска и ополченцев Амхары, намекнув, что его страна возглавит международную инициативу с целью давления на правительство Эфиопии.

Политика Байдена в отношении кризиса в Тыграе полностью отличается от позиции США в начале войны. Так, бывший президент полностью игнорировал необходимость прекращения боевых действий, словно ему не было известно о происходящем. Высокопоставленные чиновники администрации и вовсе дали премьер-министру Эфиопии зеленый свет, поскольку бывший госсекретарь Помпео и его помощник по африканским делам Тибор Надь согласились с эфиопской версией происходящего, в соответствии с которой военная операция стала ответом на нападение Фронта освобождения Тыграя на северное командование федеральной армии.

Конституционный кризис в Сомали

В феврале в Сомали должны были состояться выборы, но они были отложены на неопределенный срок из-за беспрецедентного конституционного кризиса, вызывающего опасения по поводу возобновления вооруженного конфликта в этой стране, где последние годы наблюдалась относительная стабильность.

Встреча сомалийских лидеров прошла 8 февраля, но участникам не удалось достичь компромисса по поводу голосования в запланированную дату. Иными словами, ситуация развивается не так, как ожидалось, после достижения консенсуса в сентябре прошлого года.

Однако нарушение сроков, приведшее к первой отсрочке выборов, запланированных на прошлый ноябрь, также привело к разногласиям между федеральным правительством в Могадишо и оппозицией и автономных регионов Пунтленд и Джубаленд.

Омар Махмуд из Международной кризисной группы сказал: «Этот провал в основном связан с отсутствием доверия между различными сомалийскими политиками». По мнению президента Мухаммада Абдуллахи Мухаммада, более известного как Фармаджо, по окончании своего президентского срока 8 февраля он имеет право и дальше занимать должность, пока не будет избран новый президент. Тем временем лидеры оппозиции больше не признают его легитимность и требуют формирования временного правительства.

Если учесть, что срок работы федерального парламента также истек в декабре 2020 года, можно сделать вывод об отсутствии в Сомали настоящей законной власти.

Пограничный конфликт между Суданом и Эфиопией

Вопрос о границах имеет большое влияние на отношения Судана и Эфиопии, и хотя страны выразили желание удерживать конфликт в политических и дипломатических рамках, часть суданского общества уверена, что Эфиопия вновь угрожает их территории. Как известно, пограничный конфликт был урегулирован несколько десятилетий назад посредством жестких соглашений, в частности, соглашения 1902 года между британским правительством, представлявшим Судан, и тогдашним королем Эфиопии Менеликом II.

Судан и Эфиопия возобновили переговоры в 2008 году с целью согласования 744-километровой границы. Больше всего разногласий возникало у сторон по поводу региона Аль-Фашака. Согласно договорам от 1902 и 1907 голов, земля принадлежит Судану, но заселена эфиопами, которые занимались сельским хозяйством и платили налоги эфиопским властям.

Переговоры между двумя правительствами в 2008 завершились достижением компромисса: Эфиопия признала суданскую границу, а Судан позволил эфиопам жить там и дальше.

Алекс де Валь описал это соглашение как классический случай «мягких границ», которые управляются таким образом, чтобы «жесткие границы» не отнимали у жителей приграничных районов средства к существованию. Такое положение сохранялось на протяжении десятилетий, пока Эфиопия не потребовала официального признания суверенитета над этой территорией.

Эфиопскую делегацию на переговорах в 2008 году возглавил Абай Цехайе, бывший член Народного фронта освобождения Тыграя. После отстранения в 2018 году лидеры Амхары осудили соглашение, назвав его тайной сделкой. По их словам, никто не консультировался с ними должным образом по поводу данного соглашения.

Недавний конфликт в Тыграе привел к судано-эфиопским столкновениям в Аль-Фашаке, когда суданская армия изгнала эфиопов, объявив о возвращении своих земель. На саммите IGAD, состоявшемся в Джибути в декабре 2020 премьер-министр Судана Абдулла и его коллега из Эфиопии Абий Ахмед подняли этот вопрос. Они договорились начать переговоры, но у каждого есть предварительные условия. Эфиопия хочет, чтобы Судан покинул земли, которые она контролировала, а также требует компенсации для пострадавших. Тем временем Судан продолжает оставаться на территориях и ужесточил контроль над ними.

Плотина «Возрождение» и переговорный тупик

Египет считает строительство плотин в странах, расположенных выше по течению, угрозой для своей доли в водах Нила, согласованной еще в колониальный период, в то время как Эфиопия рассматривает реку как основной источник гидроэнергетики, необходимой для экономического развития страны.

Спор по поводу строительства огромной плотины «Возрождение» достиг своего апогея. Так, в январе африканские посредники объявили, что переговоры зашли в тупик. По мнению экспертов, возможности Судана сужаются, поскольку Аддис-Абеба продолжает работы по заполнению плотины без оглядки на долю Судана и других стран.

Как пояснил министр ирригации Судана Ясир Аббас, его страна просила изменить подход к переговорам и расширить роль экспертов в такой степени, чтобы они могли сыграть решающую роль в содействии переговорам и скорейшему разрешению конфликта. Однако, по его словам, на данном пути есть множество препятствий.

Он отметил: «Мы не можем бесконечно продолжать этот порочный круг круговых дискуссий, учитывая прямую угрозу, которую плотина „Возрождение" представляет для суданского водохранилища. Объем последнего составляет менее 10% от объема эфиопской плотины. Ситуация будет очень сложной, если процесс ее заполнения и эксплуатации не будет согласован и не будет ежедневного обмена данными».

В свою очередь, министр иностранных дел Египта подчеркнул необходимость достижения юридически обязывающего соглашения до завершения второго этапа наполнения плотины. Этому должны способствовать серьезные переговоры с учетом интересов трех стран.

Разногласия в американской администрации

Все эти проблемы, которые в первую очередь затрагивают интересы США, побудили новую администрацию серьезно задуматься о назначении специального посланника на Африканский Рог.

Согласно американскому журналу Foreign Policy, должность нового специального посланника может заполнить пробел в дипломатических назначениях администрации Байдена, которая сегодня занимается перестановкой кадров в Госдепартаменте. Этот процесс может занять несколько недель или месяцев, так как кандидаты должны выдвигаться американским президентом и получить одобрение Сената.

Что касается должностей специальных посланников, то они не требуют одобрения Сената, что облегчает задачу новому посланнику на Африканском Роге подобно его коллегам Тимоти Лендеркингу, специальному посланнику в Йемене, и Роберту Малли, специальному посланнику в Иране. Все они руководят важными миссиями, не терпящими отлагательств.

Новый посланник США столкнется с множеством вызовов и проблем, наиболее заметными из которых являются хрупкость правительства Сомали, борющегося с террористической группировкой «Аш-Шабаб», и конфликт в Эфиопии при участии Эритреи.

По мнению Робби Грэммера, одного из авторов Foreign Policy (занимается освещением дипломатических вопросов и проблем национальной безопасности), наиболее серьезным кризисом в глазах американских политиков является война в Эфиопии и кампания в районе Тыграй на севере страны, где царит этническое насилие, жертвами которого становятся тысячи людей. Сегодня миллионы местных жителей нуждаются в срочной гуманитарной помощи.

Официальные лица США опасаются, что конфликт в Тыграе превратится в полноценный региональный кризис с распространением волнений на соседние Эритрею и Судан.

Одним из основных претендентов на новую должность является Дональд Бут, опытный дипломат. В настоящее время он служит специальным посланником США в Судане, а ранее работал послом США в Либерии, Замбии и Эфиопии.

Администрация Пейна еще не подтвердила новость о назначении спецпосланника на Африканский Рог, но госсекретарь Энтони Блинкен ранее сообщил Сенату, что эта идея активно обсуждается администрацией, поскольку черный континент является приоритетом для Байдена и его заместителя Камалы Харрис. Новый президент уже проявил заинтересованность в активизации отношений с Африкой. В частности, он хотел поговорить со своим кенийским коллегой Ухуру Кениатой, а Харрис провела переговоры с главой ДРК Феликсом Чисекеди.

Возможно, обсуждение в администрации США сосредоточится на том, будет ли новый посланник подчиняться непосредственно президенту, госсекретарю или его помощнику по делам Африки, и как будет осуществляться координация между посланником и посольствами США в регионе в дополнение к другим государственным органам.

В любом случае мы ожидаем, что специальный посланник сможет вести переговоры и позаботиться об американских интересах от имени Вашингтона, особенно при наличии прямой линии между ним и президентом или его администрацией, поскольку Соединенные Штаты обладают большим весом в регионе. Этот вес позволяет стране участвовать в урегулировании конфликтов и кризисов на Африканском Роге.