В последние три месяца обстановка в Донбассе обострилась. С начала года в боевых действиях на востоке Украины погибли 20 украинских военнослужащих. Это значительный рост по сравнению с предыдущим годом, когда погибли 49 военных (в том числе с 15 до 27 июля, то есть в период фактического действия режима прекращения огня). В феврале украинские позиции 180 раз подвергались обстрелу. Для сравнения: в августе 2020 года (то есть в первый полный месяц перемирия) произошло 48 обстрелов.

На фоне нарушения режима прекращения огня обеими сторонами конфликта дальнейшее его действие оказывается под вопросом. Учитывая возрастающее нетерпение президента Владимира Зеленского в связи с патовой политической ситуацией, сложившейся вокруг урегулирования конфликта, а также рост напряженности в отношениях как между Россией и Украиной, так и между Россией и Западом, в ближайшее время можно ожидать всплеска интенсивности военных действий в Донбассе.

Комментарий

Заявленное Зеленским после прихода на президентский пост желание достичь реального компромисса по Донбассу, которое нашло воплощение в смягчении позиции в отношении России, не дало желаемых результатов. Прошедший в декабре 2019 года в Париже саммит лидеров Украины, России, Франции и Германии в так называемом нормандском формате не стал переломным, а большая часть появившихся на нем договоренностей не удалось претворить в жизнь. Основной причиной провала переговоров стало стремление Москвы урегулировать конфликт на своих условиях. Она хочет, чтобы Киев признал руководство самопровозглашенных республик, а также провел выборы на оккупированных территориях, не требуя вывода вооруженных формирований и возвращения контроля на украино-российской границе. Украина, в свою очередь, не соглашается на такие условия, поскольку фактически это будет означать ограничение ее суверенитета.

Отсутствие перелома в переговорном процессе на тему Донбасса склонило Зеленского обратиться к более жесткой политике в отношении России. В феврале были введены санкции против ведущего пророссийского политика на Украине Виктора Медведчука, имеющего семейные связи с Путиным, а также была заблокирована работа трех пророссийских информационных каналов. Нарастающее раздражение украинского президента, проявляющееся в том числе в призывах к США с просьбой вмешаться в преодоление конфликта, а также поддержать «Крымскую платформу» (новая инициатива, связанная с оккупированным Крымом) и стремление украинцев присоединиться к НАТО.

Киев, который старается склонить западных партнеров оказать давление на Москву, указывает на угрозу дальнейшей эскалации военных действий в Донбассе, которые инициируют россияне. Представляется, что такое развитие событий будет Киеву на руку. Если обстановка обострится, европейские страны могут занять более решительную позицию по вопросу урегулирования конфликта на востоке Украины и/или организовать очередной саммит в нормандском формате. Зеленский недоволен непродуктивностью нормандского формата, но не может подвергнуть его критике, из-за связанных с его существованием западных санкций в отношении России. Сохранение ограничительных мер выступает в глазах избирателей важным фактором, влияющим на оценку эффективности украинской внешней политики.

В том числе как попытку оказать давление на Францию и Германию можно расценивать туманное высказывание Зеленского о проведении личных переговоров с лидерами нормандского формата, а также заявление главы Офиса президента Андрея Ермака о подготовке нового мирного плана по Донбассу, который, по его словам, разрабатывается немецкими и французскими дипломатами (об обеих этих инициативах было сказано только один раз, поэтому сложно сказать, насколько они реальны). Иным методом давления на Берлин и Париж можно назвать выражаемые украинским руководством ожидания по поводу подключения к переговорам Соединенных Штатов, позиция которых, представленная новым президентом Джо Байденом, стала более принципиальной, чем при администрации Трампа.

Существенным фактором, влияющим на то, что действия Зеленского становятся более решительными, выступает падение уровня общественной поддержки его самого и партии «Слуга народа». Урегулирование конфликта было центральным предвыборным обещанием, служившим реакцией на ожидания общества. Невыполнение этого обещания не только бросает тень на авторитет Зеленского как политика, но и становится препятствием к его возможному переизбранию. Активность в мирном процессе, по задумке украинского президента, призвана пресечь попытки оспаривания его эффективности политическими противниками. Этой цели служат санкции, веденные против лидера пророссийской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Медведчука. Они должны показать обществу, что Зеленский готов решительно противостоять российской агрессии в любой ее форме.

Кремль с возрастающим раздражением следит за действиями Киева как в сфере затягивания переговоров вокруг урегулирования конфликта в Донбассе (Москва считает все его инициативы попыткой изменить Минские соглашения в пользу Украины), так и в сфере введения ограничительных мер против пророссийских СМИ и поддерживающих Россию политиков. Сохраняющаяся патовая ситуация, дальнейшее охлаждение отношений между Кремлем и Западом, а также кризис в Белоруссии склоняют Россию занять более конфронтационную позицию в том числе в контактах с Киевом. Москва рассчитывает, что эскалация боевых действий в Донбассе в сочетании с традиционной информационной войной, а также антиукраинскими операциями в экономической и цифровой сфере (кибератаки на объекты критической инфраструктуры, инициирование акций саботажа) позволит усилить давление на Киев и заставить западные страны предпринять попытку прийти к соглашению.

Обострение военной обстановки происходит на фоне повышенного присутствия военной техники и разведывательных подразделений вооруженных сил РФ, а также мобилизации сил сепаратистов в так называемых Луганской и Донецкой народных республиках. Увеличение количества инцидентов может быть попыткой спровоцировать Киев на ответные действия, которые Москва представит как акт необоснованной агрессии. Важным инструментом для создания атмосферы напряженности становится медийная активность, заключающаяся в распространении дезинформации. Ее цель состоит в формировании искаженного представления о намерениях противника, создании ощущения неизбежности развязывания военного конфликта и дискредитации направленных на урегулирование ситуации в Донбассе политических инициатив обеих сторон.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.