Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
South China Morning Post (Гонконг): может ли «холодок» между Китаем с Западом заморозить планы Пекина насчет Полярного Шелкового пути?

По мнению наблюдателей, Пекину нужно «плечо Москвы» — и не только ее — для реализации своих торговых амбиций в Арктике. Китайские компании добились «в лучшем случае неоднозначных результатов» в этом регионе.

© РИА Новости Владимир Песня / Перейти в фотобанкЭкспедиция учебного парусного судна "Седов" по маршруту Северного пути
Экспедиция учебного парусного судна Седов по маршруту Северного пути - ИноСМИ, 1920, 31.03.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор, который смотрит на ситуацию сторонним взглядом бизнесмена из Гонконга, пророчит арктическим амбициям Китая трудное будущее. Ведь Арктика — зона интересов либеральных стран типа Канады и Швеции, а у них с Китаем спор по вопросу о правах человека. Но тут на сцену выходит Россия со своим Севморпутем и становится светлым пятном в этой мрачной картине.

За три года, прошедшие с момента представления Пекином его концепции торгового маршрута под названием Полярный Шелковый путь (Polar Silk road), ему удалось добиться некоторого прогресса в том, что касается расширения своего присутствия в Арктике.

Китайские компании и организации открыли для себя новые маршруты для перевозки товаров, а также направили научные экспедиции в этот регион. А в конце прошлого года в стране были также анонсированы планы относительно запуска в 2022 году спутника, с помощью которого можно будет наблюдать за морскими путями, а также следить за изменениями в состоянии морского льда.

Эта концепция является частью многомиллиардной (в долларах) инициативы «Один пояс, один путь», цель которой состоит в расширении китайского влияния по всему миру за счет инвестиций и строительства инфраструктуры. Кроме того, официально все это является составной частью проекта национального развития на следующие пять лет.

Однако наблюдатели считают, что реализации арктических амбиций Китая может помешать ухудшение его отношений с Западом. Да и мера, в которой Китай может рассчитывать на поддержку со стороны России, тоже остается под вопросом.

Китай представил свою концепцию Полярного Шелкового пути в специальной Белой книге, которая была опубликована в 2018 году. В ней было сказано, что Пекин будет поддерживать компании, которые создают инфраструктуру и осуществляют пробные коммерческие перевозки, способствующие «созданию дополнительных возможностей в Арктике».

Кун Сюанью, который в то время занимал пост заместителя министра иностранных дел, сообщил о том, что Пекин считает себе важным игроком в Арктике — хотя страна и не является арктическим государством.

«Что касается той роли, которую Китай будет играть в этом регионе, то я хочу подчеркнуть два момента. Во-первых, мы не вмешиваемся и, во-вторых, мы не будем отсутствовать», — сказал Кун.

Самым важным международным форумом для решения этих вопросов является Арктический совет, членами которого являются восемь государств, обладающих суверенитетом в отношении территорий внутри Северного полярного круга. Это Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и Соединенные Штаты.

Китай, присоединившийся к Совету в 2013 году в качестве наблюдателя, имеет непростые отношения со многими его членами.

Только на прошлой неделе две страны из его состава — Соединенные Штаты и Канада — ввели напрямую против Пекина санкции за предполагаемые нарушения прав человека в Синьцзяне, а Дания, Финляндия и Швеция сделали это косвенно, через Европейский Союз. Китай в ответ ввел санкции в отношении всех этих стран.

На этом фоне Пекин пытается укрепить связи с Москвой, а российский министр иностранных дел Сергей Лавров на этой неделе посетил китайскую столицу и провел там переговоры.

В соответствии с ротационным принципом, Россия с мая нынешнего года в течение двух лет будет председательствовать в Арктическом совете, однако, это не означает, что Китай может автоматически рассчитывать на поддержку своего соседа в том, что касается расширения доступа в этот регион. Такое мнение высказал Вань Чуансинь (Wang Chuanxing), политолог из расположенного в Шанхае Университета Тунцзи (Tongji University).

«Китаю нужно будет развивать как двусторонние, так и межправительственные связи в рамках этого Арктического совета для реализации своих планов», — отметил Вань.

«Россия считает Арктику своим задним двором, и, кроме того, значительные интересы этой страны в области безопасности связаны с этим регионом. Были достигнуты определенные успехи в совместной работе с Китаем в Арктике и существует еще много возможностей для развития сотрудничества, однако Россия, на самом деле, имеет немало своих соображений на этот счет, включая ее собственные связи с Соединенными Штатами».

«Поэтому не следует ожидать от Москвы значительных шагов, которые будут восприняты как односторонне выгодные для Китая», — отметил он.

Марк Лантэнь (Marc Lanteigne), доцент Арктического университета Норвегии (Arctic University of Norway), согласен с тем, что Китаю не следует ограничиваться только Россией для реализации своей концепции.

«Главный вопрос относительно будущего (Полярного Шелкового пути) состоит в том, может ли он в какой-то мере быть расширен за пределы российской Арктики, поскольку недавние попытки добиться успеха в этом направлении, в лучшем случае, принесли неоднозначные результаты», — отметил он.

По мнению Лантэня, некоторые довольно успешные китайские проекты в этом регионе пока связана с приобретением акций крупного предприятия «Ямал СПГ», расположенного на севере России, а также с Северным морским путем (Севморпути) в качестве запасного для Китая морского пути — на случай, если проливы, связывающие Китай с Индийским океаном, окажутся перекрыты.

Однако были и неудачи, среди которых можно назвать участие китайских компаний в тендере на реконструкцию аэропорта в Гренландии. Кроме того, Китай не смог приобрести аэропорт Кемиярви в Финляндии и не добился участия в разработке золотоносного месторождения в провинции Нунавут (Nunavut) на севере Канады.

Миа Беннет (Mia Bennett), доцент Университета Гонконга (University of Hong Kong), занимающаяся вопросами Арктики, полагает, что Китай смог улучшить свой физический доступ в этот регион за счет строительства своих собственных ледоколов и производства стали ледового класса, однако он может столкнуться с тем, что его инвестиционные возможности «будут все больше сокращаться».

«С учетом того, как в последние годы и месяцы Соединенные Штаты, Финляндия и Канада блокировали китайские инвестиции в свою инфраструктуру и ресурсы, китайские компании, вероятно, столкнуться с достаточно враждебным инвестиционным климатом во всем Арктическом регионе за пределами России», — отметила Беннетт.

Санна Копра (Sanna Kopra) из Арктического центра финского Лапландского университета (University of Lapland) считает, что эта враждебность может распространиться и на область исследований.

«Хотя новые санкции (Евросоюза) не относятся к ученым, занимающимся арктическими проблемами, они, скорее всего, будут разрушать общее доверие, а также ослаблять потенциал научного сотрудничества между Китаем и арктическими государствами», — подчеркнула она.