Москва — Весна приносит хорошие новости: продажи автомобилей в России в апреле по сравнению с прошлым годом в буквальном смысле взлетели вверх. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), автодилеры продали 151964 новых автомобилей, то есть на 290% больше, чем в апреле 2020 года.

Однако никакой эйфории эти данные не вызывают у Томаса Штерцеля (Thomas Sterzel), председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, поскольку показатели весной прошлого года из-за строгого локдауна оказались очень низкими. «В целом, за первые четыре месяцы было продано 515934 новых автомобилей, то есть, как и ожидалось, на 24,3% больше по сравнению с результатами 2020 года, однако на 4,5% меньше, чем в 2019 году», — отметил Штерцель.

Привлекательный российский рынок

Когда-то крупные производители изо всех сил стремились попасть на российский рынок, поскольку Кремль довольно рано с помощью протекционистских мер создал соответствующие условия для локализации производства. «Тойота», «Фольксваген», «Форд», «Рено» и «Дженерал Моторс» — все эти компании пришли в Россию для того, чтобы на пространстве от Санкт-Петербурга, Калуги, Тольятти и до Владивостока построить собственные заводы.

Московский автосалон стал составлять конкуренцию Франкфурту и Женеве, признанным лидерам в этой области. В 2008 году Матиас Виссманн (Matthias Wissmann), возглавлявший немецкую Ассоциацию автомобильной промышленности (Verbands der Automobilindustrie), при посещении ярмарки в Москве заявил о том, что Россия скоро станет самым важным рынком в Европе, а количество продаваемых в год новых автомобилей приблизится к 3,5 миллионам. Однако этим предсказаниям не суждено было сбыться. Сначала этот показатель составил 1,6 миллиона (2017 год), затем 1,8 миллиона (2018 год), затем 1,76 миллиона (2019 год), а сегодня в России вновь продается в год 1,6 миллиона новых автомобилей.

В этом году эксперты Ассоциации европейского бизнеса предсказывают рост продаж на 2,1%, а это значительно ниже тех сказочных величин. Рынок в России испытывает сложности, связанные с постоянным обесцениванием рубля, а также в результате сокращающихся уже в течение многих лет реальных доходов населения.

Вольф как модернизатор

Из-за кризиса в сложном положении оказалась и принадлежащая Олегу Дерипаске компания ГАЗ. В прошлом году продажи легкого коммерческого транспорта сократились на 20%, и этот показатель составили 51159 единиц. Логично, поскольку по причине кризиса потребность в автомобилях промышленного назначения тоже снижается.

При этом концерн из Нижнего Новгорода, руководство которым осуществляет председатель совета директоров Зигфрид Вольф, может похвастаться тем, что за последние десять лет была на заводе была проведена успешная модернизация и определены новые направления. Когда-то на этом предприятии производились легковые автомобили «Волга», но в последнее время на нем стали производить коммерческие автомобили, автобусы, грузовые автомобили, и прежде всего небольшие грузовики «Газели». Эти «Газели» продаются сегодня не только в России, но и в странах СНГ, а также экспортируются в Северную Африку и в Южную Америку.

Вторая опора

Помимо этого, Вольф с помощью сборки автомобилей других марок создал для этого предприятия вторую опору. Особенно успешным оказалось сотрудничество с «Фольксвагеном». С 2011 года в Нижнем Новгороде собираются различные модели «Фольксваген» и «Шкода». Планировавшееся еще более тесное сотрудничество — одно время даже обсуждался вопрос о непосредственном участии концерна «Фольксваген» — не состоялось из-за санкций, которые в 2018 году Соединенные Штаты ввели против близкого к кремлю миллиардера Дерипаски и которые касались непосредственно его участия в компании ГАЗ.

Концерн ГАЗ уже в течение трех лет находится в черном списке подчиненного американскому Министерству финансов Агентства по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control). С того момента угроза санкций действует на ГАЗ как тяжелое бревно, привязанное к ноге человека, поскольку тем самым другим предприятиям тоже запрещается сотрудничество с этим концерном. Однако введение санкций постоянно откладывается — нынешняя отсрочка действует до января 2022 года, и, тем не менее, это во многом осложняет концерну ГАЗ международную кооперацию. Поставщики комплектующих и банки, работающие с компанией ГАЗ, тоже рискуют оказаться под санкциями. Поэтому компания «Даймлер» уже прекратила совместную работу с концерном ГАЗ.

Отчеты

Агентства по контролю за иностранными активами требует, чтобы Дерипаска отказался от управления предприятием. Ежемесячно этот концерн должен предоставлять отчет о том, что ни Дерипаска, ни другие находящиеся в черном списке российские олигархи, там не работают. Дерипаска, этот хорошо знакомый с Австрией русский, уже отказался от оперативного управления предприятием, однако запланированная продажа пока не состоялась.

Поэтому и сам концерн не продвигается вперед. Однако Дерипаска надеется на то, что в ближайшие два года американские санкции против России будут смягчены, и об этом он сам заявил в четверг. В таком случае он оказался бы одним из главных бенефициаров.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.