По мнению парижской «Монд», проблема с дефицитом стала следствием пандемии коронавируса, которая нарушила логистические цепочки поставок и дезорганизовала глобальные рынки. Западные производители испытывают серьезный недостаток сырья, в первую очередь древесины, стали и цемента. Особенно сильный удар в Европе был нанесен по строительному сектору, которому не хватает пиломатериалов, железных конструкций, плиток и кафеля. Во Франции в последние месяцы цены на древесину подскочили на 15%, всего на стройматериалы — на 12%. С декабря 2020 года цены на сталь увеличиваются на 15-20% каждый месяц.

Еще одним источником проблем для строительной отрасли стало нарушение поставок из Индии — главного в мире производителя керамических изделий, в частности, садовой плитки. Резкая вспышка эпидемии в этой стране нарушила работу многочисленных предприятий и портов, в Европу направляется все меньше контейнеров. Среди причин сложившейся в Европе нехватки стройматериалов аналитики наряду с эпидемией коронавируса называют Брексит, временную блокировку Суэцкого канала, а также резко возросший спрос на ряд товаров и услуг.

Дорожают практически все строительные материалы: сталь, дерево, стекло, изоляционные компоненты, цемент и даже известка. Кроме того, заказанные материалы приходят с запозданием, стройки затягиваются. Президент французской федерации строителей Оливье Саллерон заявил, что строительство новых объектов под угрозой, Франция недополучит сотни тысяч квартир. Европейские застройщики ожидали роста цен, но не до такой степени. Главную причину они видят в том, что в Китае и США начался строительный бум, в то время как сталеплавильная отрасль не ожидала столь быстрого восстановления спроса. Дефицит стали настолько велик, что производители вводят квоты, которые в конечном счете бьют и по потребителю.

Аналогичная картина складывается с лесоматериалами, застройщикам не хватает досок, балок, рам и других деревянных компонентов. Европейские производители древесины снабжают в первую очередь американцев и китайцев, которые многократно переплачивают и отбирают «хлеб» у своих коллег в Европе. Ситуацию усугубляет массовый тренд на строительство деревянных домов, что вызвано как модой, так и современными экологическими требованиями. Если французские застройщики покупали до сих пор дерево по цене в 200-300 евро за кубометр при доставке на стройку, то американские конкуренты готовы платить 700 евро уже на выходе с лесопилки. Фактическое рейдерство американцев на европейском рынке связано и с тем, что для них стал слишком дорогим канадский лес — в результате 20% тарифа на канадскую древесину, введенного в 2017 году администрацией Дональда Трампа.

В результате удорожания стройматериалов и задержек с их поставками возникает серьезный кризис в строительной отрасли не только Западной Европы, но и других стран. Это свидетельствует, по мнению аналитиков, о кризисе глобализации, которая до эпидемии обеспечивала надежные поставки товаров. В Европе этот кризис отразился в первую очередь на автомобилестроении, аграрном и строительном секторах. Отмечается дефицит в торговле велосипедами, стиральными машинами, автомобилями и смартфонами.

О беспрецедентном дефиците древесины и пиломатериалов сообщают немецкие строительные фирмы. Работы затягиваются, цены растут, и в конечном счете за это будет платить потребитель. В качестве основной причины немцы также называют повышенный спрос в Китае и США, которые скупают по завышенным ценам древесину на лесопилках Германии. При этом они не брезгуют и древесиной более низких сортов.

Австрийская «Штандарт» (Der Standard) отмечает серьезный дефицит чипов и полупроводников из Азии, который привел к росту стоимости бытовой электроники. Наряду с перебоями в поставках вырос спрос на телевизоры и домашнюю электронику — компьютеры и ноутбуки. Это объясняется условиями карантина, когда люди вынуждены жить и работать «на удаленке». По оценке маркетологов, цены на телевизоры премиального сегмента выросли за год на 30%, за ними неизбежно последуют компьютеры.

Тайваньский производитель компьютеров Asus уже предупредил, что рост цен на компьютерную технику неизбежен. Японская «Сони» (Sony) также проинформировала покупателей, что игровая приставка Playstation 5 будет дефицитным товаром вплоть до 2022 года. Большинство маркетологов уверено, что дефицит полупроводников продлится до середины 2022 года, что приведет к нехватке чипов, ограничит производственные мощности и вызовет рост цен. Увеличить производство практически невозможно, поскольку фабрики по производству электроники обычно работают на 95% мощности.

Примечательно, что нехватка компонентов негативно отразится и на автомобильной отрасли. Немецкая консалтинговая фирма Alix Partners исходит из того, что в 2021 году будет выпущено на 3,9 миллиона автомобилей меньше ввиду нехватки чипов. Это обойдется мировой автомобильной отрасли в 110 миллиардов долларов. В нынешних условиях автопром конкурирует за чипы с ИТ-индустрией и бытовой электроникой.

В Германии по данным немецких СМИ дефицитным товаром становятся велосипеды. Это также результат повышенного спроса (на 300 процентов), вызванного пандемией, так как люди избегают общественного транспорта. С другой стороны, вследствие коронавирусных ограничений и недопоставок комплектующих из Азии мировое производство велосипедов упало на 30 процентов. Потребители в Европе отмечают нехватку всех видов велосипедов — гоночных, детских, горных и гибридных.

В целом указанные проблемы, по мнению немецкого издания «Капитал» (Capital), ведут к значительному удорожанию стоимости товаров и сырья и негативно отразятся на кармане потребителей. Дефицит ресурсов носит глобальный характер, он касается также продовольственных культур — пальмового масла, сои и кукурузы. В свою очередь бум рассылок привел к дефициту упаковочного материала — картона и бумаги. Все это создает уникальную ситуацию, которая потребует создания новых производств и перестройки логистических цепочек, но на это уйдет время.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.