Лидеры стран ЕС хотят встретиться и обсудить, как действовать единым фронтом в отношениях с Россией. Но удачный момент пока не представился. Очередная попытка будет предпринята на саммите, который состоится на следующей неделе.

Отношения ЕС и России в очередной раз зашли в тупик. Не проходит и месяца без очередной выходки России, на которую ЕС отвечает по меньшей мере словесными угрозами.

А вот и свежий пример: на прошлой неделе Россия включила Чехию в новый перечень «недружественных стран». В апреле Чехия заявила, что в 2014 году российские спецслужбы взорвали в стране склад боеприпасов, после чего в отношениях стран возник дипломатический кризис.

И это лишь один подобный случай из длинного списка. После отравления оппозиционера Алексея Навального отношения стран начали стремительно ухудшаться. Министр иностранных дел Сергей Лавров унизил верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля (Josep Borrell) и уже грозил, что Россия готова разорвать отношения с ЕС.

Усугубилась и ситуация с санкциями. После ареста Навального и событий на митингах оппозиции Евросоюз ввел новые санкции, на которые Россия ответила запретом на въезд в страну для восьми человек, включая председателя Европейского парламента Давида Сассоли (David Sassoli).

Лидеры стран ЕС хотят встретиться и обсудить, как действовать единым фронтом в отношениях с Россией. Но удачный момент пока не представился. На прошлом саммите главной темой была пандемия коронавируса. Лидеры ЕС попробуют поднять тему отношений с Россией на ближайших встречах 24 и 25 мая. Конкретная цель обсуждений пока не ясна.

В 2016 году страны ЕС сформулировали пять базовых принципов в отношениях России и ЕС.

Взаимодействие со страной ограничено: дипломатические отношения поддерживаются только в тех вопросах, которые отвечают интересам ЕС. Регулярные двусторонние встречи не проводятся. ЕС намерен воздерживаться от активного диалога, пока не будут соблюдаться Минские договоренности. Столкновения на востоке Украины так и не прекратились.

И хотя в основных принципах страны ЕС пришли к взаимопониманию, на уровне руководителей стран — членов ЕС ситуация утверждена не была. В Евросоюзе наблюдается явный раскол. Например, важнейшие страны ЕС и Финляндия выступают за продолжение диалога с Россией, а представители восточной части Центральной Европы считают, что им больше подойдет заморозка отношений.

По словам Борреля, ЕС сам загонит себя в угол, если не будет поддерживать диалог с Россией. Из-за этих внутренних разногласий некоторые страны ЕС поддерживают двусторонние отношения с Россией в частном порядке, что отвечает стремлению России ослабить ЕС. Россия считает ЕС частью коллективного Запада, отношения с которым сейчас находятся в худшем состоянии с советских времен. Но в России уверены, что дна отношения еще не достигли.

В вопросе диалога России и ЕС также следует учитывать, что Россия считает Евросоюз слабой организацией — особенно в вопросах, касающихся внешней политики, которые чаще всего освещаются в прессе. В Москве визит Борреля еще до его начала посчитали бесполезным, никто даже не задумывался, что унижение Борреля может повлечь за собой последствия. Когда чуть позже в Петербург приехал с визитом министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто (Pekka Haavisto), атмосфера была совсем иной.

Для России это принципиальный вопрос. В международной политике она считает важнейшими игроками те государства, которые борются за лидерство.

На практике, конечно, играет свою роль и смена руководства США, поскольку Джо Байден (Joe Biden) относится к Европе положительнее и внимательнее, нежели его предшественник. Даже временное укрепление отношений Европы и Америки, безусловно, России не по нраву.

В российской прессе ЕС и его страны все чаще представляют вассалами Америки. Конечно, это пропаганда, но некоторые представители элиты действительно так думают. Однако умалчивают о том, что Россия и сама может стать полигоном для другой великой державы — Китая.

Кризис в отношениях России и Чехии стал неожиданностью. Еще недавно Чехию причисляли к лагерю стран ЕС, дружелюбных к России. С другой стороны, предпосылки ухудшения отношений уже витали в воздухе. Сейчас одного журналиста обвиняют в госизмене за передачу секретной информации Чехии.

Испортились отношения и со многими другими странами, но самое масштабное событие — разрыв «особой связи» с Германией. Ситуация резко изменилась после отравления Навального, переменам также предшествовало возмущение Германии в связи с политическими убийствами, совершенными в том числе и в Берлине.

В России еще не полностью осознали, что на обстановку сильно повлиял выход Великобритании из ЕС, то есть Брексит. После него роль Германии в ЕС возросла, и единство ЕС стало для Германии важнее, чем раньше. Так что у Германии не может быть «своей» линии в отношении России, которая, вероятно, была бы мягче, чем у остальных стран. В Москве изменившееся отношение посчитали главным образом реакцией на дело Навального, из-за чего руководство страны восприняло ее как личную обиду.

Однозначно охарактеризовать отношение Германии к России пока трудно. Скоро к власти в Германии придет новый лидер — на смену Ангеле Меркель.

Внешняя политика России тоже довольно многоликая. Официально ей занимаются Кремль и Министерство иностранных дел, но на практике в ней участвуют и другие министерства, органы безопасности, а также предприятия и группы, каким-либо образом связанные с государством. Все они подчинены президенту Владимиру Путину.

Россия нередко использует наемных военных, хакеров, берет на вооружение взрывы и отравления, причиняет дискомфорт другим странам, хотя и отрицает свою причастность к этому.

Роль этих внешних игроков, не имеющих отношения к традиционной дипломатии, возросла, а роль МИДа снизилась. Важное место заняли представители элитных силовых структур, в чьих глазах Запад уже объявил России войну. Для них все средства хороши.

Россию иногда ловят на нарушениях, но ее это не пугает — ведь, по ее словам, Запад начал первым. Кроме того, Россия не считает санкции попыткой Запада повлиять на ее действия. Россия лишь видит в них черты, присущие политике Запада в отношениях с Россией.

Однако Россия не пытается изолироваться от других, хотя со стороны так и может показаться. Цель России — добиться, чтобы к ней относились как в великой державе, то есть допускали к столу переговоров, за которым принимаются важные решения.

ЕС тоже не ждет быстрого улучшения отношений.

И все же ЕС и Россия по-прежнему считаются важными партнерами. Это частично повлияло на колебания многих стран ЕС в выдвижении строгих санкций. Россия, правда, считает своими партнерами страны по отдельности, а не ЕС в целом.

Возможная встреча лидеров ЕС, посвященная России, будет важным сигналом. Правда, пока еще не ясно, насколько удачно все пройдет. Неубедительный итог встречи может лишь еще сильнее запутать отношения с Россией.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.