Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Хуаньцю шибао (Китай): саммит Байдена и Путина вредит интересам Китая? Это не соответствует действительности

© REUTERS / Peter Klaunzer/Pool via REUTERSФлаги России и США
Флаги России и США - ИноСМИ, 1920, 16.06.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Совсем скоро пройдут переговоры Байдена и Путина, которые, по мнению китайского эксперта, Вашингтону явно нужнее, чем Москве. И Путин уже перестал быть «убийцей», и в отношении «Северного потока — 2» американцы стали более сговорчивыми. Сам же Путин на этом саммите преследует три цели, о которых он ясно дал понять.

Сегодня в Женеве пройдет саммит Байдена и Путина — первая личная встреча глав государств США и России с момента прихода к власти Джо Байдена. Накануне переговоров российский лидер Владимир Путин открыто заявил, что российско-американские отношения «деградировали до низшей точки в последние годы». Американский лидер Байден изменил свое предыдущее заявление о том, что Путин «убийца», сказав, что для этой встречи «это не важно». Такое таинственное изменение отношения показывает, что Вашингтону на самом деле нужны стабильные американо-российские отношения больше, чем Москве.

Во-первых, Байден не хочет, чтобы конфронтационные отношения между США и Россией вышли из-под контроля.

Взглянув на итоги процесса инициирования американо-российского саммита, можно заметить, что Соединенные Штаты возлагают на эту встречу больше ожиданий и действуют более инициативно, чем Россия. Чтобы способствовать этой встрече, администрация Байдена даже объявила о снятии санкций с оператора газопровода «Северный поток — 2».

На протяжении своей политической карьеры Байден долгое время отрицательно относился к России. Пройдя путь от члена Конгресса до вице-президента администрации Барака Обамы, Байден активно участвовал в формировании политики США в отношении стран бывшего Советского Союза, особенно в отношении Украины и России. Он в значительной степени способствовал Евромайдану, который вспыхнул на Украине в 2014 году, и вплоть до прихода к власти Трампа в 2017 году руководил политическим курсом США в отношении Украины. Во время президентских выборов в США в 2020 году появилась компрометирующая информация, что его сын Хантер Байден замешан в коррупционном скандале с украинскими властями, и американские СМИ даже увидели в этом российский след. Войдя в Белый дом, Байден неоднократно заявлял, что накажет Россию и продлит/расширит санкции, введенные против РФ при Трампе. Поэтому нетрудно обнаружить, что инициатива Байдена по улучшению американо-российских отношений в таком свете выглядит весьма противоречиво.

Однако, исходя из национальных интересов США, Вашингтон, который стремится усмирить внутренний хаос и продвигать Индо-Тихоокеанскую стратегию, теперь нуждается в стабильных и предсказуемых американо-российских отношениях. Хотя отношения между странами долгое время были враждебными, Байден не хочет, чтобы эта конфронтация вышла из-под контроля. Вовлеченные в украинский вопрос США и Россия в настоящее время демонстрируют усиление конфронтации в регионах Черного и Балтийского морей. Соединенные Штаты не хотят начинать войну с Россией из-за украинского кризиса, в то время как Россия уже готова вести войну среднего масштаба в Новой Восточной Европы, центр которой — Черноморский регион. Соединенные Штаты не могут позволить себе вести такую ​​войну.

Говоря о России, с момента начала украинского кризиса Соединенные Штаты и европейские страны ужесточили санкции и меры сдерживания в ее отношении, что создало большие трудности для национальной безопасности и развития Российской Федерации. Чтобы ослабить наступление Запада, Путин, безусловно, пытается использовать любую возможность, чтобы смягчить напряженную конфронтацию с ним, демонстрируя при этом рост влияния России на международной арене. Путин также ясно дал понять, что у него есть три цели относительно этого саммита лидеров России и США: во-первых, восстановить личные контакты между главами двух государств, во-вторых, начать диалог по темам, представляющим общий интерес, и в-третьих, наладить механизм долгосрочного взаимодействия между Россией и США. С приходом Байдена к власти постоянно ухудшающиеся дипломатические отношения между Россией и США находились в состоянии почти полного разрыва. Это крайне ненормально и опасно для двух ядерных держав, и это не то, к чему стремится Россия. «Заимствование лодки для выхода в море» вслед за Соединенными Штатами и начало переговоров не только смягчат становящиеся все более напряженными российско-американские отношения, но также внесут благоприятные изменения в политику европейских союзников Соединенных Штатов в отношении Москвы. Согласно историческому опыту, всякий раз, когда в отношениях между США и Россией наблюдается тенденция к улучшению, европейские страны, особенно «старые» европейские страны, могут пойти даже дальше Штатов в сближении с Российской Федерацией.

Во-вторых, российско-американский «список вопросов» слишком велик, и в переговорах сложно добиться существенного прорыва.

По мнению Белого дома, женевские переговоры направлены «не на построение доверительных и дружеских отношений, а на поиск общих интересов Москвы и Вашингтона». С момента украинского кризиса Россия и США накопили длинный список «проблем», включая конфликт на востоке Украины, необходимость снижения эскалации, переговоры по контролю над ядерными вооружениями, конкуренцию между Россией и США в киберпространстве, политическую ситуацию в Белоруссии, войны в Сирии и Афганистане, а также глобальное управление, в основе которого лежит борьба с эпидемией и изменением климата, и многие другие вопросы. Включение всех вышеперечисленных вопросов в повестку женевских переговоров невозможно, но наиболее актуальные важные вопросы обязательно войдут в обсуждение глав России и США. Вопросы, по которым обе стороны могут прийти к консенсусу или частичному консенсусу, могут включать следующие темы: может быть обсужден украинский кризис и связанное с ним снижение напряженности между Россией и США. Если Москва сможет пойти на некоторые уступки по проблеме востока Украины, Байден может попросить Украину вернуться к Минским соглашениям, подписанным в 2015 году, вместо того, чтобы начинать переговоры по этому вопросу заново. Россия и США также могут восстановить механизм морского и воздушного минимизирования рисков в Черном и Балтийском морях. По вопросу контроля над ядерными вооружениями Россия и США надеются достичь консенсуса, то есть начать переговоры о новых сокращениях стратегических вооружений. В то же время есть надежда, что Россия и США не возобновят переговоры о размещении ракет средней дальности в европейском регионе. Кроме того, могут быть обсуждены такие вопросы, как политический строй Сирии и Афганистана, политическая ситуация в Белоруссии, противоэпидемическое сотрудничество и изменение климата.

Даже если Россия и США придут к соглашению по этим вопросам, кардинального прорыва в российско-американских отношениях не произойдет. По словам Путина, Байден не пойдет на компромисс по «вопросам красной линии», в том числе по недопущению вступления Украины в НАТО, невмешательству во внутренние дела России и Белоруссии и снятию санкций с России. 14 июня, за два дня до встречи сторон, вступили в силу новые санкции США в отношении российских облигаций федерального займа (ОФЗ), что означает, что американские физические лица и компании более не могут покупать российские государственные облигации, номинированные в рублях. Конструктивная игра между Соединенными Штатами и Россией вокруг расширения НАТО на Восток и борьба РФ против этого, санкций и контрсанкций, сдерживания и противодействия сдерживанию, а также «цветных революций» и «антицветных революций» никуда не денется. Эти антагонистические элементы составляют основу российско-американских отношений.

В-третьих, то, что «российско-американские переговоры в Женеве задевают национальные интересы Китая», не соответствует действительности.

Байден выступил с инициативой провести двусторонний саммит. Помимо установления контролируемых отношений между Россией и Соединенными Штатами и противодействия рассеиванию большого количества стратегических американских ресурсов за границей, он также надеется высвободить больше стратегических ресурсов для продвижения Индо-Тихоокеанской стратегии США, при этом суть ее — это стратегическая конкуренция с Китаем. Но Россия не возьмет на себя инициативу обсуждать проблему Китая во время женевских переговоров. В соответствии с молчаливым согласием на стратегическое сотрудничество между Китаем и Россией, даже если в ходе переговоров в Женеве Соединенные Штаты поднимут вопрос Китая, после саммита российская сторона в любом случае обсудит это с китайской. Посол России в Китае Андрей Денисов не так давно отметил, что, если главы России и США будут говорить во время встречи о проблемах, связанных с Китаем, Россия обязательно проинформирует об этом КНР, и российско-китайские отношения ни в коем случае не изменятся из-за сдвигов в отношении США к РФ.

Наблюдаемые на протяжении длительного исторического периода трехсторонние отношения Китая, США и СССР 1970-х годов трансформировались в сегодняшние трехсторонние китайско-американско-российские отношения. Однако степень взаимодействия в игре с нулевой суммой между Китаем, США и Россией не так хороша, как в треугольнике Китай-США-Советский Союз. Сейчас стратегическое сотрудничество Китая и России достигло наивысшего исторического уровня. Между КНР и РФ часто происходят стратегические взаимодействия, и долгосрочные стратегические интересы неразрывно связаны. 30 лет с момента распада Советского Союза подтверждают, что Россия не может по-настоящему интегрироваться в Запад. Соединенные Штаты нуждаются в России как во враге, чтобы сплотить и сдерживать своих европейских союзников. После прихода к власти Байдена Америка еще больше усилила двойное сдерживание Китая и России, а постоянное укрепление китайско-российского стратегического сотрудничества значительно укрепило мировые позиции двух стран. Поэтому утверждение, что «российско-американские переговоры в Женеве вредят национальным интересам Китая», не соответствует истине.

У Дахуэй (吴大辉) — проректор Института российских исследований Университета Цинхуа