Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Українська правда (Украина): «Дефендер» и уроки Севастополя от британцев

© CC BY-SA 1.0 / Royal Navy / Перейти в фотобанкБританский эскадренный миноносец «Дефендер»
Британский эскадренный миноносец «Дефендер» - ИноСМИ, 1920, 01.07.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Профессор из славного своими огурцами города Нежин решил прокомментировать морской инцидент с «Дефендером» в стиле шакала Табаки из известного произведения английской литературы. Он с удовольствием вспоминает поражение России в Крымской войне и уверяет, что весь российский флот, с его авиацией и ракетами, уступает одному британскому эсминцу. Словом, строгий британский учитель провел красную линию перед носом московских мечтателей.

События вокруг ракетного эсминца «Дефендер» имеют намного более широкий контекст, чем это кажется на первый взгляд. Особенно, если речь об истории. В свое время британцы учили русских плавать и воевать на море. Ученики оказались посредственными, особенных успехов не имели, да еще и печалили учителей плохим поведением. В Крымской войне британцы дали урок уважения к своим учителям. Царская Россия его хорошо усвоила, и больше никогда не отваживалась на прямой конфликт с Британией.

Начнем издалека. Дедушкой русского военного флота признается английский ботик, отремонтированный по приказу Петра І. На протяжении XVIII в. основную роль в становлении российского флота играли британцы и голландцы.

Британская нянька помогала ему расти, учила плавать и воевать. Изготовленные британцами корабли с британскими офицерами десятилетиями составляли основу российского флота, обеспечивая его крупнейшие победы вплоть до начала ХІХ в.

Создание Черноморского флота России также тесно связано с британцами, так же, как с украинцами, французами и даже американцами. Основателем военно-морской базы и города Севастополя в 1783 г. стал шотландец адмирал Томас Маккензи. Вершиной военно-политического сотрудничества России с Британией были наполеоновские войны, в которых русская армия воевала за английские деньги и с английским вооружением.

После поражения Наполеона отношения Британии и России охладели вследствие начала «Большой игры», соперничества за мировые сферы влияния, в частности, за османское наследство. Соответственно, российский флот перестал получать корабли, техническую и кадровую поддержку от Британии, что вело к его постепенной деградации. Техническому прогрессу России не способствовало и долгое правление Николая І.

После империалистки, но одновременно прагматичной космополитки Екатерины ІІ, Николай І начал строить национальную империю, подавил польское восстание, стал «жандармом Европы», превратил страну в «тюрьму народов».

Он привел страну к международной изоляции, результатом которой стало углубление экономического, технологического и даже военного отставания России. В Западной Европе произошла первая промышленная революция, которая до России почти не дошла. Однако, Николая І вводили в заблуждение многочисленность его армии и флота.

Реальную ситуацию засвидетельствовала Крымская (Восточная) война 1853-1856 годов. Россия рассматривала слабеющую Османскую империю, как свою законную добычу, и начала воспринимать Черное море, как собственное внутреннее озеро.

В ноябре 1853 г. русский флот разгромил в Синопе турецкую флотилию. И все было бы для России хорошо, если бы царь не совершил стратегическую ошибку. Он считал, что западные страны оставят Османскую империю ему на растерзание, в то время, как случилось наоборот.

Европейские страны, в число которых входили Британская, Французская и Австрийская империи, впервые решили обозначить для России красную линию, не допуская ее экспансии на юг. Эта линия прошла по Балканам и водам Черного моря. В январе 1854 г. в Черное море вошли британские и французские корабли. И тут началось самое интересное. Российские адмиралы, показывавшие на турках свою силу, теперь даже не сделали попытку противостоять западным союзникам, и поспешили спрятать весь флот в Севастопольской бухте.

Для надежности, чтобы противник не мог войти в бухту, при входе в нее затопили несколько кораблей. Черное море оказалось в полном распоряжении западных союзников.

Почему же русский флот так легко сдал Черное море? Ответ прост. Без постоянной системной помощи западных стран российский флот и армия были и остаются обреченными на отставание, и могут воевать лишь против значительно более слабых противников.

На начало Крымской войны Россия почти не имела паровых кораблей, нарезного оружия и бесчисленных технических новинок, которыми владели Британия и Франция, и которые уже определяли технологический уровень флота и вооруженных сил.

Русские адмиралы понимали ситуацию и не имели особого желания испытывать судьбу. В случае боевого столкновения российские корабли гарантированно терпели поражение и должны были пойти на дно вместе со своими экипажами и офицерским составом.

Это красивое для отображения художниками-баталистами зрелище никоим образом не привлекало потенциальных жертв. Добровольное затопление русскими своих кораблей без какой-либо попытки вступить в бой стало настоящим стыдом для российского флота.

Одновременно оно свидетельствовало о признании российским командованием своей отсталости и бессилия перед лицом значительно более мощного противника. А воевать против более сильного соперника русские военные и Россия, как государство, не отваживались никогда.

На протяжении 1854-1855 годов британско-французский флот спокойно хозяйничал в Черном и Азовском морях, в том числе, на побережье Крыма.

В конце концов, русским пришлось сдать Севастополь, и под конец осады потопить все корабли Черноморского флота, все еще остающиеся в севастопольском убежище. Разом под воду пошли 75 боевых кораблей и судов. Черноморский флот, строившийся более семидесяти лет, прекратил свое существование без единого выстрела.

Поражение России в Крымской войне довела Николая І до смерти и вызвала долгосрочный общественный кризис. Чтобы выйти из него, пришлось начинать болезненные реформы с модернизации страны.

В свое время британцы учили русских плавать и воевать на море. Ученики оказались посредственными, особенных успехов не имели, да еще и печалили учителей плохим поведением. Поэтому в Крымской войне британцы дали урок уважения к своим учителям. Царская Россия его хорошо усвоила, и больше никогда не отваживалась на прямой конфликт с Британией.

Британия не забыла своей победы. До сегодняшнего дня наивысшей британской военной наградой является Крест Виктории, основанный в честь победы в Крымской войне. По легенде, его изготовляют из металла пушек, взятых, как трофеи, в Севастополе.

Память о Крымской войне сохранили и в Севастополе. В городе существует памятник затопленным кораблям, изображение которого является частью герба Севастополя. В России его парадоксальным образом трактуют, как символ воинской славы Черноморского флота.

Соответственно, военные моряки и жители Севастополя воспитываются на примере, что настоящая героика российского флота состоит в том, чтобы при появлении британцев прятаться и затапливать свои корабли.

Ситуация с эсминцем «Дефендер» и Севастополем в июне 2021 года напоминает повторение урока для забывчивых учеников. Урока, проведенного в виде упрощенной исторической реконструкции событий. Как и 170 лет назад, британский корабль спокойно прошел по водам Черного моря мимо основанного шотландцем Севастополя на виду у созданного британцами русского флота.

Как и 170 лет назад, Россией руководит лицо, строящее национальную империю, хотя в таком виде она не может быть жизнеспособной даже на уровне теоретических конструкций. На постсоветском пространстве Россия ведет себя, как жандарм, пребывая в состоянии все нарастающей международной изоляции. Западные страны вновь задумались о новой красной линии для ограничения претензий большого восточного соседа.

Как и во времена Николая І, технологическое отставание путинской России неудержимо нарастает, однако, российский правитель считает, что имеет мощные вооруженные силы и является реальным вершителем судьбы планеты.

Как и 170 лет назад, разница в технологиях между единственным британским эсминцем и всем российским флотом, вместе с его авиацией и ракетами, остается несоизмеримой. Даже неспециалистам очевидно, что прямое военное столкновение новейшего «Дефендера» с устаревшей российской техникой является смертельно опасной для последней.

За 170 лет на море принципиально ничего не изменилось. После недолгого взлета в советские времена, Россия как была, так и остается слабой морской державой. Пространство ее деятельности в водах мирового океана все более сужается, так же, как это происходит в воздухе и космосе. Маленькая победа над слабой Украиной в Крыму ничего в этом процессе не изменила, свидетельством чего и стал проход британца.

В отличие от Крымской войны, русские не затопили свои корабли в Севастопольской бухте, и осмелились поднять в небо самолеты, чтобы издалека наблюдать за британцем. Однако, генетическая память никуда не делась. Хаотичность действий русских продемонстрировала, что они хорошо знают, что в море хозяин.

Строгий британский учитель сделал свое дело. Очевидно, что маршрут эсминца с символическим названием «Дефендер» и есть той красной линией, которую уже провели перед носом московских мечтателей.

Возможно, все эти размышления слишком запутанны и объяснение событий вокруг эсминца намного проще. Ведь несложно допустить, что британские моряки просто осуществили небольшое туристическое путешествие к побережью Севастополя, как города военной победы своих предков. И с удовлетворением осмотрели памятник затопленным кораблям. И с большим удовольствием убедились, что Россия свято хранит этот многозначный символ своей технологической отсталости, собственных страхов перед Западом и славы британского оружия.