Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

South China Morning Post (Гонконг): чтобы добиться расположения АСЕАН, Россия должна предлагать не только оружие, но и торговлю

© РИА Новости Евгений Биятов / Перейти в фотобанкПМЭФ-2021. Работа форума. День четвертый
ПМЭФ-2021. Работа форума. День четвертый - ИноСМИ, 1920, 27.07.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автора очень огорчают растущие связи России со странами Юго-Восточной Азии. Хотя сам же он и признает: при том отношении Запада к России, которое наблюдается сейчас, нашей стране не остается ничего другого, как повернуться на Восток. Одна беда: военно-политический престиж РФ там пока не подкреплен экономикой.

Ключевые моменты

— Последние 10 лет Москва осознанно разворачивается в сторону Юго-Восточной Азии, надеясь извлечь выгоду из бурно развивающихся рынков и тех возможностей, которые создает острое американо-китайское соперничество в регионе.

— Ей помогает в этом вакцинная дипломатия, но в перспективе России придется выстраивать экономические отношения, основанные не только на поставках оружия.

Один французский офицер в XIX веке прославился следующей крылатой фразой, заставляющей кровь стыть в жилах: «Нет судьи более объективного, чем пушки. Они бьют прямо по цели». Усиливающаяся Россия в XXI веке следует той же самой логике, при помощи самых современных «пушек» и боевой техники склоняя на свою сторону жизненно важные регионы, такие как Юго-Восточная Азия.

За последнее десятилетие Россия превратилась в ведущего поставщика вооружений в этот регион, пользуясь тем, что страны Юго-Восточной Азии модернизируют свои вооруженные силы и разнообразят стратегические партнерства. А в последнее время эта евразийская держава занялась проведением собственной вакцинной дипломатии. Ее президент Владимир Путин утверждает, что российская вакцина «Спутник V» столь же надежна, как и автомат АК-47.

В нынешнюю эпоху китайско-американского соперничества наследники советской империи сознательно представляют себя Юго-Восточной Азии как благотворную и предприимчивую альтернативу двум сверхдержавам. В этом месяце состоялся специальный саммит с участием руководителей дипломатических ведомств России и стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), на котором они продемонстрировали общую заинтересованность в углублении двусторонних стратегических отношений.

Но попытки России восстановить свои прежде прочные позиции в Юго-Восточной Азии, которая в годы холодной войны была важным театром ее соперничества с Западом и Пекином, пока не увенчались особым успехом.

Чтобы стать по-настоящему влиятельной силой в этом регионе, Москве придется существенно расширить двусторонние торгово-инвестиционные отношения с государствами Юго-Восточной Азии, а также умело преодолеть последствия своих недальновидных действий по сближению с нехорошими режимами, особенно с военной хунтой Мьянмы.

Простираясь на 11 часовых поясов от Владивостока до Санкт-Петербурга, Россия является трансконтинентальным колоссом, который непосредственно граничит с западными и восточным пределами евразийского континентального массива и имеет там серьезные интересы.

Продвижение России на юг и восток Азии началось еще со времен Петра Первого. А теперь с виду «европейская» Россия превращается во все более значимого игрока в азиатской геополитике.

К середине XX века Москва достигла зенита своего влияния на Востоке. Коммунистические режимы Китая (КНР), Северной Кореи (КНДР) и Вьетнама (ДРВ) делали ставку на советское покровительство и идеологическое наставничество.

Однако смерть Сталина стала предзнаменованием устойчивого ослабления российского влияния, поскольку маоистский Китай начал укреплять собственную стратегическую самостоятельность, бросая вызов Советам в Юго-Восточной Азии и за ее пределами, и пользуясь при этом содействием Запада. К концу холодной войны единственным союзником Москвы в этом регионе остался Вьетнам.

После распада Советского Союза ослабленная Россия не могла играть сколь-либо значимую роль в процветающей и динамично развивающейся Азии, определяющей чертой которой стало усиление Китая и Индии.

В первые 10 лет пребывания у власти главным приоритетом для Путина было стабилизировать внутриполитическую ситуацию, восстановить экономику, а также заново утвердить власть и влияние России на постсоветском пространстве. Пострадав от западных санкций, введенных после оккупации Крыма, Москва осознанно разворачивается в сторону Юго-Восточной Азии, надеясь извлечь выгоду из бурно развивающихся рынков и новых линий стратегического размежевания, которые возникают в регионе.

Проведя в 2012 году саммит Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества, а годом позже привлекший большое внимание Петербургский международный экономический форум, Путин предельно ясно показал свою твердую решимость усиливать роль России по всей Азии. Его план казался многообещающим по трем основным причинам.

Во-первых, Путин стал примером для подражания среди диктаторов Юго-Восточной Азии, которые намерены скопировать российскую модель «суверенной демократии», реализуемую под руководством харизматичного руководителя. Президент Филиппин Родриго Дутерте, например, назвал российского президента своим «любимым героем». (Дутерте, которого автор походя называет диктатором, победил на демократических выборах, признанных США, и считался в Вашингтоне демократом, пока не занялся «многовекторностью», добавив к США Китай и Россию в качестве важнейших партнеров Филиппин — прим. ред.)

Однако новоявленное влияние России простирается гораздо дальше путинского культа среди азиатских поклонников, которых, к сожалению, много и среди народа. Стремясь ослабить свою зависимость от традиционных западных партнеров, а также от Китая, государства Юго-Восточной Азии стали увеличивать закупки относительно недорогого российского оружия. Россия не сопровождает такие продажи многочисленными дополнительными условиями.

С 2000 по 2019 годы Россия экспортировала в страны Юго-Восточной Азии оружия на 10,7 миллиарда долларов, включая истребители и подводные лодки. По объемам продаж в этом регионе она обогнала самых крупных поставщиков США (8,2 миллиарда долларов) и Китай (2,6 миллиарда долларов).

Если на Западе в России видят угрозу, то в Юго-Восточной Азии ее считают довольно безобидной «средней державой». В отличие от Китая, у России нет непосредственных территориальных и морских споров со странами региона. И в отличие от Запада, она никогда не критикует режимы Юго-Восточной Азии за их внутреннюю политику несоблюдение прав человека.

После начала пандемии covid-19 Путин запустил собственную версию «вакцинной дипломатии», сотрудничая с ключевыми странами региона Индонезией, Вьетнамом и Малайзией, которые будут получать или совместно с Россией производить вакцину «Спутник V», имеющую лучшую репутацию по сравнению с китайскими препаратами.

Но в таком развороте России на юго-восток есть свои ограничения. Одна серьезная проблема заключается в скандальных контактах Москвы с хунтой Мьянмы. Не находя отклика на Западе, правительство Мьянмы сделало ставку на ее дипломатическую поддержку и военное покровительство, надеясь таким образом выдержать внешнее давление, в том числе со стороны АСЕАН.

Как сказал недавно во время визита в Москву одиозный лидер хунты старший генерал Мин Аун Хлайн (Min Aung Hlaing), «благодаря России наша армия стала одной из самых сильных в регионе».

Кроме того, подвергаясь мощным санкциям, Москва сталкивается с трудностями в наращивании торгово-инвестиционных отношений со странами Юго-Восточной Азии, за исключением Вьетнама. Объем двусторонней торговли АСЕАН с Россией в 2019 году составил всего 18,2 миллиарда долларов. Это во много раз меньше объема торговли АЕСАН с Китаем (644 миллиарда долларов) и с США (292,4 миллиарда долларов).

Надо сказать, что страх перед западными санкциями помешал планам России заключить сделки на поставки оружия в такие страны, как Индонезия и Филиппины.

Сейчас становится понятно, что для превращения во влиятельного игрока в этом регионе Россия должна стать чем-то большим, нежели экспортером «пушек» необузданным режимам. Ей придется стать ответственной, заинтересованной в западных ценностях страной. И что самое важное, ей понадобится укрепить торговые и инвестиционные связи с динамично развивающейся АСЕАН.