В торге Партии справедливости и развития (ПСР) Турции с США произошли два очень важных события. Эти два взаимодополняющих сюжета в то же время подразумевают подготовку Эрдогана к Риму и закладывают основу для римской встречи Эрдогана с Байденом, которой турецкий лидер придает большое значение.

Предложение быть тараном в Евразии

Первый сюжет — это статья посла Турции в Вашингтоне Мурата Мерджана (Murat Mercan).

Сигнал Мерджана в адрес администрации Вашингтона в статье под заголовком «Пришло время для примирения Турции и США» был следующим: «У нас общие интересы на Ближнем Востоке, в Северной Африке, бассейне Черного моря и Азии. Для стабильного и безопасного плавания в водах евразийской загадки трансатлантическому сообществу нужны образцы для подражания. Турецкое военное присутствие помогло изменить баланс сил в Большой Евразии в пользу трансатлантического сообщества. Турция и США должны работать вместе» (Defense One, 17.10.2021).

Одним словом, посол предлагает администрации Байдена, чтобы Турция была «тараном» в Евразии от имени трансатлантического мира!

Не стоит забывать, что Мурат Мерджан — это посол непосредственно ПСР и часть команды, которая выстраивает и регулирует отношения Эрдогана как основателя ПСР с администрацией США.

Сдерживание России в Черном море!

Второй сюжет — это доклад ПСР, принятый на Парламентской ассамблее НАТО.

Доклад под названием «Трансатлантические связи и распределение бремени в меняющейся стратегической обстановке», подготовленный депутатом ПСР от Денизли и членом турецкой группы при ПА НАТО Ахметом Йылдызом (Ahmet Yıldız) и единогласно принятый на заседании ПА НАТО в Лиссабоне, начинается с похвалы в адрес администрации Байдена!

В докладе говорится, что Байден после прихода на пост президента «предпринял решительные шаги для внушения доверия НАТО и странам-членам в рамках своей стратегии восстановления глобального лидерства», при этом Турция открыта для репозиционирования своих отношений с США.

Как? Ответ дается в докладе ПСР на ПА НАТО следующим образом: «Турция обеспечивает альянсу НАТО значительный потенциал сдерживания в Черном море против вновь усиливающейся России» («Джумхуриет», Хусейн Хаятсевер (Hüseyin Hayatsever), 19.10.2021).

План США относительно Черного моря

Так как же ПСР обеспечивает сдерживание России в Черном море?

Фактически ответ на этот вопрос дает министр обороны США Ллойд Остин (Lloyd Ostin), посетивший Киев: «Мы обсудили с украинскими военными официальными лицами пути укрепления регионального партнерства в Черноморском регионе для противостояния действиям России» (19.10.2021).

Другими словами, политика ПСР, начиная c сотрудничества с Украиной в сфере вооружений и обороны и заканчивая политикой по Крыму, коротко говоря, нацелена на сдерживание России в «Черноморском бассейне».

Хорошо, но отвечает ли это национальным интересам Турции? Нет, конечно. Национальные интересы Турции состоят в том, чтобы Черное море могло оставаться делом, касающимся причерноморских стран. Однако США путем включения в НАТО еще и Украины с Грузией в качестве членов, помимо Турции, Болгарии и Румынии, стремятся изолировать Россию и превратить Черное море в озеро НАТО.

Иными словами, на самом деле интересы Турции и США в Черном море, как и во многих других вопросах, сталкиваются.

Не многосторонность, а неоабдулхамидизм

Администрация ПСР, с одной стороны, сотрудничает с Россией в регионе, с другой — ведет торг с США посредством «сдерживания России». И преподносит это как «многосторонность».

Но то, что это не «многосторонность», а «неоабдулхамидизм», который в конечном счете приводит к «уступкам многим сторонам», мы много раз обсуждали в этой колонке.

Такая форма ведения внешней политики имеет как экономические, так и политические издержки для Турции. Потребность ПСР найти кран для «экономики конвертации долга за счет долга», чтобы суметь сохранить свою власть, к сожалению, чревата риском еще большего усугубления политических издержек…

Ближайшие выборы в Турции считаются чрезвычайно важными с точки зрения политической истории страны, однако подчеркнем, что предстоящие год-полтора до выборов имеют решающее значение для Турции во всех отношениях.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.