Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Швеции нужен свой ислам

© AFP 2016 / Bertil Ericson / Scanpix SwedenАкция протеста мусульман против законопроекта о запрете ношения хиджаб во французских школах, Стокгольм
Акция протеста мусульман против законопроекта о запрете ношения хиджаб во французских школах, Стокгольм
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня шведские имамы обучаются за рубежом, в основном на Ближнем Востоке. Они получают весьма качественное образование, которое, однако, не согласуется с жизнью в Швеции. Государственное исследование показало, что многим имамам в мусульманских общинах не хватает знаний о шведском обществе. Поэтому им сложнее идти в ногу со временем и правильно поддерживать своих сторонников.

Французский премьер-министр Мануэль Валльс (Manuel Valls) на прошлой неделе заявил, что хочет создать французский ислам. А Швеции пора запустить университетские программы обучения имамов.

Последние теракты во Франции подстегнули бурные дебаты о том, какие меры правительство предпринимает или не предпринимает, чтобы остановить радикализацию молодых французов. Предложение Валльса о том, как можно решить проблему, сводится к двум аспектам: контролю финансирования мечетей из-за рубежа и обучению имамов. С 1905 года Франция — строго светское государство, так что предложение вызвало громкие споры.

Швеция гораздо спокойнее относится к секуляризации, но и здесь эта проблема не имеет простого решения. Большинство церквей строились еще до отделения церкви от государства, многие до сих пор получают государственную компенсацию на содержание. Относительно новые для Швеции религиозные сообщества такой поддержки не имеют. Например, мечеть в Евле финансирует Саудовская Аравия, и сообщается, что другие мусульманские приходы также получают деньги от спонсоров с сомнительными намерениями. Это заставило часть населения нашей страны потребовать запрета на зарубежное финансирование религиозных общин.

Кажется вполне уместным мнение, что арабам не следует давать возможность влиять на шведские религиозные сообщества, давая им деньги. Но в таком случае то же должно касаться и сборов Шведской церкви для зарубежных приходов или, например, шведских буддистов, получивших пособие из Таиланда на строительство храма.

Россия уже ввела похожий закон, запрещающий любые организации, получающие финансирование от «иностранных агентов». Тот факт, что закон испробован Путиным и признан успешным, стоило бы воспринимать как предостережение.

Запрет на иностранное финансирование мечетей нежелателен. Но в интересах общества — поддерживать религию иными способами, поскольку она имеет важное общественное значение.

Шведские университеты уже давно выпускают христианских священников, и не раз обсуждались аналогичные программы для имамов. Однако национальное исследование «Государство и имамы», представленное в 2009 году, не рекомендовало их, ссылаясь на религиозный нейтралитет государства.

То, что общество является светским, не означает, что религия не играет в нем важной роли и что ее можно бросить на произвол судьбы. В религиозном обществе религии дозволяется вмешиваться в почти все сферы жизни, а государство поддерживает и контролирует ее. Светское общество, напротив, дает религии пространство, где она может жить своей жизнью, в то время как государство следит, чтобы она не вмешивалась в те области, где в ней нет нужды.

В основном это означает, что религия должна сама решать свои проблемы. Но в некоторых случаях, например, что касается подготовки священников, интересы общества и церкви совпадают: религиозные лидеры должны быть образованными людьми. Представители христианства, ислама и иудаизма в статье в DN заявили, что обучение религиозных лидеров на высоком академическом и теологическом уровне — это естественно и нормально.

Сегодня шведские имамы обучаются за рубежом, в основном на Ближнем Востоке. Они получают весьма качественное образование, которое, однако, не согласуется с жизнью в Швеции. Государственное исследование показало, что многим имамам в мусульманских общинах не хватает знаний о шведском обществе. Поэтому им сложнее идти в ногу со временем и правильно поддерживать своих сторонников.

«Шведский крыжовник лишь в Швеции есть», — написал писатель Карл Юнас Луве Альмквист (Carl Jonas Love Almqvist), которого мучила тоска по родине. В эту цитату нередко вкладывают иронию, но в строках Альмквиста что-то есть. В том числе и о вере. Многие из нынешних религий пришли к нам издалека и получили своеобразное воплощение, как и в других странах. Шведская церковь не похожа на эфиопскую. Точно так же и приход Олем ничем не напоминает приход Катарина, поскольку жизнь в Смоланде отличается от жизни на Сёдермальме.

В репортаже о строительстве мечети в Ринкебю Башир Аман Али (Bashir Aman Ali) поясняет, почему важнее построить хорошую мечеть, а не ютиться в старом подвале.

«Мы, пожилые люди, приехавшие из стран третьего мира, к такому привыкли. Но не наши дети и молодежь. Им нужна красота, шведские чистота и порядок».

Ислам уже стал второй по распространенности религией в Швеции, и с ним пора обращаться соответственно, например, давать мусульманам право на хорошее образование.

Но прежде предстоит решить целый ряд практических проблем. Во всех своих идеях я рассчитываю, что религиозные сообщества и бюрократия будут действовать сообща: шведские исследования лишь в Швеции есть.