После «полного освобождения Сирии от боевиков» необходимо «восстанавливать церкви и монастыри», «обеспечить население, особенно молодежь, работой» и «воссоздать традиционную экономическую инфраструктуру Сирии». Об этом заявил митрополит Волоколамский Иларион Алфеев, «министр иностранных дел» православного патриархата Московского и всея Руси в ходе визита в Бари. После того как прошлым летом в Россию привезли мощи святителя Николая — покровителя России, а также города Бари, столицы региона Апулия, — и их «почтили около двух с половиной миллионов человек», Иларион был награжден первой почетной степенью доктора Священного богословия Богословского факультета Апулии.


В своей лекции он говорил о прошлом и настоящем и затронул деликатные политические темы, такие как гонения христиан на Ближнем Востоке и конфликт на Украине. Представитель православной церкви вспомнил, что когда-то русские считались «настоящими спасителями» мощей барийских моряков, которые в 1087 году увезли останки святого Николая из Малой Азии (ныне Турция), завоеванной спустя несколько лет сельджуками (мусульманами). Он также предположил, что в будущем поток православных паломников, почитающих мощи, хранящиеся в католической церкви, и католических паломников, отправляющихся в православные святилища, может увеличиться.


Руководитель секретариата Московского патриархата по межхристианским связям отдела внешних церковных сношений рассказал об отношениях между православными и католиками, вспоминая, в частности, встречу папы Франциска с патриархом Кириллом на Кубе в феврале 2016 года и «первую в истории» перевозку фрагмента мощей святого Николая в Москву и Санкт-Петербург. Почтить их пришли почти два с половиной миллиона человек не только из разных регионов России, но и с Украины, из Белоруссии, Молдавии и других стран. Это «беспрецедентное» событие, по мнению Илариона, представляет собой «первое широко признанное историческое мероприятие Московского патриархата и католической церкви, в котором приняли участие разные сектора нашего общества», что подчеркивает «огромную важность» паломничества в «общие святые места» для двусторонних отношений между католиками и православными. «Например, огромный поток православных паломников регулярно приезжает почтить мощи, которые хранятся в католической церкви, а паломники из католических стран посещают православные святые места. Мы можем усилить два этих потока, чтобы верующие, посещающие святыни другой церкви, могли встречаться друг с другом и ближе знакомиться. Встреча в Гаване вызвала в католических кругах огромный интерес в отношении РПЦ, ее богатой истории, духовных традиций и ее пробуждения после десятков лет гонений».


Свою докторскую лекцию митрополит начал как раз с многовековой истории мощей Николая Святителя, вспоминая, помимо прочего, что после раскола 1054 года «идею объединения христиан для сопротивления набегам язычников, которые в конце XI века охватили Византийскую империю и восточные границы Европы, разделял великий князь Всеволод Ярославич (1030-1093), защищавший границы христианского мира от племен кочевников, и митрополит Ефрем Второй, в течение длительного времени управлявший Переяславской епархией вдоль этой границы.


Оба, по словам Илариона, как можно прочитать в его речи, опубликованной на сайте архиепархии Бари, считали барийских моряков, увезших останки святого Николая из Малой Азии во время набегов турок-сельджуков, подлинными спасителями этих мощей, и организация в России праздника в честь принесения мощей святого означала своего рода акт солидарности в условиях общего противостояния захватчикам». К сожалению, «единство между восточными и западными христианами, к которому стремились многие представители наших церквей, по разным причинам до сих пор не было достигнуто. Однако исторические обстоятельства, в которых сегодня находятся христиане, и трудности, с которыми сталкивается все человечество, заставляют нас, пусть мы и не рассчитываем на достижение полного согласия между собой, жить и действовать в этом мире не как соперники, а как братья, чтобы вместе отстаивать общие для нас ценности. Встреча в Гаване глав крупнейших христианских церквей стала свидетельством осознания обеими сторонами сложившейся на данный момент в мире ситуации и необходимости действовать, не теряя времени».


В частности, сегодня «христиане на Ближнем Востоке, на севере Африки и в других регионах мира стали жертвами гонений и геноцида» и «необходимо, чтобы все христиане мира объединились в борьбе с экстремизмом для защиты наших гонимых братьев и сестер». По мнению Иллариона, «угроза экстремизма и терроризма до сих пор очень высока, христиане продолжают покидать свои земли, террористы до сих пор наносят удары по коптам в Египте, а в Нигерии и других африканских странах продолжаются массовые убийства христиан». В частности, «после полного освобождения Сирии, которое, как мы надеемся, может произойти в ближайшем будущем, будет необходимо восстановить церкви и монастыри, являющиеся традиционными центрами единения христианских общин; необходимо будет обеспечить население, особенно молодежь, работой, восстановить традиционную экономическую инфраструктуру Сирии. В этих вопросах сирийцы рассчитывают на масштабную помощь со стороны международного сообщества, как только война в стране будет окончена».

 

Наконец, «важное место в наших двусторонних отношениях занимает конфликт на Украине», сказал «министр иностранных дел» русского патриархата. «Мы благодарны святому престолу за его уравновешенную позицию в отношении разворачивающегося на Украине конфликта. К сожалению, открытые военные действия не прекратились на Украине, несмотря на достигнутые в прошлом году соглашения, и это оказывает негативное воздействие на межконфессиональные отношения. Украинская православная церковь, не желая поддерживать ни одну из конфликтующих сторон, стала военной заложницей в стране. На нее оказывается огромное политическое и административное давление, у нее конфискуют храмы, наша церковь стала мишенью обширной клеветнической кампании», — заявил Иларион. По его мнению, «важным предварительным условием достижения соглашения и доверия между конфессиями на Украине является заявление, что униатизм не является верным средством для объединения церквей, а прозелитизм в любых его проявлениях неприемлем в православно-католических отношениях». И, «хотя главы греко-католической украинской церкви негативно восприняли общее заявление в отношении Украины, мы продолжаем работать, чтобы осознание общей ответственности за межрелигиозный и гражданский мир в украинском обществе могло послужить плодотворному развитию диалога между церквями».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.