Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Конфликт Украинской православной церкви перекинулся на исторический Киев

Последние четыре года украинское гражданское общество доказывает, что готово на самопожертвования ради построения правового государства. К этому не готов Московский патриархат, который занят спасением власти, а не души

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ночь на 25 января в киевскую полицию поступило тревожное заявление — в Десятинном монастыре Рождества Пресвятой Богородицы произведен поджог. На месте происшествия задержали двоих киевлян — архитекторов Александра Горбаня и Алексея Шемотюка. Они заявили, что это не просто поджог, а протест в адрес Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, в ведомстве которого и находится монастырь.

В ночь на 25 января в киевскую полицию поступило тревожное заявление — в Десятинном монастыре Рождества Пресвятой Богородицы произведен поджог. На месте происшествия задержали двоих киевлян — архитекторов Александра Горбаня и Алексея Шемотюка. Они заявили, что это не просто поджог, а протест в адрес Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), в ведомстве которого и находится монастырь. Акция Горбаня и Шемотюка стала не первой в ряду подобных протестов. Самовольное основание и строительство монастыря в самом центре Киева — на территории Национального исторического музея — уже более десяти лет служит поводом для конфликта между религиозной общиной и киевлянами.


Хорошо организованное чудо


Десятинная церковь — один из важнейших историко-архитектурных памятников на Украине. Построенная из камня в 996 году князем Владимиром, крестившим Киевскую Русь, она была разрушена в 13 веке монголо-татарами. Сохранился только фундамент — возле него и попыталась застолбить место Украинская православная церковь в 2006 году. Сначала это была палатка с крестом — скиния, установленная самовольно на территории, принадлежащей Национальному музею истории Украины. Служители УПЦ пришли сюда только отпраздновать Пасху, но остались надолго.


«Сначала планировалось отслужить одну Божественную Литургию, но радость от происходящего и желание людей сподвигли испросить благословение на служение во время всей Святой седмицы. Наверное, по окончании Светлой недели, пришлось бы разобрать скинию. Но… Господь подарил всем чудо явления Своей Божественной Матери, Царицы Небесной Приснодевы Марии», — рассказывается на сайте Десятинного монастыря.


Как утверждают служители этой церкви, это было первое чудо, которое явилось на праздник иконы «Живоносный источник» — сама Пречистая молилась перед ней. Икону привезли из США, где ее написал брат наместника монастыря Гедеона, художник Александр Харон.


«В храме еще оставалось несколько прихожан, свидетелей этого события», — утверждает сайт Десятинного. В память об этом событии в храме происходит ночное богослужение каждый четверг.


После этого «чуда» в храм стало приходить все больше людей, и священнослужители решили вместо скинии поставить деревянный храм. Таким его в 2007 году и освятил Митрополит Владимир, предстоятель УПЦ (МП) на тот момент. А со временем монастырь зацементировали, обложили камнем и мрамором.


Все это время УПЦ (МП), пользуясь протекцией Партии Регионов, продвигает планы восстановления Десятинной вразрез с официальной позицией государства: и Министерство культуры, и кабинет министров выступают за «сохранение фундамента и музеефикацию остатков церкви». Против УПЦ (МП) выступают также археологи и архитекторы, ссылаясь на экспертизу ЮНЕСКО, под защитой которой находится исторический объект.


В 2012 году община УПЦ (МП) частично узаконила свое присутствие на территории Национального исторического музея. Шевченковский суд г. Киева признал право собственности на «малую архитектурную форму из трех сблокированніх киосков 20 кв. м. каждый» за общественной организацией «Религиозная община Украинской православной церкви Десятинный храм Рождества Пресвятой Богородицы у Шевченковскому районе г. Киева». По документам, ее руководитель — Михаил Гойхман, бывший советник главы НБУ Сергея Арбузова при президенте Викторе Януковиче.


Тогда же противостояние достигло пика: именно в 2012 произошел первый поджог монастыря. В тот раз поджигателей найти не удалось. Акция архитекторов Шемотюка и Горбаня стала первым на послемайданной Украине резонансным протестом против Десятинного монастыря. Но к требованиям убрать незаконные строения добавились и политические — убрать из Украины Московский патриархат, который систематически обвиняют в защите интересов правительства России и, в частности, Владимира Путина.


Чего попы кричат


Поджог монастыря активисты и СМИ называют акцией в стиле Петра Павленского. Отсылка к одной из самых известных акций Павленского — пождог дверей здания ФСБ на Лубянке — здесь совершенно недвусмысленная:


— Мои действия имели целью привлечь внимание общественности, во-первых, к этому незаконному сооружению, а, во-вторых, к вопросу присутствия агентов ФСБ в рясах на Украине, — заявил в суде Алексей Шемотюк.


Однако если в России Павленский отделался штрафом, то Шемотюка и Горбаня судья Татьяна Левицка решила поместить в СИЗО на два месяца, с правом внесения залога аж в 2,2.млн. гривен. Свое решение она обосновала тем, что в храме были иконы, внутри могли находиться люди, а «горящее сооружение могло расплавить фундаменты древней церкви».


На фоне резонансных судебных процессов по событиям на Майдане, в которых обвиняемым в тяжелых преступлениях дают условные сроки и отпускают под домашний арест, мера пресечения для активистов Шемотюка и Горбаня выглядит абсурдной и излишне суровой. Это стало причиной волны негодования в украинском обществе.


Свою поддержку архитекторам в соцсетях люди стали высказывать под хештегом #Свободу_архітекторам. Для координации усилий по освобождению активистов, а также для борьбы с незаконно отстроенным Десятинным монастырем, была создана группа в Фейсбуке, в которую за несколько дней добавилось более трех тысяч человек. В группе и договорились устроить мирную акцию.


Около трехсот человек пришли 3 февраля к Десятинному монастырю — но не для молитвы, а с требованием освободить Шемотюка и Горбаня. Но возле входа в храм место оказалось занятым: служители церкви призвали прихожан на защиту, по их собственному выражению, «Альма Матери Церквей Киевской Руси» от возможного силового захвата радикалами.


— Люди сидят в тюрьме из-за этих попов! — громко говорит Константин, участник акции в поддержку арестованных архитекторов.


— Чего вы кричите? Вы мешаете Богу молиться, — шикают ему из толпы верующих.


— Какому еще богу?! Закон есть на Украине! А чего попы кричат?— не тушуется Константин и продолжает все также громко, — У нас почему то попы — это какая-то каста, которая над всем. Почему так? Почему у них льготы, преференции? Чтобы они на «майбахах» ездили и грабили людей, которые приходят к ним за психологической помощью? Церковь людям должна помогать, а не жить сама себе! А она помогает сама себе, так как это Москва. В Московской церкви не осталось никого нормального с тех пор, как коммуняки всех перебили. Остались только КГБ-шные и ФСБ-шные агенты!


Высокие чины православной церкви, включая и ныне покойного предстоятеля УПЦ (МП) митрополита Владимира, регулярно оказываются в фокусе внимания СМИ. Журналисты расследуют роскошный образ жизни церковнослужителей, а также тесные связи с властью, в частности, с Партией Регионов. Настоятель Киево-Печерской Лавры, одной из главных православных святынь, митрополит Павел не боится идти и на конфликт с журналистами — известны случаи, когда его охрана угрожала работникам СМИ, а сам митрополит позволял себе оскорблять журналистов, и однажды даже отобрал у одного из них телефон.


Во время протестов на Майдане владыка Павел заверил Януковича, что церковь его поддерживает. После аннексии Крыма Украинская православная церковь на полуострове перерегистрировалась и теперь полностью подчиняется Москве. В Киеве расценили этот шаг как признание Крыма частью России. А призывы УПЦ (МП) к миру на Донбассе повторяют месседжи кремлевской пропаганды.


За мир неистово молятся две пенсионерки. Они обходят Десятинный монастырь с иконами в руках.


— Любви нет, вы ж видите, одна злость, — причитают.


— Господи помилуй, — все громче молятся прихожане.


— Геть ФСБ! Архитекторов на волю! — скандируют участники протеста.


Среди них — националисты, члены радикальных группировок, участники АТО и представители творческого сообщества — архитекторы, художники, урбанисты.

© РИА Новости Стрингер / Перейти в фотобанкСотрудники правоохранительных органов у здания Национального музея истории Украины во время молебна верующих в защиту Владимиро-Ольгиевского храма Десятинного монастыря в Киеве. 3 февраля 2018
Сотрудники правоохранительных органов у здания Национального музея истории Украины во время молебна верующих в защиту Владимиро-Ольгиевского храма Десятинного монастыря в Киеве. 3 февраля 2018


Такая разнообразная публика — не случайность. На Украине в последние несколько лет активно развивается движение урбанистики. Его участники занимаются гуманизацией городских пространств, изучением и трансформацией городов «снизу», с учетом интересов местных жителей, а не бизнеса или власти. Само собой, архитекторы — одни из важных участников этого процесса. При этом Шемотюк и Горбань тесно связаны с ветеранским движением. Алексей служил в аэророзведке ВСУ, а Александр поддерживал украинскую армию как волонтер.


Акция протеста возле Десятинного монастыря, 3 февраля 2018. Фото предоставлено автором. Митинг затягивает хором гимн Украины, включают Жадана, «Депеш мод».


— То, что сейчас происходит, это беснование, это сатанизм, это язычество, это неверие в истинного Бога, — комментирует происходящие прихожанка монастыря.


Друзья, коллеги и побратимы Шемотюка и Горбаня, опасаются провокаций и призывают к исключительно мирному ходу протеста — любой конфликт может поставить крест на апелляции по активистам. За ситуацией возле Десятинного монастыря наблюдают десятки полицейских и нацгвардейцы. В моменты, близкие к конфронтации, полиция выстраивается цепочкой между двумя лагерями. Но в основном, митинг проходит без происшествий. Как и протестующие, так и прихожане привели с собой детей. Тем не менее, обе стороны активно взаимодействуют друг с другом, дискутируют.


— Мы не московские, не москали. Мы каноническая украинская церковь, — пытается убедить протестующих прихожанка УПЦ МП.


— Надо уважать любую религию, а тем более, это единая религия. Мы не хотим, чтобы ломали. Мы всю жизнь были православные. У меня дети крещеные, я крещеная. Что это за способ вообще! — возмущается прихожанка Владислава.


— Я считаю, что Московский патриархат не имеет никакого отношения к Украине. Их не должно быть здесь. То, как они себя ведут последнее время по отношению к нашему народу — так не должно быть, — говорит Елена, у нее в руках миниатюрная собачка и плакат против Московского патриархата — балаклава с крестом.


— Я очень удивлена. Ладан и обряды среди белого дня в светском государстве — это печально, — считает Даша Стокоз, которая работает в сфере культурного менеджмента.


Архимандрит Гедеон возле Десятинного монастыря в день акции протеста. Чуть поодаль от основной массы людей архимандрит Гедеон, наместник Десятинного монастыря, дает свои комментарии:


— Конфликтная ситуация возникла из-за того, что тут есть радикально настроенные элементы. И народные депутаты туда входят, язычники, которые это все подстрекают для того, чтобы просто война с каноническим православием была, — считает он и уверяет еще раз, что монастырь тут стоит законно, документы есть. К тому же приход популярный — тысячи прихожан, в монастыре больше 20 братьев, 10 священнослужителей, две чудотворные иконы и множество святынь.


Тем временем на склоне возле храма активисты акции развернули плакат с портретом Путина, на котором резвятся дети — скатываются вниз кубарем.


Молебен, как и акция, продолжается до вечера.


«Сожалею, что оскорбил простых прихожан»


5 февраля на пятом этаже здания апелляционного суда в Киеве — не протолкнуться. Десятки людей пришли поддержать активистов — решается вопрос об отмене для них решения Шевченковского суда о мере пресечения. Адвокаты будут требовать у суда освободить Шемотюка и Горбаня на поруки; о смягчении меры пресечения архитекторам также просила и прокуратура. Готовность поручиться за активистов высказали несколько народных депутатов и даже представители Десятинного монастыря — которые, впрочем, в зале суда так и не появились.


Алексей Шемотюк выступает по видеосвязи в зале Апелляционного суда 5 февраля 2018. Фото предоставлено автором. Адвокаты прилагают к делу ответ от департамента градостроительства и архитектуры по зданию Десятинного монастыря. В нем утверждается, что адрес департамент монастырю не присваивал, в кадастре нет проектной документации на строительство, материалы по существующим выходным данным на проектирование объекта строительства в департаменте отсутствуют.


Подсудимых в зал суда не привозят — они участвуют в процессе по видеосвязи.


— В таком остром и болезненном вопросе, как религиозный, недопустимо совершать насильственные действия, — признается Алексей Шемотюк. — Хотя это была акция на привлечение внимания, но она имела определенный элемент насильственных действий. И те верующие, которые вне политики и ходят в эту церковь, думаю, они подверглись оскорблению. И я сожалею об этом. У меня было время обдумать это.


— Такие острые и сложные вопросы, как религиозные, конфессионные и вопросы Московского патриархата должны быть вынесены на широкое общественное обсуждение. Я очень рад и очень благодарен поддержке моих побратимов и военных, архитекторов, художников и всего творческого сообщества, за то, что поддержали и вывели этот диалог общественную плоскость, — обращается уже активист к тем, кто пришел его поддержать. Люди аплодируют в зале суда.


Апелляционный суд вынес решение отпустить Шемотюка и Горбаня на поруки на время судебного расследования.


На волне общественного резонанса делом Десятинного монастыря занялись народные депутаты. Ситуацию с незаконным строением рассмотрели на слушаниях в Комитете Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействию коррупции. По итогам слушаний член комитета Игорь Луценко подал в прокуратуру две заявки — на самовольный захват земли и уничтожение архитектурного слоя вследствие незаконного строительства. В Министерстве культуры также заявили, что примут участие в рассмотрении дела и повторно направят в правоохранительные органы свое обращение. О готовности присоединиться к иску заявил Национальный музей. Прокуратура также уверила в своем содействии «в восстановлении прав музея по освобождению земельного участка от незаконной застройки». Снос Десятинного монастыря поддержала профильная комиссия Киевсовета. В пятницу 9 февраля депутаты рассмотрели петицию, которую инициировали активисты.


Прихожане Десятинного монастыря ответили тем же — собрали своих 12 тысяч подписей в защиту храма. Архимандрит Гедеон обратился во «все существующие органы власти», а также в ООН и к президенту США Дональду Трампу с просьбой защитить «право на безопасность и свободу вероисповедания».


В Десятинный монастырь прибыла десница великомученика Георгия Победоносца со Святой горы Афон. Возле святыни служат ежедневные молебны за мир на Украине до начала Великого поста.


Йожеславие


Тем временем внимание общества обратилось и на другие церковные самострои. В интернете появилась интерактивная карта таких культовых сооружений. После поджога Десятинного монастыря, люди вышли на акцию «Йожеславие» — уже в защиту сквера со скульптурой «Ёжик в тумане» в центре Киева. Не так давно УПЦ (МП) установила тут свой крест — на месте храма Георгия Победоносца, разрушенного в 1934 году.


«Эти попытки акупунктурных оккупаций для Московского патриархата — часть гибридной стратегии легитимизации своего древнерусского происхождения. „Мы тут были всегда" как бы говорят они нам. „Ёжики были раньше" — отвечаем мы», — заявили организаторы акции против «ползучей оккупации киевских публичных пространств». Люди демонтировали православный крест и вернули его священникам.


Социологи отмечают уменьшение сторонников УПЦ (МП) на Украине. По данным опроса социологической службы Центр Разумкова более 38% православных относят себя к УПЦ Киевского Патриархата, а 17,4% — к Московскому. Только 7,7% верующих хотят, чтобы УПЦ оставалась частью РПЦ — в 2010 году такие мнение высказывало 22% православных. Растет количество сторонников объединения вокруг Киевского патриархата. За последние несколько лет более полусотни общин УПЦ МП перешли в УПЦ (КП).


Несмотря на высокое доверие к церкви в целом, ее институт, все больше теряет свой моральный авторитет. «Есть ряд людей, которые не считают священников на дорогих авто нравственными ориентирами, но одновременно верят, что церковь выше и сильнее слабости отдельного человека, в том числе и того, кто в рясе», — поясняет такое соотношение доверия к авторитету социолог, доцент кафедры социологии Киево-Могилянской Академии Елена Богдан.


Последние четыре года украинское гражданское общество доказывает, что готово на самопожертвования ради построения правового государства и будущего страны. К такому, похоже, не готов Московский патриархат, который занят спасением власти, а не души. Потому вопросов к нему будет все больше.