Европейские потребители российского газа разозлены и поставлены в тупик патовой ситуацией, из-за которой в последние дни 'Газпром' не может поставлять им топливо, и их можно понять. Ведь в понедельник при посредничестве Европейского Союза Россией и Украиной было подписано соглашение, в соответствии с которым поставки должны были быть возобновлены уже во вторник.

Каким бы запутанным ни представлялся этот вопрос, причина, по которой поставки так и не начались, проста. 'Газпром', в соответствии с положениями данного соглашения, во вторник, а затем в среду и вчера уведомил Украину о намерении прокачать газ для европейских потребителей. Мы открыли свои вентили, и от нас газ пошел. Но украинская транзитная компания 'Нафтогаз Украины' отказалась пропустить этот газ, в обоснование чего был приведен целый ряд противоречащих друг другу аргументов.

Сначала утверждалось, что мы намеренно используем 'не те' газопроводы. Между тем, достаточно взглянуть на карту, чтобы своими глазами увидеть: мы выбрали те маршруты, по которым газ поставляется в страны, где он сегодня нужен больше всего - в Болгарию, Молдову и Словакию. Затеем украинская сторона заявила, что не сможет довести газ до границы, поскольку в системе недостаточное для этого давление. Однако 'Нафтогаз' так и не смог объяснить, почему это так - не потому ли, что Украина незаконно вывела из него газ, остававшийся там на момент перекрытия экспортной системы? Этот газ никак не предназначался для внутреннего потребления на Украине - он принадлежит европейским потребителям. А сегодня Украина, уведя газ и тем самым сама создав эту проблему, требует, чтобы Россия дала ей еще газа - фактически бесплатно - в качестве условия для начала транзита.

Воровство есть воровство, и неважно, что ты воруешь - газ из трубы или товар из магазина. Украина должна вернуть газ в систему. А если она не может этого сделать, потому что этот газ уже употреблен в дело, то за те дополнительные объемы, которые она просит нас поставить, надо заплатить.

Сначала Украина заявляла, что 'Газпром' обязан поставлять так называемый 'технический газ' - то есть газ, которым питается сама газоперекачивающая система - бесплатно. Только представьте себе таксиста, который сначала требует с Вас плату за проезд, а потом заезжает на заправку и требует, чтобы Вы еще и заплатили за бензин.

Далее Украина заявила, что заплатит за 'технический газ', чтобы Европа получила топливо, которое она и так должна получить - но заплатит ровно столько, сколько посчитает нужным и только тогда (и если), когда будет подписано соглашение по поставкам газа для украинских потребителей. Тем самым она фактически сделала жителей и предприятия европейских стран заложниками спора, который является и должен оставаться обсуждением коммерческих условий между двумя компаниями.

Мы более чем готовы оказать Украине содействие в преодолении технических трудностей. Мы даже предложили Украине оплатить нашу часть соглашения вперед, чтобы эти деньги помогли ей расплатиться за газ и восстановить инфраструктуру. Но просто закачивать во внутреннюю украинскую систему бесплатный газ мы не можем. Это было бы равносильно потворству государственному расхищению чужой собственности, что страны ЕС, при их приверженности верховенству закона, просто не могут считать приемлемым. Тем более что контракта на поставку газа самой Украине у нас до сих пор нет.

Мы благодарны Европейскому Союзу за его посреднические усилия. Но даже самому щепетильному посреднику приходится занимать определенную позицию, если он сталкивается с неприкрытым нарушением закона.

Корни проблем с транзитом газа лежат, естественно, в до сих пор не разрешенном споре, связанном с неуплатой Украиной долгов за газ, который она приобретала для собственных нужд. В 2008 году 'Газпром' пытался решить вопрос с украинским газовым долгом, не доводя до конца года, когда истекал действующий контракт. И мы готовы возобновить переговоры в любой момент.

Кому выгоден нынешний спор? Во всяком случае, не 'Газпрому': ведь каждый час, пока нет поставок, мы теряем большие деньги, то есть мы кровно заинтересованы в том, чтобы возобновить поставку газа нашим европейским потребителям как можно скорее. И уж точно не Европе: наши партнеры страдают от отсутствия газа, которым им необходимо потреблять, а нам желательно поставить. Что касается истории соблюдения нами своих контрактных обязательств перед этими клиентами, то во всей истории газовой отрасли ей нет аналогов.

Согласно существующему двустороннему транзитному соглашению между Украиной и Россией и в соответствии с международными договорами, Украина обязана обеспечивать транзит российского газа. Согласно Статье 7 Европейской Энергетической хартии, которую Украина ратифицировала, она берет на себя обязательство обеспечивать беспрепятственную транспортировку энергоресурсов по своей территории. Следовательно, сегодня Украина эти обязательства грубейшим образом нарушает. Можно даже сказать, что события последних дней являются самым серьезным нарушением транзитных обязательств в истории: из-за него без газа осталась вся Европа.

На всем европейском континенте трещат зимние морозы, и для наших клиентов сегодня нет ничего важнее, чем получить свой газ. Мы делаем все, что в наших силах, чтобы минимизировать побочные эффекты незаконных действий Украины: мы увеличили поставки газа европейским потребителям через альтернативные маршруты и закупаем дополнительные объемы газа на спотовом рынке. Но, к сожалению, этого все же недостаточно. Единственный путь к разрешению сложившейся ситуации, к тому, чтобы избежать гуманитарной катастрофы - незамедлительное открытие Украиной пути для газа в Европу.

Александр Медведев - заместитель председателя компании 'Газпром', генеральный директор компании 'Газпром Экспорт'

____________________________________________

Россия отключила газ - это явно направлено против союзников США ("Forbes", США)

Неправы и Украина, и Россия, но Россия неправа больше ("The Times", Великобритания)

Репутация России оказалась в заложниках незаконных действий Украины ("The Washington Post", США)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.