Нижнему Новгороду, крупному промышленному городу на Волге, грозит катастрофа, если Горьковский автомобильный завод ("ГАЗ"), в полной мере переживающий последствия кризиса, будет вынужден закрыться.

Жители Нижнего Новгорода - города на берегу Волги, в 400 километрах от Москвы - сегодня со страхом ждут новостей с завода "ГАЗ", тогда как раньше его знаменитые автомобили составляли предмет их гордости. Но "Волги" и "Газели" больше никто не покупает. Поэтому "ГАЗ" работает сегодня на 30% свой мощности. А ведь это предприятие, входящее в империю Олега Дерипаски, обеспечивает треть рабочих мест в этом третьем по величине городе России. Его банкротство приведет практически к "ликвидации" города с населением в 1,4 миллиона жителей. Пережив первую волну увольнений, коснувшуюся 1.200 человек, рабочие боятся продолжения. Поставщики и банкиры теряют терпение. Пресса говорит о приходе какого-то нового акционера, назначенного Кремлем. Государство начинает закулисные действия и публично обещает помощь. Но мажоритарный собственник этого постсоветского гиганта, Олег Дерипаска, внешне демонстрирует оптимизм. Олигарх исключает возможность банкротства и говорит о вероятности заключения партнерства с неким иностранным производителем.

СОЦИАЛЬНЫЙ КЛИМАТ УХУДШАЕТСЯ

"На первый взгляд, на "ГАЗе" ситуация спокойная. Но даже если людям не разрешается выражать недовольство, от этого оно не перестает расти. Из-за сокращения числа рабочих часов зарплаты некоторых работников сильно снизились", - предупреждает один из аналитиков, основываясь на информации, полученной из внутренних источников на заводе. "Социальный климат сильно ухудшился. Тем более что некоторым работникам зарплату начали выплачивать с опозданием", - подтверждает один из электриков, чью бригаду сократили наполовину. "Многие мелкие поставщики уже закрыли свои предприятия", - признает Олег Зайцев, генеральный директор ООО "Автокомпонент", деятельность которого на 80% зависит от "ГАЗа". Его компания производит для "ГАЗа" внешние и внутренние комплектующие. Объем производства его завода упал на 70%, и половина из 1.400 работников были уволены.

"Оптимизация персонала неизбежна в условиях резкого снижения спроса. Но мы осознаем свою социальную ответственность", - признает "ГАЗ". При этом предприятие отрицает наличие задолженностей по зарплате. Оно настаивает прежде всего на принятии программы модернизации и на сокращении на 30% общих расходов за счет антикризисного плана, запущенного в октябре прошлого года. Тем не менее, новые увольнения, по-видимому, неизбежны. "ГАЗ" хотел произвести дополнительные увольнения еще в начале кризиса. Но на него было оказано сильное политическое давление", - рассказывает директор одного из местных предприятий-поставщиков. "Следовательно, это дает право "ГАЗу" просить взамен правительственной помощи".

"ГЛУБИННАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ"

Впрочем, предвосхищая ожидающееся в этом году снижение до 60% продаж на данном рынке - который перед кризисом переживал настоящий бум, - премьер-министр Владимир Путин недавно пообещал предоставить АвтоВАЗу, еще одному крупному российскому производителю, 1 миллиард долларов в виде ссуды. На официальном уровне "ГАЗ" не просит о подобной поддержке. "Но прийти ему на помощь - долг государства", - заявляет Михаил Теодорович, бывший заместитель губернатора Нижегородской области. Однако, как предупреждают многие наблюдатели, такая помощь со стороны государства может привести к "косметическим изменениям там, где необходима глубинная реструктуризация" предприятия, известного своей неэффективностью. "Чем сильнее "ГАЗ" будет зависеть от государства, тем меньше шансов, что положение на заводе изменится к лучшему", - с тревогой говорит поставщик "ГАЗа", возмущенный деятельностью руководства завода. "Они уделяли недостаточно внимания модернизации завода. Они слишком часто меняют руководителей и пересматривают свою стратегию. За все эти годы Дерипаска создал всего один новый автомобиль". Да и тот не имел коммерческого успеха.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.