Я рад находиться здесь сегодня. Я хочу поблагодарить Эда Лозанского (Ed Lozansky) за организацию этого весьма своевременного форума.

Президент Обама и президент Медведев в своей совместной декларации по результатам первой встречи в Лондоне 1 апреля вновь подтвердили, что Вашингтон и Москва одинаково толкуют многие угрозы и возможности, существующие в современном мире. В декларации звучит признание того, что объединяет нас гораздо большее, чем разъединяет. В ней отражено стремление обоих президентов перешагнуть за рамки мышления "холодной войны" и прочертить новый курс во взаимоотношениях между нашими странами. Сейчас стоит задача перевести такой настрой в плоскость практических достижений в преддверии июльского саммита в Москве.

Хотя мы добились долгожданного изменения в тональности наших взаимоотношений, я не питаю иллюзий и не думаю, что претворить задуманное на практике будет легко и просто. Существует наследие взаимного недоверия, которое необходимо преодолеть. Со времен своей работы в качестве посла в России я из первых рук знаю, что взаимное разочарование и взаимное непонимание зачастую затмевают наши общие интересы. Мы считаем, что пора взглянуть в будущее и начать осваивать наши многочисленные сферы общих интересов, в то же время открыто и честно решая проблемы наших разногласий и противоречий.

Россия по-прежнему важна

Имея это в виду, я отмечу три основополагающих момента, а затем обрисую ключевые элементы повестки нашего сотрудничества. Первый момент абсолютно очевиден, но о нем следует говорить вновь и вновь. Россия имеет значение. Двухпартийная комиссия по изучению политики США в отношении России недавно пришла к выводу, что "мало таких стран, которые столь значимы для нашего успеха, как Россия". Она остается единственной сопоставимой с США ядерной державой в момент, когда распространение ядерного оружия представляет все большую опасность. Россия остается самой крупной в мире страной по объему добычи углеводородов, в то время как Америка является самым крупным их потребителем. Россия является самой крупной в мире страной по территории, она расположена в Европе и Азии, а также находится на подступах к Ближнему Востоку - а перспективы развития этих регионов будут определять американские интересы на многие годы вперед. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, Россия обладает влиятельным голосом в решении большинства важнейших дипломатических проблем нашего времени - от Ирана до Кореи, от борьбы с пиратством до Афганистана.

Второй момент очевиден в той же мере, что и первый, но его следует подчеркнуть особо: сегодняшняя Россия это не Советский Союз. На протяжении почти двух десятилетий в России происходят быстрые, глубокие и, как я считаю, необратимые изменения. В отличие от Советского Союза, Россия весьма прочно связана с внешним миром. И несмотря на охлаждение последних лет в официальных взаимоотношениях, россияне и американцы сегодня, наверное, больше, чем когда бы то ни было в истории, связаны друг с другом благодаря бизнесу, поездкам, образованию и науке. В прошлом году россияне совершили более тридцати шести миллионов поездок за границу - три миллиона из них в Европу и 175 тысяч в Америку. В это число включены 32000 российских студентов, участвующих в программах летних работ и путешествий. Они жарят гамбургеры и работают спасателями на пляжах Северной Каролины и в других местах США. В России повсеместно распространены мобильные телефоны, и она входит в первую десятку стран по количеству пользователей Интернета. Около трети россиян регулярно входят в Сеть, и три миллиона общаются в блогах не ограниченного цензурой киберпространства. После десятилетия мощного экономического роста Россия стремится стать обществом среднего класса, даже несмотря на то, что кризис в стране привел к резкому экономическому спаду и росту безработицы. Россияне привыкли к базовым личным свободам и правам, и не собираются от них отказываться: это свобода передвижения, право менять место работы и жительства, право владения и передачи собственности, свобода выражения личного мнения, несмотря на ограничения, сдерживающие организованную политическую активность. Хотя у нас имеются разногласия с нынешним российским правительством, они не коренятся в идеологической борьбе коммунизма и капитализма. Мы не стремимся к новой "холодной войне" - она нам не выгодна.

Перестройка двусторонних отношений

Глядя на предстоящий московский саммит со сдержанным оптимизмом, я хочу отметить третий момент, который заключается в том, что американо-российские взаимоотношения и впредь будут характеризоваться сложным нагромождением сотрудничества и конкуренции. В своих подходах к России мы исходим из установки на конструктивное взаимодействие. Это не разговор ради разговора, это диалог, основанный на реалистичном понимании различий в наших интересах, ценностях и целях. Как подчеркивала госсекретарь Клинтон, нам нужно больше доверия, предсказуемости и прогресса, а такое возможно только благодаря совместной работе. Я хотел бы поделиться с вами нашими планами во всем их многообразии, планами, значимость которых слишком часто недооценивается.

Во-первых, мы стремимся заключить юридически обязательный договор по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Вместе нам принадлежит 95 процентов общемирового ядерного арсенала. В связи с этим наши страны имеют уникальные возможности, и обязаны подавать пример в области ядерного нераспространения. Чтобы сохранить Договор о нераспространении ядерного оружия, мы должны сократить наши арсеналы, обеспечить безопасное использование ядерной энергии в мирных целях, а также бороться с распространением оружия массового уничтожения. Наши президенты договорились в Лондоне о начале переговоров по первому за 20 лет новому договору о контроле вооружений с возможностью проверки, который должен прийти на смену договору СНВ, поскольку срок его действия истекает в декабре. Дискуссии между нашими переговорщиками уже идут; помощник госсекретаря Роуз Геттемюллер (Rose Gottemoeller) в прошлую пятницу (24 апреля) провела продуктивную встречу со своим российским коллегой. Президенты поставили переговорщикам задачу подготовить к июльскому саммиту принципиальную схему, отражающую нашу совместную готовность и дальше сокращать ядерные арсеналы, не ограничиваясь рамками Московского договора. Президенты также подтвердили свою поддержку ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, и мы надеемся окончательно оформить к июлю соглашения по сокращению оружейного плутония и прочих ядерных материалов, используемых в производстве оружия.

Во-вторых, Соединенные Штаты Америки и Россия должны вместе работать над уменьшением угрозы попадания ядерного оружия в руки опасных режимов и террористических организаций, обеспечивая при этом безопасное использование ядерной энергии в мирных целях. Обе страны противостоят транснациональным террористическим и криминальным сетям, торгующим ядерными технологиями, а также режимам, которые пытаются стать обладателями ядерного оружия под прикрытием мирных энергетических программ. Президент Обама и президент Медведев вновь подтвердили свою приверженность Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма, которая была принята три года назад, а уже сегодня объединяет 75 стран мира. Они также подтвердили свою приверженность положениям ООН, которые предусматривают недопущение попадания в руки негосударственных объединений материалов и технологий, имеющих отношение к оружию массового уничтожения. Благодаря руководству сенатора Лугара и бывшего сенатора Нанна, чьей инициативе по совместному снижению опасности исполняется 17 лет, США и Россия добились денуклеаризации Белоруссии, Украины и Казахстана, консервации 7500 с лишним ядерных боеприпасов, уничтожения более чем 750 межконтинентальных баллистических ракет, ликвидации 30 с лишним стратегических подводных лодок-ракетоносцев, более чем 600 баллистических ракет с таких подводных лодок, а также удаления высокообогащенного урана более чем с десяти объектов, расположенных по всему миру. В Лондоне наши президенты вновь подтвердили решимость продолжать жизненно важное двустороннее сотрудничество в рамках Братиславской инициативы по ядерной безопасности, направленной на совершенствование хранения и обеспечение безопасности арсеналов ядерного оружия.

В условиях, когда мы идем на сокращение ядерных запасов и ограничиваем доступ к материалам, грозящим ядерным распространением, мы абсолютно не заинтересованы в том, чтобы различные режимы действовали вопреки духу и букве требований Международного агентства по атомной энергии и Договора о нераспространении ядерного оружия. Мы вместе работаем в Совете Безопасности над решением проблем распространения, которые создают Северная Корея и Иран. Россия играет ведущую роль в переговорах с Ираном, учитывая ее географическую близость и исторические взаимоотношения с этой страной. Поскольку администрация Обамы приняла решение начать взаимодействие с Ираном с участием наших партнеров - а Россия давно уже выступает за такое решение - мы с нетерпением ожидаем тесного сотрудничества с Москвой по обеспечению исключительно мирного характера иранской ядерной программы - чтобы Иран не получил в свое распоряжение ядерное оружие.

В то же время США и Россия предпринимают практические шаги по демонстрации серьезности наших намерений предоставить всем ответственным членам мирового сообщества доступ к мирной ядерной энергии. Президент Обама вновь подтвердил, что созидательное сотрудничество с Россией в 2009 году поможет добиться от Конгресса утверждения двустороннего соглашения о мирном ядерном сотрудничестве - так называемого "соглашения 123". Это соглашение служит развитию нашего проекта глобального партнерства в области ядерной энергии и оказывает поддержку российскому предложению о создании международного центра ядерного топлива для стран, которые отказались от строительства у себя мощностей по обогащению. Являясь одним из мировых лидеров в научной сфере, Россия может внести большой вклад в усилия по разработке новых источников энергии.

Третья область сотруднчества относится к разрешению конфликтов. Сюда входит совместная работа по обеспечению стабильности в Пакистане и Афганистане, борьба за мир на Ближнем Востоке, а также обеспечение принципа соблюдения суверенитета и территориальной целостности всех государств. Согласие России на транзит американских грузов небоевого предназначения в Афганистан, а также согласие на авиаперевозки и транзит оружия, которое она дала некоторым нашим партнерам по НАТО из числа входящих в Международные силы содействия безопасности в Афганистане, имеет важное значение. Стабильность, безопасность и экономическое развитие Афганистана требуют поисков решений в региональном масштабе. Именно поэтому мы приняли в марте участие в конференции Шанхайской организации сотрудничества, продемонстрировав стремление к совместной работе с Россией и нашими центральноазиатскими партнерами по остановке потока наркотиков и предотвращению распространения экстремизма с афганской территории.

Грузия - это область существенных разногласий, требующая тщательного урегулирования и внимательного отношения. Такого же внимания требуют взаимоотношения между евроатлантическими институтами, Россией и ее соседями. Большая часть государств мира не согласна с решением России признать территории Южной Осетии и Абхазии. Данное решение вызвало явную обеспокоенность по поводу соблюдения Россией территориальной целостности соседей. В Лондоне наши президенты вновь подтвердили исполнение соглашений от 12 августа и 8 сентября, а также женевских дискуссий и решений по обеспечению стабильности в этом регионе, что, на наш взгляд, крайне важно для восстановления доверия. Соединенные Штаты понимают, что между Россией и ее соседями существуют исторические, культурные и экономические связи. В то же время, мы настаиваем на праве каждой страны самостоятельно определять свою внешнюю политику и делать собственный выбор в пользу того или иного союза.

Нам необходимо обратиться к решению проблемы спада во взаимоотношениях между Россией и НАТО, а также проблемы ослабления европейских структур безопасности, вызванной решением России о приостановке своего участия в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Мы хотим начать обсуждение вопроса о том, как укрепить европейскую безопасность, и мы заинтересованы в том, чтобы больше узнать об идеях президента Медведева относительно договора о европейской безопасности. Важным форумом для такой дискусии может стать ОБСЕ, которая является единственной многосторонней организацией в Европе, объединяющей всех нас воедино на равных условиях. Администрация продолжает анализ своей перспективной политики по вопросу противоракетной обороны, и мы как и прежде заинтересованы в сотрудничестве с Москвой - как по самой ПРО, так и снижению уровня угрозы со стороны Ирана, которая будет оказывать немалое влияние на американские планы создания стратегических оборонительных систем.

Четвертая область сотрудничества - это наши ответные действия в условиях международного финансового кризиса. Мы должны заниматься этими вопросами параллельно нашим усилиям по расширению американо-российских экономических связей; мы должны в ускоренном порядке добиваться полноправного членства России в международных экономических институтах. Финансовый кризис преподнес нам весьма болезненные уроки, но он также подтвердил, насколько прочно Россия за прошедшие 18 лет интегрировалась в глобальную экономику. Хотя экономика России занимает восьмое или девятое место в мире, а объемы двусторонней торговли и роста инвестиций выражаются двузначными числами, более 85 процентов российского экспорта составляют энергоресурсы и сырьевые товары, такие как металл и химические продукты. Резкое падение цен на нефть, газ, сталь и прочее сырье для промышленного производства произвело разрушительное воздействие на российскую экономику. Очевидно, что в интересах России и Америки работать совместно в рамках более масштабных усилий по оживлению мировой экономики. Наши президенты начали этот процесс в Лондоне на встрече "двадцатки", а министр Гайтнер и российский министр финансов Кудрин находятся в прямом контакте, определяя шаги по оздоровлению международной финансовой системы.

США выражают приверженность курсу, способствующему процветанию России и ее полной интеграции в мировую экономику. В двустороннем плане наша цель заключается в возобновлении межправительственного диалога и диалога бизнес-сообщества, который будет способствовать усилиям "большой двадцатки" по восстановлению международной стабильности, экономической модернизации России и увеличению числа сторон, заинтересованных в новых вложениях в американо-российские взаимоотношения. Несмотря на краткосрочные разрушительные последствия кризиса, мы надеемся, что Россия через 20 лет станет одной из крупнейших мировых экономик. Амбициозные российские планы модернизации потребуют от нее более глубокой интеграции в мировую экономику для того, чтобы она в полной мере могла воспользоваться преимуществами иностранных технологий и инвестиций. Однако, как отметил в этом году в Давосе премьер-министр Путин, для достижения этих целей России понадобится инвестировать средства в свою инфраструктуру, образование и систему социального обеспечения, продолжать углубление своей международной интеграции и диверсифицировать экономику, устраняя зависимость от экспорта нефти и газа. Второй газовый кризис между Россией и Украиной, разразившийся в январе текущего года, напомнил о том, что мировые энергетические рынки будут по-прежнему поощрять экономику за прозрачность и наказывать ее за непроницаемость. Учитывая соблазн усилить протекционистские меры в момент экономического кризиса, еще более важной становится 15-летняя задача по включению России во Всемирную торговую организацию. Поддержав стремление России стать членом действующих по правилам и законам организаций, в том числе, Организации экономического сотрудничества и развития, мы поможем ей открыть свою экономику, ускорить диверсификацию, повысить эффективность и конкурентоспособность, укрепить власть закона, а также подстегнуть двустороннюю торговлю и инвестиции.

При этом вряд ли полезно приукрашивать те реальные опасности, которые могут сорвать попытки России модернизировать свое общество и свою экономику. Президент Медведев назвал коррупцию одним из самых серьезных вызовов для России. По сути дела, это дополнительное налогообложение, всем своим весом давящее, в первую очередь, на малый бизнес. Это главная причина высокой инфляции в России. Она оказывает разрушительное воздействие на власть закона, парализует систему охраны правопорядка и свободу СМИ, порождает насилие, а также превращает в посмешище суды присяжных и независимость судебной власти. Подчеркивая необходимость покончить с правовым нигилизмом, дать более широкие полномочия гражданскому обществу и обуздать назойливую государственную бюрократию, президент Медведев предлагает мощный аргумент о том, насколько тесно взаимосвязаны политическая и экономическая модернизация. Его подход кажется нам весьма разумным, однако россиянам и их лидерам предстоит делать трудный выбор.

И наконец, в нашем все более взаимозависимом мире физические границы не очень-то надежно защищают от деградации окружающей среды. Президент Обама твердо намерен разработать новые подходы США к климатическим изменениям, а также сотрудничать со всем остальным миром в решениии этих проблем. Сюда относится и взаимодействие с Россией по проблемам Арктики - ведь все мы признаем, что они имеют критически важное значение для нашей безопасности и экономического будущего. Хотя кое-кто рисует Арктику как новую арену стратегического соперничества, наше коллективное убеждение состоит в том, что ее необходимо сохранять как мирный регион для международного научного сотрудничества. И это дает нам новую область для активного взаимодействия. У нас в этом уже есть солидный задел. Начиная с 2006 года в России подвергнуто инвентаризации и учету более 4000 тонн просроченных пестицидов, которые помещены на безопасное хранение в рамках программы Арктического совета, где США и Россия являются партнерами.

Точно так же, являясь третьей в мире страной по объему выбросов парниковых газов, Россия может сыграть важную роль в борьбе с глобальными изменениями климата. У России и США много общего во взглядах на то, как снизить выбросы парниковых газов. Среди прочего, они придают в этом плане большое значение энергосбережению и возобновляемым источникам энергии. Россия вместе с США и еще 15-ю промышленно развитыми странами примет на этой неделе участие в проходящем в Вашингтоне Форуме крупнейших мировых экономик, который посвящен энергетической безопасности и климатическим изменениям. Он заложит основы для успешного проведения переговоров по изменениям климата в рамках ООН, которые состоятся в декабре в Копенгагене. И опять, объединив наш интеллектуальный птенциал, мы продвинемся вперед в решении современных проблем, которые в одиночку решать весьма непросто.

Заключение

Проведя двадцать семь лет на дипломатической службе США, и работая в основном в России и на Ближнем Востоке, я избавился от большей части иллюзий, но не от ощущения новых возможностей, стоящих перед нами. Имеющиеся проблемы сложны и требуют огромных усилий. Но крайне важно выправить американо-российские отношения. Наши президенты положили этому новое начало и подготовили первоначальный план. Сейчас дело за всеми нами, как из состава правительства, так и из других организаций. Мы должны превратить этот план в практические результаты.

Соединенные Штаты и Россия значимы и важны друг для друга. И то, насколько хорошо или насколько плохо мы распорядимся нашими взаимоотношениями, имеет огромное значение для остального мира. На самом первом этапе работы новой администрации в Вашингтоне у нас появляется шанс на новое начало в наших отношениях. Давайте же максимально воспользуемся этим шансом.

Благодарю вас.

Обсудить публикацию на форуме

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.