Подходит к концу первое десятилетие двадцать первого века, и страна, впервые отправившая человека в космос, завершает бурный период упадка, стагнации и коммерческого возрождения, планируя строительство нового пилотируемого корабля для полетов на Луну и на Международную космическую станцию.

До 2005 года участь российской космической программы была печальной. В 1991-2000 годах было принято два правительственных пятилетних плана, но они практически не финансировались. В 2001-2005 годов космической промышленности также не хватало финансирования: она получала лишь 73 процента необходимых средств и выполняла только 40 процентов поставленных задач. В 2005 году российское Федеральное космическое агентство впервые подготовило десятилетний план на период с 2006 по 2015 год объемом в 305 миллиардов рублей.

Помимо планов полетов на Луну, Марс и Венеру, а также пилотируемых космических полетов, в основном он делает акцент на восстановлении и укреплении российской космической инфраструктуры. Речь идет о сетях телекоммуникационных, метеорологических и наблюдательных спутников и наземных станций.

Кроме того, глава российского Федерального космического агентства Анатолий Перминов огласил 31 августа 2007 года - возможно, в связи с пятидесятой годовщиной запуска спутника, которая состоялась в октябре того же года - еще более амбициозные планы на 30 лет, предусматривающие создание баз на Луне и высадку на Марсе к 2035 году.

Некоторые из поставленных им целей - новая пилотируемая ракета, новый космодром и новый пилотируемый корабль - должны быть достигнуты еще до конца следующего десятилетия.

Российские планы носят также интернациональный размах, так как страна участвовала в выработке Глобальной стратегии исследований. Опубликованная в 2007 году, Глобальная стратегия исследований является площадкой для добровольной координации усилий по освоению космоса. Она позволяет странам участвовать в совместных миссиях, делиться научными данными и принимать участие в форуме, служащем международным координационным механизмом.

В частности рамки стратегии позволяют странам развивать совместимость систем коммуникации и управления полетом, жизнеобеспечения и стыковки. Форум может также помочь решать вопросы прав собственности на Луне и на Марсе и заключать соглашения о защите представляющих интерес объектов.

С момента оглашения российских планов стали известны новые подробности о будущем пилотируемом корабле. Разрабатываемая пилотируемая ракета носит название 'Русь-М', корабль пока называется Перспективной пилотируемой транспортной системой (ППТС). Космодром 'Восточный', с которого будут осуществляться запуски, строится на Дальнем Востоке России в Амурской области

Выбор двигателя

В июле, выступая на третьей Европейской конференции по космическим и авиационным исследованиям, заместитель главы Федерального космического агентства Виктор Ремишевский подтвердил, что первая ступень ракеты 'Русь-М' будет использовать кислородно-керосиновый двигатель РД-180 завода 'Энергомаш', а вторая - водородно-кислородный двигатель РД-0146, разработанный КБ химической автоматики.

По словам Ремишевского, ракета-носитель ППТС была названа 'Русь-М', потому что предыдущий проект ракеты назывался 'Русь'. Она должна была стать модернизированной версией ракеты 'Союз', разработанной самарским космическим центром. Предполагалось, что она сможет доставлять на низкую околоземную орбиту груз в 18 000 килограммов. Решение повысить полезную нагрузку до 23 000 килограммов, привело к созданию новой версии, названной 'Русь-М'.

Ремишевский сообщил также, что на 'Восточном' сейчас идут работы. Как заявляет агентство, проект ППТС будет официально представлен в следующем году. Однако на анимационном ролике на сайте 'Роскосмоса' уже сейчас можно видеть пулевидную капсулу. Проекты, представленные в 2007 году основным разработчиком ППТС ракетно-космической корпорацией 'Энергия', также отличались традиционной пулевидной формой. Россия планирует, что ППТС начнет полеты уже в середине следующего десятилетия и будет доставлять космонавтов и грузы на МКС. Кроме этого кораблем на коммерческой основе смогут пользоваться американские космонавты.

В следующем году будут выведены из эксплуатации 'шаттлы', и российские корабли 'Союз' останутся единственным средством доставки экипажей на станцию. В этом мае с МКС состыковался второй 'Союз ТМА', доведя состав экипажа МКС до шести человек.

В 2007 году агентство Перминова подписало с НАСА контракт объемом в 719 миллионов долларов на транспортное обслуживание МКС до 2011 года, а в июне этого года НАСА подписало второй контракт на полеты в 2012-2013 годах, еще на 306 миллионов.

Сейчас НАСА пересматривает планы строительства пилотируемого корабля 'Орион', который должен был бы начать доставлять космонавтов на МКС с 2016 года, так что, возможно, в будущем ППТС также предстоит предоставлять американскому агентству свои коммерческие транспортные услуги.

Хотя космические агентства, участвующие в проекте МКС, договорились закончить ее эксплуатацию в 2016 году, сейчас Россия выступает за продление срока службы станции до 2020 года. 'Роскосмос' смотрит на нее как на технологическую платформу для развития систем космоплавания, которая может в перспективе способствовать исследованию Луны и Марса.

Результаты пересмотра программы 'Орион' и прочих программ пилотируемого полета, которые на этой неделе должны быть доложены новому главе НАСА Чарльзу Болдену (Charles Bolden) и Бюро по определению научно-технической политики при президенте Обаме, могут заставить США в вопросе об МКС также выступить за 2020 год. Европейское космическое агентство уже согласилось продлить срок использования станции.

Его генеральный директор Жан-Жак Дорден (Jean-Jacques Dordain) кроме того заявил, что партнеры по МКС должны задуматься о подключении к программе Китая, Индии и Южной Кореи.

Программа МКС была начата при президенте Рональде Рейгане. Исходно станция носила название 'Свобода', а в проекте участвовали только Европа, Япония и США. Планы неоднократно менялись и стоимость проекта возрастала, пока в девяностые президент России Борис Ельцин не принял решение присоединиться к программе, и станция не получила название 'международной'.

Россия имеет все возможности для сотрудничества с Китаем, Индией и Южной Кореей в рамках расширенного международного партнерства. Российская промышленность помогает корейской с изготовлением Naro-1 - первой ракеты-носителя для запуска спутника, а Китаю с разработкой проекта пилотируемого полета. Перминов подтвердил, что его агентство вело переговоры с Индией об оказании ей помощи с проектом пилотируемого космического полета.

Впрочем, какие бы страны ни включились в партнерство по МКС, и сколько бы станция еще ни проработала, в российских исследовательских планах космические станции на низкой околоземной орбите играют важную и долговременную роль.

17 июня, на первом открытом заседании комиссии НАСА по рассмотрению программ пилотируемого космического полета, Перминов заметил, что 'до конца жизненного цикла МКС [мы планируем] разработать и подготовить к эксплуатации первые элементы экспериментального пилотируемого орбитального сборочного комплекса, который станет основой для технического обеспечения планируемых после 2030 года полетов на Марс'.

В формате трехсторонней рабочей группы 'Космические корабли' ('Spaceships'), в которой также принимают участие Европейское космическое агентство и Европейская комиссия, Россия также поддерживает идею создания после 2020 года 'орбитальной верфи' для сборки кораблей для задач за пределами низкой околоземной орбиты.

Глобальные стратегии и внутриевропейское сотрудничество служат фоном для российских исследовательских планов, подразумевающих также активизацию сотрудничества с США. Русские также будут вести переговоры с главой НАСА Болденом, который должен в ближайшее время представить на одобрение президента Обамы и Конгресса свой план развития отрасли по результатам пересмотра программ пилотируемых полетов.

Решение, которое примет правительство Обамы может оказаться выгодным в первую очередь России, если НАСА будет в итоге сильнее нуждаться в ее транспортных услугах.

Десять лет назад российской космической промышленности приходилось нелегко, однако следующее десятилетие может привести ее к процветанию за счет международного сотрудничества и партнерства, а к 2030 русские могут высадиться на Луне.

________________________________________________________

НАСА начинает рассматривать планы коммерческих космических перевозок ("The Globe And Mail", Канада)

Кризис американской космической программы ("The Wall Street Journal", США)

Обсудить публикацию на форуме