Подходит к концу первое десятилетие двадцать первого века, и страна, впервые отправившая человека в космос, завершает бурный период упадка, стагнации и коммерческого возрождения, планируя строительство нового пилотируемого корабля для полетов на Луну и на Международную космическую станцию.

До 2005 года участь российской космической программы была печальной. В 1991-2000 годах было принято два правительственных пятилетних плана, но они практически не финансировались. В 2001-2005 годов космической промышленности также не хватало финансирования: она получала лишь 73 процента необходимых средств и выполняла только 40 процентов поставленных задач. В 2005 году российское Федеральное космическое агентство впервые подготовило десятилетний план на период с 2006 по 2015 год объемом в 305 миллиардов рублей.

Помимо планов полетов на Луну, Марс и Венеру, а также пилотируемых космических полетов, в основном он делает акцент на восстановлении и укреплении российской космической инфраструктуры. Речь идет о сетях телекоммуникационных, метеорологических и наблюдательных спутников и наземных станций.

Кроме того, глава российского Федерального космического агентства Анатолий Перминов огласил 31 августа 2007 года - возможно, в связи с пятидесятой годовщиной запуска спутника, которая состоялась в октябре того же года - еще более амбициозные планы на 30 лет, предусматривающие создание баз на Луне и высадку на Марсе к 2035 году.

Некоторые из поставленных им целей - новая пилотируемая ракета, новый космодром и новый пилотируемый корабль - должны быть достигнуты еще до конца следующего десятилетия.

Российские планы носят также интернациональный размах, так как страна участвовала в выработке Глобальной стратегии исследований. Опубликованная в 2007 году, Глобальная стратегия исследований является площадкой для добровольной координации усилий по освоению космоса. Она позволяет странам участвовать в совместных миссиях, делиться научными данными и принимать участие в форуме, служащем международным координационным механизмом.

В частности рамки стратегии позволяют странам развивать совместимость систем коммуникации и управления полетом, жизнеобеспечения и стыковки. Форум может также помочь решать вопросы прав собственности на Луне и на Марсе и заключать соглашения о защите представляющих интерес объектов.

С момента оглашения российских планов стали известны новые подробности о будущем пилотируемом корабле. Разрабатываемая пилотируемая ракета носит название 'Русь-М', корабль пока называется Перспективной пилотируемой транспортной системой (ППТС). Космодром 'Восточный', с которого будут осуществляться запуски, строится на Дальнем Востоке России в Амурской области

Выбор двигателя

В июле, выступая на третьей Европейской конференции по космическим и авиационным исследованиям, заместитель главы Федерального космического агентства Виктор Ремишевский подтвердил, что первая ступень ракеты 'Русь-М' будет использовать кислородно-керосиновый двигатель РД-180 завода 'Энергомаш', а вторая - водородно-кислородный двигатель РД-0146, разработанный КБ химической автоматики.

По словам Ремишевского, ракета-носитель ППТС была названа 'Русь-М', потому что предыдущий проект ракеты назывался 'Русь'. Она должна была стать модернизированной версией ракеты 'Союз', разработанной самарским космическим центром. Предполагалось, что она сможет доставлять на низкую околоземную орбиту груз в 18 000 килограммов. Решение повысить полезную нагрузку до 23 000 килограммов, привело к созданию новой версии, названной 'Русь-М'.

Ремишевский сообщил также, что на 'Восточном' сейчас идут работы. Как заявляет агентство, проект ППТС будет официально представлен в следующем году. Однако на анимационном ролике на сайте 'Роскосмоса' уже сейчас можно видеть пулевидную капсулу. Проекты, представленные в 2007 году основным разработчиком ППТС ракетно-космической корпорацией 'Энергия', также отличались традиционной пулевидной формой. Россия планирует, что ППТС начнет полеты уже в середине следующего десятилетия и будет доставлять космонавтов и грузы на МКС. Кроме этого кораблем на коммерческой основе смогут пользоваться американские космонавты.

В следующем году будут выведены из эксплуатации 'шаттлы', и российские корабли 'Союз' останутся единственным средством доставки экипажей на станцию. В этом мае с МКС состыковался второй 'Союз ТМА', доведя состав экипажа МКС до шести человек.

В 2007 году агентство Перминова подписало с НАСА контракт объемом в 719 миллионов долларов на транспортное обслуживание МКС до 2011 года, а в июне этого года НАСА подписало второй контракт на полеты в 2012-2013 годах, еще на 306 миллионов.

Сейчас НАСА пересматривает планы строительства пилотируемого корабля 'Орион', который должен был бы начать доставлять космонавтов на МКС с 2016 года, так что, возможно, в будущем ППТС также предстоит предоставлять американскому агентству свои коммерческие транспортные услуги.

Хотя космические агентства, участвующие в проекте МКС, договорились закончить ее эксплуатацию в 2016 году, сейчас Россия выступает за продление срока службы станции до 2020 года. 'Роскосмос' смотрит на нее как на технологическую платформу для развития систем космоплавания, которая может в перспективе способствовать исследованию Луны и Марса.

Результаты пересмотра программы 'Орион' и прочих программ пилотируемого полета, которые на этой неделе должны быть доложены новому главе НАСА Чарльзу Болдену (Charles Bolden) и Бюро по определению научно-технической политики при президенте Обаме, могут заставить США в вопросе об МКС также выступить за 2020 год. Европейское космическое агентство уже согласилось продлить срок использования станции.

Его генеральный директор Жан-Жак Дорден (Jean-Jacques Dordain) кроме того заявил, что партнеры по МКС должны задуматься о подключении к программе Китая, Индии и Южной Кореи.

Программа МКС была начата при президенте Рональде Рейгане. Исходно станция носила название 'Свобода', а в проекте участвовали только Европа, Япония и США. Планы неоднократно менялись и стоимость проекта возрастала, пока в девяностые президент России Борис Ельцин не принял решение присоединиться к программе, и станция не получила название 'международной'.

Россия имеет все возможности для сотрудничества с Китаем, Индией и Южной Кореей в рамках расширенного международного партнерства. Российская промышленность помогает корейской с изготовлением Naro-1 - первой ракеты-носителя для запуска спутника, а Китаю с разработкой проекта пилотируемого полета. Перминов подтвердил, что его агентство вело переговоры с Индией об оказании ей помощи с проектом пилотируемого космического полета.

Впрочем, какие бы страны ни включились в партнерство по МКС, и сколько бы станция еще ни проработала, в российских исследовательских планах космические станции на низкой околоземной орбите играют важную и долговременную роль.

17 июня, на первом открытом заседании комиссии НАСА по рассмотрению программ пилотируемого космического полета, Перминов заметил, что 'до конца жизненного цикла МКС [мы планируем] разработать и подготовить к эксплуатации первые элементы экспериментального пилотируемого орбитального сборочного комплекса, который станет основой для технического обеспечения планируемых после 2030 года полетов на Марс'.

В формате трехсторонней рабочей группы 'Космические корабли' ('Spaceships'), в которой также принимают участие Европейское космическое агентство и Европейская комиссия, Россия также поддерживает идею создания после 2020 года 'орбитальной верфи' для сборки кораблей для задач за пределами низкой околоземной орбиты.

Глобальные стратегии и внутриевропейское сотрудничество служат фоном для российских исследовательских планов, подразумевающих также активизацию сотрудничества с США. Русские также будут вести переговоры с главой НАСА Болденом, который должен в ближайшее время представить на одобрение президента Обамы и Конгресса свой план развития отрасли по результатам пересмотра программ пилотируемых полетов.

Решение, которое примет правительство Обамы может оказаться выгодным в первую очередь России, если НАСА будет в итоге сильнее нуждаться в ее транспортных услугах.

Десять лет назад российской космической промышленности приходилось нелегко, однако следующее десятилетие может привести ее к процветанию за счет международного сотрудничества и партнерства, а к 2030 русские могут высадиться на Луне.

________________________________________________________

НАСА начинает рассматривать планы коммерческих космических перевозок ("The Globe And Mail", Канада)

Кризис американской космической программы ("The Wall Street Journal", США)

Обсудить публикацию на форуме

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.