Россия обратилась к ООН с просьбой о включении в повестку дня 64-й сессии Генеральной Ассамблеи дополнительного пункта, озаглавленного как "Сотрудничество между ООН и Организацией Договора о коллективной безопасности". Об этом говорится в письме постоянного представителя РФ при ООН Виталия Чуркина. Данное послание было направлено российским постпредом генеральному секретарю ООН от имени постпредов других государств-членов ОДКБ: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

"На нынешнем этапе развития международных отношений усиливается взаимозависимость их субъектов, возрастает политический вес региональных, субрегиональных объединений государств", - говорится в документе. "Особенно рельефно этот процесс проявляется в таких ключевых сферах, как сотрудничество в области военно-политической безопасности, адекватного коллективного противодействия новым вызовам и угрозам, к числу которых относятся прежде всего международный терроризм и экстремизм, незаконный оборот наркотиков и оружия, организованная транснациональная преступность", - указывается в письме.

Его авторы обращают внимание на тот факт, что "на всех этих направлениях происходит тесное переплетение усилий, предпринимаемых ООН и межгосударственными объединениями, в том числе ОДКБ". В послании отмечается также, что ОДКБ с 2004 года имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее, а с 16 января нынешнего года вступило в силу соглашение о миротворческой деятельности этой организации.

"Формирующийся механизм миротворческой деятельности предполагает возможность его использования в миротворческих операциях, в том числе под эгидой Организации Объединенных Наций", - подчеркивается в документе. В нем указывается, что для достижения более эффективного уровня сотрудничества и взаимодействия ОДКБ и ООН следовало бы углублять их взаимоотношения. В этой связи государства-члены ОДКБ предлагают принять проект резолюции ГА ООН о сотрудничестве между двумя организациями. "Такой акт позволит реально укрепить взаимодействие Организации Договора о коллективной безопасности и ООН, расширить их взаимные способности, содействовать обеспечению мира, безопасности и сотрудничества в региональном и глобальном масштабах", - отмечается в письме.

Таким образом, Россия в лице ОДКБ пытается монополизировать миротворческую деятельность, притом под эгидой ООН, на постсоветском пространстве. К каким результатам приводит российское миротворчество, в полной мере на своей шкуре испытала в августе 2008 года Грузия. Подобные попытки России не могут не беспокоить Азербайджан. Вряд ли можно считать случайностью то, что Россия именно сейчас выступает с подобной инициативой. Ведь в случае одобрения президентами Азербайджана и Армении Мадридских принципов придется согласовать состав миротворческих сил, которые будут размещены в зоне конфликта. А это будет первая масштабная международная миротворческая операция на постсоветском пространстве, а точнее, на Южном Кавказе, по мандату ОБСЕ или же Совбеза ООН после грузино-российской войны 2008 года.

До этого международные организации поручали России выполнение миротворческих функций на постсоветском пространстве, так как ведущие западные государства старались напрямую особо не вовлекаться в территориально-этнические конфликты в бывших советских республиках. Так было в Таджикистане, так было в Грузии. Однако после грузино-российской войны Россия больше не может предложить себя в качестве государства, на вооруженные силы которого можно доверить выполнение миротворческих функций. Поэтому сейчас Россия пытается использовать "вывеску" ОДКБ, которая только на словах является международной организацией.

Инициатива России в ООН полностью укладывается в рамки ирано-российской концепции о том, что проблемы региона должны решаться без участия внешних сил. Проще говоря, Москва пытается добиться международного согласия на то, что постсоветское пространство в целом и Южный Кавказ, в частности, является исключительно зоной интересов России. То есть Россия пытается закрепить за ОДКБ функции, которые некогда выполняла Организация стран Варшавского Договора.

Однако после грузино-российской войны 2008 года в международных отношениях произошли кардинальные изменения. Во-первых, Россия полностью потеряла доверие своих западных партнеров. Они, и прежде всего США, ясно осознали, что России нельзя доверять выполнение миротворческих операций на постсоветском пространстве, так как это создает угрозу геополитическим и геоэкономическим интересам Запада.

Во-вторых, после грузино-российской войны сами бывшие советские республики окончательно перестали доверять Москве. Сегодня если эти страны и оглядываются на Россию, то только с опаской. Не случайно, что официальный Баку устами заведующего отделом президентской администрации Новруза Мамедова заявил, что Азербайджан в случае достижения мирных договоренностей не желает включения в состав миротворческих сил, которые будут размещены в зоне армяно-азербайджанского конфликта, вооруженных соединений соседних стран.

В Москве прекрасно осознают, что миром добиться возложения на Россию миротворческих обязательств на постсоветском пространстве вряд ли удастся. А время идет. Поэтому Кремль пытается в ускоренном режиме связать бывшие советские республики по рукам и ногам некими многосторонними и двусторонними обязательствами, в том числе в сфере безопасности, то в рамках СНГ, то в рамках определения правового статуса Каспия. А так как почти никто не горит желанием добровольно принять российское "опекунство", Москва напоминает об участи Грузии и все больше использует во взаимоотношениях с бывшими советскими республиками откровенный шантаж, суть которого заключается в следующей фразе: "Тот, кто не с Россией, тот против нее!"

Обсудить публикацию на форуме

__________________

Беларусь - Россия: братство по оружию в сослагательном наклонении ("Белорусские Новости", Белоруссия)

Россия стремится укрепить свой стратегический тыл ("Жэньминь жибао", Китай)