После [посещения Академгородка] я сделал небольшой крюк (всего лишь 36 часов пути) и заехал в Иркутск, где ознакомился с историей покорения Сибири и полюбовался красотами Байкала, а потом я отправился на запад. На поезде #045 я проделал самый длинный отрезок пути. Вагоны, наверное, остались здесь еще со сталинских времен - во время движения их сильно трясет. Каждому пассажиру выдают матрас, постельное белье и полотенце. С собой берут колбасу, сыр, помидоры и хлеб. Запасы провизии пополняют во время остановок, отовариваясь у продавцов на перронах. Атмосфера купе располагает к общению. Я еду к Волге, цель моего пути Самара и Тольятти - город, построенный вокруг автопроизводства по приказу Никиты Хрущева.

По следам Сталина

Самара - красивый город, его первый пик расцвета случился как раз незадолго до Революции, поэтому здесь довольно много особняков в стиле модерн, правда они плохо сохранились. Следующий звездный час города пришелся на Вторую мировую войну. Сталин думал эвакуировать туда правительство в случае, если Москву захватят немцы. На глубине 40 метров было построено бомбоубежище, способное выдержать немецкие бомбежки и газовые атаки. Некоторые жители Самары утверждают, что в критические моменты войны Сталин прятался в этом бункере, но это противоречит официальной истории.

Конкурировать с Западом

Однако главная достопримечательность региона - завод российского автогиганта АвтоВАЗа, вокруг которого развивался город Тольятти. В конце 40-х в Москве было всего 490 машин - служебные машины и такси. В 1962 году Хрущев посетил выставку Fiat и приказал председателю Совета министров Косыгину создать в СССР автопроизводство способное конкурировать с Западом. В 1966 году был подписан контракт с Fiat, и в начале 70-х с конвейера сошел первый Fiat 124, получивший новое имя - Жигули. За это время население города увеличилось со 150 000 до 400 000 жителей. В 2008 году АвтоВАЗ достиг пика производства и выпустил миллион машин.

АвтоВАЗу угрожает кризис

Сегодня на заводе 15 конвейеров (по одному на каждую модель). Длинна всего комплекса около 3,5 километров, - впечатляющее зрелище, если смотреть на него с высоты возвышающейся над городом 23-х этажной башни. Все детали - и металлические и пластиковые - производят в Тольятти. Но в период кризиса автогигант оказался в опасности. Предприятию запрещено обращаться к внешним поставщикам, которые могли бы быть более эффективны, - так завод теряет конкурентоспособность. В последнее время конвейеры останавливают все чаще и чаще, а если завод закроют, по миру пойдет все население города. АвтоВАЗ и Тольятти стали символом неспособности российского правительства распоряжаться советским наследством.

Предыдущие публикации:

Путевые заметки: Академгородок

Путевые заметки: Екатеринбург

Путевые заметки: Новые цари Москвы

Путевые заметки о путинской России

__________________________

Обсудить публикацию на форуме

____________________________________________________________

Жизнь в путинской России ("The Washington Post", США)

Путевые заметки из Грузии ("Le Monde", Франция)

Путинская имперская Россия ("Los Angeles Times", США)