Москва. - Россия сообщает о своей очередной победе. На сей раз не на кавказском фронте, а в открытом море. Экипаж сторожевого корабля 'Ладный' в районе западноафриканского островного государства Кабо-Верде освободил из рук пиратов 15 моряков с захваченного 24 июля в Балтийском море сухогруза 'Arctic Sea'.

Гордый собой министр обороны Анатолий Сердюков рапортует российскому президенту Дмитрию Медведеву: 'По Вашему поручению велся поиск этого сухогруза, и он был обнаружен'.

Сердюкову очень нужны такого рода показательные успехи, так как в армии и в Генеральном штабе его недолюбливают из-за спорного проекта реформ. Кроме того, и на международной арене России нужны позитивные результаты на фоне нарастающей волны террористических нападений на Северном Кавказе.

Известный своей способностью не лезть за словом в карман представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин назвал предпринятые действия 'блестящей' спасательной акцией и похвалил сотрудничество с Североатлантическим альянсом во время поиска пропавшего корабля. Москва пытается вновь найти частичный консенсус с НАТО, несмотря на различие во взглядах на события в Грузии. Россия не хочет быть возмутителем спокойствия в мире.

Одновременно стало ясно, что у этих событий есть и своя теневая сторона. Рогозин воздал должное организованной на государственном уровне мелочной заботе о сохранении тайны во время преследования судна. Он похвалил поведение членов семей моряков, которые в соответствии с рекомендациями спецслужб страны отказывались разговаривать с журналистами.

Насколько понятны все усилия, направленные на то, чтобы уберечь захваченных моряков от произвола их похитителей, настолько неясным продолжает оставаться ход событий, а также мотивы преступников. Действительно ли это судно водоизмещением в 4706 тонн, плавающее под флагом островного государства Мальта, было загружено только лесом, или все-таки в его трюмах перевозилось оружие? Как раз в оружии постоянно и в большой степени нуждаются африканские деспотические правители, в том числе и те страны, которые во времена советской империи, выбрав 'путь некапиталистического развития', превратились в богадельни с военными арсеналами. Кроме того, до сих пор не ясно, где же в настоящее время находится сам корабль.

Порты и судоходная отрасль в России в значительной степени контролируются влиятельными криминальными группировками. Их действия отличаются от действий пиратов часто только большей эффективностью и хорошими связями с государственным аппаратом. Борьба с пиратством как государственная идеология предоставляет возможность покрыть царящий в судоходстве произвол непроницаемой туманной завесой.

Так же как и в 'борьбе с международным терроризмом', цель и здесь всегда оправдывает средства. Если солдат закричит перед трупом 'Пираты!' или, еще лучше, 'Аль-Кайда!', то после этого ни один прокурор не станет доискиваться до причины убийства.

Циничным собственникам судов и их государственным покровителям повезло в том смысле, что современные пираты пока еще мало напоминают морских разбойников типа Клауса Штертебекера (Klaus Stoertebeker) (один из самых известных пиратов на Балтике в 14 веке н.э. - прим. переводчика). В свое время своими смелыми действиями по перераспределению грузов он завоевал сердца малоимущих и беззащитных граждан. Теперь в его честь на острове Рюген даже устраиваются фестивали. Однако такие посмертные почести вряд ли могут ожидать современных пиратов.

Обсудить на форуме

________________

Российская версия 'спасения' Arctic Sea вызывает много вопросов ("The Independent", Великобритания)

Тайны Arctic Sea всплывают на поверхность ("Liberation", Франция)