Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Запоздалая победа соцреализма

После периода разнообразия русская литература вновь демонстрирует приверженность ко вкусам советской эпохи

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Современная русская литература далека от периода расцвета. Движение в сторону морального и эстетического прорыва, начавшееся после распада Советского Союза, зашло в тупик. Там, где раньше господствовал эксперимент, теперь под диктатом коммерции процветает пошлость. Старые вкусы возвращаются.

В девяностые годы часто задавался вопрос - состояние русской литературы такое же плохое, как и состояние российской экономики? Можно расценивать это как парадокс, но тогда русская литература просто процветала. Казалось, что осуществился старый лозунг Мао: 'Пусть расцветают сто цветов'. Новые, старые, а также недавно открытые авторы, взгляды на мир которых часто расходились, выступали единым фронтом. Авангардисты, традиционалисты, вышедшие из подполья самиздатовские поэты, а также писатели в эмиграции, - все публиковались в тех же самых издательствах, что и бывшие советские писатели. Это было уникальное разнообразие, но это был не мир - это было перемирие.

Многое изменилось при переходе от эры Ельцина ко времени Путина. Вновь все стало обратно пропорциональным - чем лучше складывались дела в экономике, тем менее интересной становилась литература. С одной стороны, писание книг неожиданно стало прибыльным делом. С другой стороны, феномен массового интереса к 'серьезной' литературе - в советское время такая литература была дефицитным товаром и поэтому имела статусный характер, теперь это обуза - достиг своей конечной остановки. Помимо детективов и любовно-сентиментальных историй издательские концерны, контролирующие также и книжные торговые сети, хотели заниматься 'высокой' массовой литературой как 'товаром'. И поскольку презираемый соцреализм и был собственно массовой литературой, то был дан сигнал к повороту вспять - издателям (работавшим в советских издательствах), редакторам (редактировавшим советские книги) и читателям (которые эти книги любили и читали).

От эксперимента к пошлости

Частично тогда были реанимированы советские знаменитости независимо от их политической окраски, частично были найдены новые звезды - такие как Людмила Улицкая, писавшая сентиментальные женские романы, пока она не перешла к нравоучительной религиозной беллетристике с антисемитским привкусом, или Дмитрий Быков, который охотно использует любые популярные в обществе негативные эмоции, однако в первую очередь выступает как защитник старого советского образованного слоя. Те авторы, с кем связывали надежды в девяностых годах, остались при небольших издательствах, или подстроились под коммерческие условия, как это сделал Владимир Сорокин.

Серьезная, ищущая, внимательно относящаяся к слову литература, которая была в количественном отношении ослаблена после дезертирства бывших авангардистов, сегодня обречена на жалкое существование на обочине, какое она не знала даже в советское время, поскольку власть предержащие опасались ее и не выпускали ее из своего поля зрения. Господствующая литературная эстетика в современной России стала именно такой, как этого хотела в свое время официальная советская литературная критика - то есть речь идет о сентиментальном и идеологически нагруженном простом повествовании, использующим грубые и упрощенные мировоззренческие схемы (в отличие от того, что раньше, конечно же, имели место различные идеологии - от коммунистической до религиозно-эскапистской, от националистической - до либерально-капиталистической). Запоздалая победа соцреалистов. Постоянно повторяйте только, что вы очень близки к народу.

Новые российские авторы вырастают в атмосфере, которая формируется издательствами и критиками. При этом в головах у бедных 'детей переходной эпохи' закрепилась не столько многокрасочность перестройки, сколько старый советский жаргон. В общем и целом, современные успешные российские авторы больше склоняются в сторону национал-коммунистического 'красно-коричневого' крыла, тем не менее, они всегда готовы следовать за веяниями моды, и одновременно они разглагольствуют о демократии и свободе. Для них нет никаких (идео)логических взаимосвязей.

Националистический и коммунистический

Приведу пару примеров для наглядности. Сергей Шаргунов (1980 года рождения) имеет помимо литературных еще и политические амбиции. Он начинал свой путь в запрещенной в настоящее время национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова, пробовал свои силы в различных оппозиционных кругах, а затем присоединился к близкой к правительству партии; тем не менее, он заявил о том, что он подвергается преследованиям после того, как его фамилия была вычеркнута из списка кандидатов. 'Меня почти не показывают по телевидению!', жаловался он. Роман 'Птичий грипп', в котором он описывает молодежные политические группировки, должен был, по идее, отражать его собственный опыт, но на деле оказался вписанным в заранее подготовленный образец. Один из придуманных этим поколением термин 'новый реализм' Шергунов объясняет с пещерной наивностью следующим образом: 'Новый реализм является новым в том смысле, что он более открытый и более острый, чем классический реализм, он отражает жизнь, у которой больше динамики (там кишмя кишат милиционеры, бомжи и киллеры)'. Этот уровень весьма характерен. Нечто подобное описывает также родившийся в 1971 году Роман Сенчин. Он пытается перевести популярные темы девяностых годов - милиционеры, бомжи, киллеры, наркотики, проститутки -в инвентаризационный список сегодняшнего дня.

Захар Прилепин не стал автором произведений о войне, хотя и написал книгу о событиях в Чечне. Прилепин меняет свои темы, лишь одно остается неизменным - он ищет шокирующие ситуации, которые должны вызывать у читателей то отвращение, то сочувствие. Все это напоминает прозу писателей-'деревенщиков' семидесятых и восьмидесятых годов прошлого века. 'Деревенщики' (Валентин Распутин, Василий Белов и другие) в свое время характеризовались как писатели 'консервативно-коммунистического' или 'национал-антикоммунистического' направления. Как это все можно объединить - остается тайной Homo sovieticus. Тем не менее, все это было унаследовано более молодым поколением 'реалистов'. Большинство 'деревенщиков' были родом из провинции, из-под полы они проповедовали патриархальную Россию и русскую православную церковь, но одновременно являлись членами ЦК и Верховного Совета. В девяностые годы они потеряли свое влияние. Но они сохранили свои журналы, получали (и продолжают получать) литературные премии, у них есть своя молодая поросль, но за пределы своего круга они не выходили.

Восхваляемый как новая надежда

А что сегодня? Сегодня Прилепин и его сверстники считают своим образцом националистического автора Александра Проханова (помимо 'деревенщиков', а также таких великих представителей соцреализма как Михаил Шолохов и Леонид Леонов). Официальная, но 'либеральная' критика провозгласила Проханова (вместе с Владимиром Маканиным и Анатолием Кимом) своей новой надеждой. Но когда он в 1982 году опубликовал военно-патриотический роман 'Дерево в центре Кабула' о войне в Афганистане, то его бывшие покровители отстранились от него, а некоторые критики окрестили его 'соловьем генштаба'.

В 1991 году он поддержал путчистов, планировавших свергнуть Горбачева. После этого он написал роман о перестройке под названием 'Последний солдат империи', ставший частью его 'красного' завещания и опубликованный без особого шума в одном из 'деревенских' журналов. Он был почти забыт, пока вновь не возродилась мода на 'левые идеи'. Небольшое издательство Ad Marginem, издававшее поначалу французских послевоенных философов, а потом Сорокина и другие экспериментальные тексты, сделало 'еще один шаг влево'. В 2003 году издательство напечатало роман 'Последний солдат империи', и сделало таким образом красно-коричневого Проханова модным автором в светской и кичащейся своим богатством 'капиталистической' Москве.

Откровенный вздор

Родившийся в 1975 году Прилепин и родившийся в 1938 году Проханов - оба они блудные дети развалившегося Советского Союза. Они считают себя оппозиционерами и выступают против 'путинской России'. Прилепин с удовольствием рассказывает о своем счастливом советском детстве. Но если Прилепин говорит и мыслит, использую примитивные популистские фразы, то Проханов оперирует всевозможными мистическими историческими теориями и фантазиями. Когда Прилепин задает конкретный вопрос: 'Способна ли Россия преодолеть кризис?', Проханов таинственно отвечает: 'Во время катастрофы, разброда и разложения созревает нечто новое, загадочное. На месте четырех существовавших здесь ранее империй (Киевская Русь, Московское царство, Империя Петра Великого и Сталинский проект) возникает пятая империя. В нашем Вифлееме родился таинственный пятый младенец, еще не ведомый миру. Волхвы возвещают о его рождении'.

Прилепин, Шаргунов и компания восторгаются всем этим откровенным вздором. Сами они к такого рода литературным кульбитам совершенно неспособны - даже свойственный им незатейливый стиль изложения явно дается им не без труда.

Ольга Мартынова родилась в 1962 году в Дудинке (Сибирь), выросла в Ленинграде, в настоящее время - поэтесса и литературный критик, проживает во Франкфурте-на-Майне.

Обсудить на форуме