Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нестандартное мышление

У России есть возможность улучшить свою репутацию в глазах международного сообщества, став эффективным посредником на переговорах по Ближнему Востоку

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние годы представители внешнеполитического истеблишмента России нередко подвергали западных наблюдателей резкой критике за действия, многими воспринимавшиеся как отчетливо контрпродуктивные. Нередко казалось и так, что Кремль сам то и дело ведет близорукую политику, невзирая ни на какие последствия. Это означает, что для умеренных внешнеполитических деятелей и комментаторов в России (в той мере, в какой они пользуются влиянием, конечно) крайне важно изо всех сил убеждать власть предержащих в Москве в том, что их задачи решаемы, но не такими способами, которыми их до сих пор пытались решать.

В последние годы представители внешнеполитического истеблишмента России нередко подвергали западных наблюдателей резкой критике за действия, многими воспринимавшиеся как отчетливо контрпродуктивные. Нередко казалось и так, что Кремль сам то и дело ведет близорукую политику, невзирая ни на какие последствия. Это означает, что для умеренных внешнеполитических деятелей и комментаторов в России (в той мере, в какой они пользуются влиянием, конечно) крайне важно изо всех сил убеждать власть предержащих в Москве в том, что их задачи решаемы, но не такими способами, которыми их до сих пор пытались решать.

Учитывая особенности российской истории, вполне можно понять те механизмы, которые двигали руководством страны в некоторые моменты, какими бы устаревшими эти механизмы ни были. К сожалению, особенности поведения России на международной арене иностранными политиками и комментаторами воспринимаются как источник проблем, а не как сила, наделенная созидательным потенциалом: похоже, что Россия просто любит играть роль "хулигана".

Недавние события предоставляют России шанс продвинуться вперед на пути к достижению того самого положения, к которому она стремится, попутно выиграв и кое в чем другом. Вопрос в том, способен ли мозговой центр российского правительства мыслить нестандартно.

Согласно недавно появившимся сообщениям в прессе, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху вылетел в Москву на "тайную встречу" с российским премьер-министром Владимиром Путиным с целью обсуждения российской политики в отношении Ирана. Непосредственно сейчас премьера Нетаньяху волнует вопрос возможной продажи Россией Ирану систем противовоздушной обороны "С-300", а второй темой, неотделимой, впрочем, от первой, станет обсуждение вклада России в атомный проект Ирана и ее нежелание выступить в поддержку ужесточения экономических санкций в отношении этой страны.

Вооруженный ядерными ракетами Иран поставит под угрозу самое существование Израиля. Наличие систем ПРО осложнит (хотя и не сделает невозможным) уничтожение Израилем ядерных объектов в Иране (в 1981 году ВВС Израиля уже сделали это с ядерными объектами в иракском Осирике). Вдобавок к этому ядерный Иран станет дестабилизирующим фактором не только для Ближнего Востока, но и, возможно, для Кавказа и прочих частей России.

Иранская сторона заверяет всех в отсутствии у них каких-либо намерений завладеть ядерным оружием, но словам лидеров Ирана нельзя верить. Недавние выборы в Иране показали, что страна висит на волоске. В 2005 году "президент" Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что Израиль надо "стереть со страниц истории". Языковеды, конечно, спорят о том, как лучше перевести сказанные им слова, но как население, так и оборонное ведомство Израиля имеет полное право опасаться человека, отрицающего Холокост и призывающего исключить Израиль из Организации объединенных наций. Казалось бы, представители российской элиты, имеющие отношение к национальной безопасности, тоже могут разделить опасения израильтян - учитывая особенности истории обеих стран.

Российско-израильские отношения носят довольно сложный характер. Примерно для одного миллиона граждан Израиля родным языком является русский. Между Россией и Израилем действует торговое соглашение. В то же время связи Израиля с Грузией и некоторыми другими государствами противоречат определенным задачам внешнеполитического курса России.

В 2002 году было принято решение включить Россию в состав так называемого "мадридского квартета" - объединения, призванного найти решение спора между Израилем и Палестиной. Тем не менее, с тех пор ни США, ни Евросоюз, ни ООН не добились на этой ниве никаких успехов.

Теперь, семь лет спустя, Россия имеет шанс вырваться из замкнутого круга. В первую очередь Москва должна удовлетворить просьбу израильтян не продавать Ирану системы противовоздушной обороны. В обмен можно потребовать от Нетаньяху, чтобы он остановил строительство новых и расширение старых поселений на Западном берегу реки Иордан.

Чтобы подсластить пилюлю, Россия может провести через Совет безопасности ООН резолюцию, которая предостерегала бы Иран о "серьезных последствиях" в случае, если он немедленно не начнет действовать, что ясно означало бы, что в случае пересечения Ираном точки невозврата Израиль будет иметь право на упреждающий удар. Также это позволит израильскому премьеру отразить критику со стороны правого электората: разумный человек, скорее всего, согласится прекратить экспансию на Западный берег, если это нужно для предотвращения угрозы ядерного удара.

Для России этот шаг может иметь самые разнообразные приятные последствия. Во-первых, Россия докажет всем, что справилась там, где спасовала администрация Обамы, а заодно, возможно, даст "быстрый старт" мирным переговорам, что выведет нас на решение проблемы по "сценарию двух государств". Во-вторых - арабские страны ближневосточного региона не окажутся под угрозой вооруженного ядерными ракетами Ирана.

В такой атмосфере США наконец-то получат возможность отменить поправку Джексона-Вэника. Администрация Обамы может прийти к неформальному соглашению и начать двигать этот вопрос. В конечном итоге может случиться, что станет возможной активизация торговых связей между США и Россией.

Для этого от США потребуется последовать примеру Канады, то есть начать отдельно воспринимать торговые отношения с Россией, и отдельно - свое недовольство в связи с ее внутренней политикой (в отношении Китая такое состояние уже достигнуто). И хотя степень эффекта от подобной перемены не стоит преувеличивать, результат может оказаться благотворным как для экономики США, так и для российской экономики, так как в обеих странах снизится безработица и повысятся объемы двусторонней торговли.

США не должны поступаться своими принципами, отказываясь комментировать случаи нарушения гражданских прав и прав человека в России, но Россия, в отличие от Советского Союза, не представляет для Запада военной угрозы. Более того, Евросоюз и США не должны отказываться от попыток снизить свою зависимость от поставок энергоносителей из России и из тех стран, которые Россия или россияне могут держать под жестким контролем.

Этан Бергер работает старшим консультантом в юридической фирме Maxwell & Barke PC, а также - адъюнкт-профессором в юридическом центре Джорджтаунского университета

___________________________________________________________

Российский президент намекает, что Россия собирается пересмотреть позицию по Ирану ("The Times", Великобритания)

Медведев открыто критикует российскую систему ("The Wall Street Journal", США)

Обсудить публикацию на форуме