Вчера «АвтоВАЗ» продолжил попытки добиться от Москвы большей финансовой помощи. За первую половину года чистый убыток крупнейшего в России автопроизводителя вырос в 10 раз и достиг 19,4 миллиарда рублей.

«АвтоВАЗ», на 25 процентов принадлежащий французскому автопроизводителю Renault, выражает «серьезные сомнения» в том, что он сможет продолжать работу без дополнительной помощи со стороны государства. Следует отметить, что за тот же период прошлого года его чистый убыток составил 1.9 миллиарда рублей. Продажи также упали более, чем наполовину.

Концерн, который производит машины «Лада», сейчас ведет с правительством переговоры о своем выживании. Вчера он заявил, что надеется получить помощь в рефинансировании краткосрочной задолженности – в основном перед принадлежащими государству банками - на сумму в 58,2 миллиардов рублей. Большая часть этих долгов, составляющая 47 миллиардов долларов, должна быть рефинансирована до 30 июня 2010 года. Общий долг концерна составляет 59,9 миллиардов рублей.

Автопроизводитель утверждает, что, чтобы избежать банкротства, он готов сократить 27600 сотрудников, четверть своего штата, однако на прошлой неделе Москва заявила, что не допустит сокращений.

Как заявил «АвтоВАЗ» пока все принятые им меры сводятся к еще сентябрьскому решению уволить 5000 служащих.

Однако первый вице-премьер Игорь Шувалов, посетивший на прошлой неделе «АвтоВАЗ», раскритиковал и эти планы: «Называются различные огромные цифры по ожидаемым увольнениям. Никаких увольнений и сокращений на предприятии не планируется. Это все вранье. Никто не позволит, чтобы такое решало только руководство «АвтоВАЗ»».

Вопрос о будущем компании, признавшей недавно, что производит машины низкого качества, может стать проверкой способности правительства справляться с социальными последствиями экономического кризиса.

Заместитель министра финансов Александр Новак заявил вчера, что правительство рассматривает два варианта.

Либо Москва предоставит государственные гарантии по рефинансированию кредитов и будет субсидировать процентные ставки, либо принадлежащие государству «Сбербанк» и ВТБ могут конвертировать долги «АвтоВАЗа» в акции компании. Это увеличит контроль государства над концерном, основным владельцем которого и без того является государственная корпорация «Ростехнологии».

Подобный шаг размоет долю Renault, потратившей в 2007 году 1 миллиард долларов на 25-процентную долю. В то время эта сделка активно рекламировалась как пример иностранных инвестиций в России.

В этом месяце премьер-министр Владимир Путин предъявил Renault ультиматум, потребовав вложить в компанию больше средств или смириться с уменьшением своей доли. Ранее Москва уже предоставила «АвтоВАЗу» беспроцентный кредит на 25 миллиардов рублей. Renault заявила, что она готова помочь предприятию, но необязательно деньгами.

Кроме этого, российский автопроизводитель обещает начать в ближайшем будущем строительство новой производственной линии для выпуска моделей Renault, Nissan и «АвтоВАЗа».