Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До 2014 года российский автомобильный рынок не сможет восстановиться. Но это далеко не единственный риск для концерна Magna – покупателя Opel – в этом регионе. С премьер-министром Путиным шутки плохи.

Задача ясна – Magna должна поддержать российскую автомобильную промышленность. Если австрийско-канадский производитель автокомплектующих, как и запланировано, получит на торгах этот лот, то он будет просто вынужден спасти это предприятие за счет агрессивной экспансии на российском рынке. И каждое рабочее место, которое под политическим давлением из Европы сохраняется без особого на то смысла, делает эту проблему еще сложнее.
Magna включается в эту авантюру, имея обещания относительно предоставления кредитов от нескольких европейских правительств на общую сумму 4,5 миллиарда евро, а также опираясь на финансовую мощь Сбербанка и благословление Кремля. Magna и Сбербанк получат каждый по 27,5 процента акций компании New Opel, а у GM останется 35 процентов. Еще десять процентов будут принадлежать коллективу сотрудников. Уже ясно, что рано или поздно будет иметь место сотрудничество с группой ГАЗ – вторым по величине российским автоконцерном. ГАЗ принадлежит олигарху Олегу Дерипаске, а Сбербанк является главным кредитором пострадавшего от кризиса российского автомобильного концерна.
Глава Сбербанка Герман Греф – сам из немцев Поволжья – уже давно хочет получить западные технологии для того, чтобы поставить экономику страны на более солидную основу. Но Греф не стал бы ничего предпринимать, не заручившись полной поддержкой Москвы, отмечает собеседник, имеющий отношение к российскому банку. Эксперт по России и советник германского правительства Александр Рар (Alexander Rahr) подчеркивает: «Сбербанк не мог бы самостоятельно принять такое решения. Оно, скорее всего, было принято на дипломатическом уровне».
Для федерального канцлера Ангелы Меркель (Angela Merkel) накануне выборов в Бундестаг главным было сохранить рабочие места сотрудников компании Opel в Германии. «Федеральное правительство считало, что Сбербанк как государственное кредитное учреждение не пойдет ко дну в результате кризиса, и свои обещания сдержит, - отметил Рар. – Это была своего рода гарантия успеха». Соответственно, конкурирующее предложение фирмы FIAT было отодвинуто на задний план. Российская составляющая предложения Magna укрепляет рабочие отношения между Mеркель и российским президентом Дмитрием Медведевым. Германия хотела бы получить более широкий доступ на российский рынок с его 140 миллионами потенциальных покупателей.
Magna пока только в самых общих чертах представила Москве свои планы относительно Opel. Это не совсем обычно для сделки, в рамках которой находящийся пока еще под государственным контролем американский концерн продает свое зарубежное дочернее предприятие, и при этом его кредиторами скоро должны стать налогоплательщики ЕС. И поскольку Россия пока не представила масштабного плана спасения своей автомобильной отрасли, будущее Opel остается туманным.
Пример с Renault показывает, с какими рисками может столкнуться Magna. Российский премьер-министр выставил ультиматум французскому концерну в связи с финансовой помощью АвтоВАЗу. Renault принадлежит 25 процентов акций этого крупнейшего в России производителя легковых автомобилей. Правительство открыто выступило с угрозой забрать часть акций, если Renualt не будет более активно оказывать помощь предприятию. И французы, кажется, серьезно отнеслись к этому предупреждению. По данным российского правительства, Renault будет участвовать в спасении АвтоВАЗа. При этом, как сообщает официальный представитель Renault, это не обязательно будут наличные деньги. По сообщению российской газеты «Коммерсант», АвтоВАЗу для выживания необходимо по крайней мере 1,6 миллиарда евро.
К политическим рискам следует добавить также серьезные проблемы конъюнктуры: российский автомобильный рынок сократился в этом году более чем наполовину.  Только в сентябре количество проданных автомобилей в сравнении с предыдущим годом снизилось на 52 процента. По подсчетам Министерства торговли, внутренний спрос на легковые автомобили достигнет предкризисного уровня не ранее 2014 года. «Это достаточно смелое решение – выстраивать свою стратегию роста, ориентируясь только на Россию», отметил Тим Уркварт (Tim Uhrquhart) -  аналитик консалтинговой фирмы IHS Global Insight.