Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вертикаль придавила всех

© РИА Новости / Перейти в фотобанкОтказ И.Рыбкина участвовать в президентских выборах
Отказ И.Рыбкина участвовать в президентских выборах
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавний демарш оппозиционных партий в Государственной думе прокомментировал в интервью Радио Свобода председатель Государственной думы первого созыва Иван Рыбкин.

Недавний демарш оппозиционных партий в Государственной думе прокомментировал в интервью Радио Свобода председатель Государственной думы первого созыва Иван Рыбкин.

- Политическая жизнь в последние годы настолько придавлена вертикалью власти, что то, что случилось на днях в Думе, кажется почти сверхъестественным событием. Последний раз подобного рода кризис произошел в далеком 2000 году, тогда "Яблоко" и "Отечество – Вся Россия" покинули зал заседаний. Иван Петрович, вы, конечно, помните времена, когда парламент еще был местом для дискуссий. Вряд ли нынешние события вам кажутся революционными?

- Да, нынешние события не кажутся мне революционными. Конечно, за последнее десятилетие, о котором вы говорите, резко было изменено законодательство, отменена графа "против всех", повышен проходной барьер до 7%. Все это привело к тому, что стали массово использоваться открепительные талоны, предварительное голосование. И конечно, последнее голосование по России показало, что избиратель на это среагировал, он просто стал "голосовать ногами", не приходить на выборы.

Особенно это ярко проявилось в Москве. Там, где участковые избирательные комиссии действовали в рамках закона, а процент голосования пришедших к избирательным урнам не был тронут административным произволом. Например, 160-й избирательный участок, о нем говорят. На нем - 18% явки, и, я думаю, она повсеместно такая была. Там "Единая Россия" и коммунисты показывали одинаковый процент, около трети те и другие брали, примерно 15% у либерал-демократов, и 6-7% у "Справедливой России" и "Яблока". А на 161 участке уже 91% явка - рядом участки, - 66% взяли единороссы, же 14% коммунисты, остальные уже не проходят.

То есть власть столкнулась с тем, что превышение результатов по сравнению с предыдущими выборами, невозможно. "Единая Россия" стала оглушительно терять голоса, и коммунисты буквально с ними сравнялись. Хорошо это или плохо - тема отдельного обсуждения, не думаю, что хорошо. Вот это сильно напугало, и был включен массово административный ресурс. К чему это привело? Привело к парламентскому кризису. Партии поняли, что с ними ровно так же могут обойтись на предстоящих думских выборах.

- Расскажу нашим слушателям о выводах, которые сделала группа российских математиков. Они уже не в первый раз проводят анализ результатов голосования, выделяя случаи, когда вдруг явка аномально поднималась за очень короткий промежуток времени, обычно к концу голосования, то есть, по-видимому, был вброс бюллетеней. По их данным, явка в Москве была в целом завышена на 13%, результаты "Единой России" - на 20%, а у остальных партий - резко занижены. В московскую думу должны были пройти пять партий, а не две.

- Мне пришлось профессионально заниматься математикой долгое время, и я хочу решительно поддержать эту группу математиков. Дело в том, что это кардинально меняет ситуацию. Как я уже говорил, при очень малой явке избирателей дисциплинированный электорат коммунистов является полным составом и дает 33% голосов, таких же, как у "Единой России". И если не применять административный нахрап, 33% "Единая Россия", 33 - коммунисты, 15-16 - ЛДПР, 10 - "Яблоко", 10 - "Справедливая Россия" – это решительно меняет картину. Поэтому такой вброс, о котором говорят математики, приводит к жесточайшему мультиэффекту, искажению результатов.

Я думаю, что имидж "Единой России" пострадал в глазах премьера, в глазах президента, в глазах губернаторов. Они все точно знают, какими на самом деле были выборы, и их это очень напугало. Я это говорю не понаслышке, я это твердо знаю. Перепуганы, пытаются не говорить, не комментировать, выпускают на арену таких ребят, как быстроговорящий Исаев. И то он нарывается на небывалые отповеди в Государственной думе. Вот это все очень тревожно. Возникает блок целый вопросов, которые могут разрешить президент и премьер - при их добром желании. Нет – значит, будет решаться по-другому.

Думаю, что и премьерский центр власти, и президентский, конечно, боится улицы. 200 тысяч офицеров высвобождаются в армии. Безработица - конечно, не два миллиона, а все прекрасно знают, что шесть миллионов. Все это тревожные цифры. И конечно, никакой радости ни у оппозиции, ни у власти они не вызывают. И такой административный нахрап, который продемонстрировала "Единая Россия", ни к чему доброму привести не может. Отсюда такое увещевание, буквально заклинание, камлание Владислава Юрьевича Суркова: верьте, не сомневайтесь в своих результатах! В ответ на что? В ответ на то, что сама "Единая Россия" в лице размышляющих людей говорит: ни к чему хорошему, Владислав Юрьевич, политтехнология вместо политики привести не может.

- Господин Чуров очень удивил журналистов, сказав с полной уверенностью, что думский бунт приурочен к визиту крупного иностранного представителя, то есть Хиллари Клинтон. Есть ли основания считать, что эти два события - визит госсекретаря США и демарш в думе - вообще как-то связаны?

- Говорят, все в мире взаимосвязано, если отвечать философски. Но я думаю, что демарш оппозиционных фракций в Думе, конечно, не приурочен ни к какому визиту - ни Хиллари Клинтон, ни султана Брунея. Я думаю, что ситуация начинает выходить из-под контроля кремлевской администрации. Там разные группы влияния на самом деле, разные взгляды на жизнь, и многие даже из чувства самосохранения начинают исповедовать точку зрения, что до такой степени в режиме нахрапа выборы проводить никак нельзя. Что доконструировались в плане партий, когда из сконструированных Владиславом Сурковым остались всего лишь 8 партий, в том числе 4 парламентских.

Конечно, превратили ни во что "Яблоко", нагнув и раздавив – это очень опасно. Не представлена либеральная часть политического среза, она не оформлена ни движениями, ни партиями. Более того, эту часть оппозиции не подпустили к выборам ни в Москве, ни в других местах. А это как минимум, по словам политологов, около 20% - это существенная часть, 20% поддержки электората. Это иные взгляды на жизнь, иные представления о выходе России из кризиса, иные представления о выходе на модернизацию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, всей экономики в целом. Нам не помогут даже 150 долларов за баррель в плане модернизации, надо напрягаться и создавать политическую, экономическую конкуренцию. Она может быть, если не действовать в режиме политического административного нахрапа. Вот о чем разговор.

- Вопрос, сформулированный нашим слушателем на сайте Радио Свобода: наступила ли та точка, за которой начнутся некие политические изменения в отстроенной вертикали или это многоточие, после которого все останется как прежде? Иван Петрович, ваш прогноз: будет ли принесена какая-то ритуальная жертва - Юрий Лужков или господин Чуров, например, отставки которого требуют недовольные фракции?

- Я согласен с нашим радиослушателем, когда он говорит, что эти выборы в Москве, прежде всего, и в целом по России - это некая точка, от которой будут начинаться несколько иные подходы. И не только потому, что вдруг власти впали в благость, я не думаю - совершенно это исключено. Просто жизнь заставляет смотреть на события по-другому. Будут, конечно, и жертвенные бараны, несомненно. И в числе первых, конечно, - Владимир Чуров. Потому что по принципу "чего изволите" жить совершенно недопустимо. Даже Вешняков по сравнению с ним кажется чудо-председателем, который мог и свое суждение иметь, и высказывать президенту, премьеру и Государственной думе свою точку зрения. Здесь ровно все наоборот.

Что касается Юрия Михайловича… Ему надо уходить – это всем понятно: и в его семье, и в его окружении, и в Кремле, и в правительстве. Как он будет уходить, во многом зависеть лично от него. Ему дан сейчас выбор, как действовать.