Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Соотечественники поставлены на карту

© POOL / Перейти в фотобанкПрезидент РФ Дмитрий Медведев выступил на Всемирном конгрессе соотечественников
Президент РФ Дмитрий Медведев выступил на Всемирном конгрессе соотечественников
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Под занавес года в Государственной Думе России назревает нешуточная борьба двух альтернативных редакций нового Закона о соотечественниках. От того, какая версия победит, во многом зависит и то, увидит ли свет так называемая карта соотечественника и каким содержанием она будет наполнена.

Под занавес года в Государственной Думе России назревает нешуточная борьба двух альтернативных редакций нового Закона о соотечественниках. От того, какая версия победит, во многом зависит и то, увидит ли свет так называемая карта соотечественника и каким содержанием она будет наполнена.

 

История, предшествующая рождению свидетельства соотечественника (именно так официально именуется документ), весьма долгая и запутанная. Действующий на данный момент в России закон, принятый в 1999 году, к соотечественникам, помимо собственно граждан России, постоянно проживающих за рубежом, относит и граждан бывшего СССР, получивших гражданство новых независимых государств или оставшихся лицами без гражданства, и эмигрантов из Российской Империи и Советского Союза. Если учесть, что соотечественниками считаются и потомки всех вышеуказанных лиц, получится многомиллионная армия, которой, в соответствии с законом, российские власти должны обеспечить возможность сохранить связи с метрополией, русский язык и культуру.

 

Правда, закон оговаривает, что соотечественником не считается лицо, принадлежащее к титульной нации государства, в котором проживает. Хотя не очень понятно, почему, допустим, абсолютно антироссийски настроенный деятель Евгений Криштафович может считаться российским соотечественником, а покойный герой Советского союза Арнольд Мери был бы такого права лишен? Да и само понятие национальности сегодня является достаточно расплывчатым.

 

Кто, кому и зачем?

 

Устранить эти, а также многие другие недочеты действующего закона попыталась Межведомственная рабочая группа, образованная весной 2008 года правительственной комиссией по делам соотечественников. Работа группы, возглавляемой председателем комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадимом Густовым, завершилась в марте этого года внесением в правительство предложений по корректировке законодательства о соотечественниках. По словам Густова, несмотря на то, что за все время, прошедшее с момента принятия действующего закона, ни одного свидетельства соотечественника не было выдано, члены группы «сошлись на том, что в новом законе норма о документе соотечественника государственного образца должна сохраниться».

 

Однако в правительственной комиссии по делам соотечественников, рассматривавшей предложения группы Густова, возобладала иная логика: если за десять лет правительство так и не смогло выработать порядок выдачи свидетельства, то, возможно, оно просто не нужно. Тем более что по-прежнему нет ответа на три основных вопроса: кто будет выдавать такие свидетельства, кому, а главное – какие права получит соотечественник, официально признанный таковым? Член правительственной комиссии, глава Департамента по работе с соотечественниками МИД России Александр Чепурин заявил, что «многие соотечественники высказываются против „государственного документирования“, прежде всего, в силу того, что это может повлечь за собой определенные сложности для них в странах проживания».

 

Большой фарс

 

Однако летом этого года случилось небольшое ЧП, наглядно показавшее, что точку в дискуссии о многострадальном свидетельстве соотечественника ставить пока рано. Фонд содействия объединению русского народа «Русские» объявил о начале собственной кампании по выдаче соответствующего документа, получившего название «карта русского». В своем заявлении фонд, в руководство которого, кстати, входят такие уважаемые люди как кинорежиссер Владимир Меньшов, выразил надежду на поддержку своей инициативы со стороны российских властей.

 

По замыслу фонда, «карта русского» давала бы своему обладателю немалые привилегии: право на бесплатное получение многократной визы в Россию, право на получение образования и ведение бизнеса в России на тех же основаниях, что и российские граждане, и даже право на службу по контракту в российской армии. Российскому государству предлагалось также платить семьям соотечественников пособия на третьего и последующих детей, а самим соотечественникам дать право на «участие в общественной и политической жизни России», что уже граничило с наделением иностранных соотечественников избирательным правом наравне с россиянами.

 

Неудивительно, что реакция российских дипломатов на подобную инициативу не заставила себя ждать – официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко назвал идею карты русского «провокацией», которая «разделяет соотечественников по национальному и религиозному признаку, сеет в их среде ожидание льгот, дает возможность известным кругам в странах, где планируется выдавать карту, обвинить Россию в создании пятой колонны».

 

После этого идея впала в летаргию, однако некоторое количество «карт русского» Фонд выдал, причем первая была выписана на имя Николая Васильевича Гоголя – очевидно, покойному классику в первую очередь понадобились пособия на третьего и последующих детей. На Нестеренко же оскорбленное в лучших чувствах руководство фонда «Русские» подало в суд за клевету.

 

По мнению директора Института Русского зарубежья Сергея Пантелеева, история с выдачей «карты русского» оказалась весьма показательной – интерес соотечественников к документу оказался настолько велик, что утверждение о том, что соотечественники выступают против «государственного документирования», следует признать несостоятельными.

 

Это мнение разделяет и первый зампред Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин. В качестве активного участника Межведомственной рабочей группы он также пытался сохранить в новом законе положение о свидетельстве соотечественника, однако потерпел поражение в борьбе с российским МИДом, после чего в одном из интервью в сердцах назвал дипломатов «заурядными чиновниками». По мнению Затулина, им просто лень заниматься «паспортизацией» соотечественников, которых, по официальным российским оценкам, в мире около 30 миллионов.

 

Затулин, не дожидаясь правительственного законопроекта, 30 ноября внес в Госдуму собственные поправки к Закону о соотечественниках. Дата внесения законопроекта, по его словам, была выбрана не случайно: «Накануне Всемирного конгресса соотечественников важно подтвердить, что дискуссия о подходах к работе с ними в России не завершена».

 

Общественно полезные

 

Дискуссия продолжилась буквально на следующий день после регистрации законопроекта в Думе – выступая на проходившем в Москве 1-2 декабря Всемирном конгрессе соотечественников, президент России Дмитрий Медведев в принципе поддержал идею выдачи свидетельств. «Общественные организации соотечественников смогут регистрировать таких людей и выдавать соответствующие свидетельства – разумеется, с учетом профессиональных навыков и общественной деятельности таких людей», – пояснил глава государства. По словам Медведева, соответствующий законопроект будет в ближайшее время внесен правительством в Госдуму.

 

Константин Затулин к идее выдачи свидетельств соотечественника общественными организациями отнесся скептически. «Это будет декоративный документ. Он не обеспечит никаких прав, никакой ответственности, никаких льгот для обладателя – только одно моральное удовлетворение, да вдобавок не от лица государства», – опасается депутат.

 

Впрочем, вовсе исключать организации соотечественников из процесса выдачи свидетельств Затулин не предлагает – такое право им «может быть делегировано дипломатическим или консульским учреждением РФ». Основанием для причисления человека к соотечественникам должно стать не только происхождение, но в первую очередь «самоидентификация, подкрепленная общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков национальностей РФ и развитию культуры России».

 

Также засчитываются усилия соотечественника «по укреплению дружественных отношений страны проживания с Российской Федерацией и по поддержке общественных объединений соотечественников и защите их прав». Чтобы в итоге круг кандидатов на получение свидетельства соотечественника не ограничивался лишь активистами культурных обществ и «профессиональными соотечественниками», законопроект предусматривает в качестве основания для признания в качестве соотечественника и «иные свидетельства свободного выбора в пользу духовной и культурной связи с Россией».

 

Что же касается прав и льгот, которыми Затулин предлагает наделить «паспортизированных» соотечественников, то здесь речь в первую очередь идет о бесплатной выдаче долгосрочных российских виз и упрощенном порядке получения гражданства. Также обладатели свидетельств соотечественника смогут бесплатно посещать российские федеральные и муниципальные музеи и получать в российских архивах документы, подтверждающие их принадлежность к соотечественникам. Кроме того, предлагается закрепить за ними право бесплатного получения экстренной медицинской помощи, равно как и право быть похороненными в России.

 

Константин Затулин не рассчитывает на легкое прохождение своего законопроекта через Думу. Правительство же свой законопроект намерено направить на рассмотрение депутатов до конца этого года. Принятия новой редакции Закона о соотечественниках не стоит ждать ранее лета следующего года.

 

В Эстонии начнут с детей?

 

Как рассказали «Дню за Днем» источники, близкие к посольству России в Таллине, по мере того, как у удостоверения появляется все больше шансов превратиться из реального пакета льгот в политический манифест, организации соотечественников в Эстонии все меньше хотят работать на раздаче карт русского.

 

Побывавший на московском конгрессе лидер российских граждан в Нарве Юрий Мишин предложил свой план спасения ситуации: для начала зарегистрировать круг местных организаций, имеющих право выдавать карту, разработать ее формат и, поскольку на то, чтобы обеспечить всеми льготами 30 миллионов человек, в российском бюджете не хватит средств, сперва пойти по пути упрощения визового режима для соотечественников с гражданством страны проживания. «Начать можно с детей. Чтобы ребенок с картой соотечественника мог бесплатно получить визу в Россию. А то потом окажется, что он растет не знакомым со своей исторической родиной», – сказал Мишин «ДД».
Как сообщило нашей газете посольство России, никаких конкретных договоренностей на этот счет с организациями соотечественников в Эстонии пока нет.

 

Противники правительственной версии карты русского утверждают, что МИД РФ просто лень регистрировать свою многомиллионную армию соотечественников, живущих за рубежом.