Участие президентов Украины и России в бизнес-форуме в Геленджике не принесло ничего нового в развитие экономического сотрудничества двух стран. Намеченные весной совместные проекты остаются, как правило, нереализованным.
 
Президенты Украины и России долго беседовали за закрытыми дверями. А прессе сообщили, что они поговорили о строительстве моста Керчь-Кавказ и готовности Украины предоставить свои базы для ремонта и обслуживания кораблей Черноморского флота. Намеченные главами государств весной этого года совместные масштабные авиастроительные проекты, порыв в сотрудничестве по использованию ядерной энергетики, транзита энергоносителей и преодоление барьеров для бизнеса, по мнению украинских экономистов, еще не получили своего воплощения.

Мосты уносит в море

Виктор Янукович напомнил своему российскому коллеге, что российский Черноморский флот нуждается в ремонте и обслуживании. И предложил использовать для этого украинскую базу в акватории стоянки российских кораблей. То, что Янукович публично сказал Дмитрию Медведеву - "хотим услышать конкретные предложения", обозреватели расценили, как попытку стимулировать российского президента хоть как-нибудь отреагировать на эту инициативу.

Более охотно Медведев  отозвался на другую идею - строительства моста через Керченский пролив, призванного соединить украинский и российский берега. Но и здесь Медведев согласился лишь с тем, что "эта тема достойна президентского внимания". И признал необходимость выбрать один из нескольких проектов. В отличие от него, Янукович опять не скрывал, что он спешит. Президент Украины призвал завершить строительство моста если не к чемпионату Европы по футболу 2012 года, то хотя бы к Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

Обсуждение этой темы вызвало удивление у украинских экономистов. Один из них, Андрей Блинов в интервью Deutsche Welle напомнил, что существовавший в сороковых годах мост через Керченский пролив был быстро снесен мощными морскими течениями и льдом. И что с тех пор ученые неоднократно заявляли о "технологическом авантюризме" попыток восстановить подобный мост. Более рациональными Блинов назвал слова Януковича о перегруженности паромной переправы на этом участке. Эксперт посоветовал главам государств подумать об интенсификации паромного и грузового сообщения.

Предметы гордости

Единственным безусловным успехом в украино-российских экономических отношениях Блинов считает действие подписанных президентами Украины и России весной в Харькове "газофлотских соглашений". Украина, по словам экономиста, получает российский газ с 30-процентной скидкой в размере экспортной пошлины. А Россия избавлена от необходимости искать место для дислокации своего Черноморского флота, срок пребывания которого на арендованной украинской территории продлен на многие годы вперед. 

Реализация еще одного проекта ожидается 24 октября. Министр промышленной политики Украины Дмитрий Колесников на недавнем Международном авиасалоне "Авиасвит-ХХІ" анонсировал подписание в этот день соглашения о создании совместного предприятия по координации и кооперации внутри российского и украинского авиапрома, разработки новой техники и сбыту продукции. Министр отметил, что долевое участие в СП будет паритетным. А само предприятие "будет заниматься продажей самолетов марки "Антонов", позиционированием их на внешних рынках, вопросами разработки новых технологических решений и продуктов".

Ядерный шпагат

Еще одной предсказуемой новостью стала победа российского предприятия ТВЭЛ на конкурсе по строительству на Украине завода по производству ядерного топлива. По словам главы группы компаний "Атомпромресурсы" Андрея Черкасенко, летом этого года был заключен еще и долгосрочный контракт с ТВЭЛом на поставку топлива для украинских АЭС на весь срок их эксплуатации. Украинские эксперты уверены, что таким образом российскому поставщику удалось отстоять свою монополию.

Но замминистра топлива и энергетики Украины Наталья Шумкова заявила, что Украина не отказывается и от топлива  Westinghouse Electric Company в сфере поставок ядерного топлива. И что "контракт с Westinghouse на 2011–2015 годы не поддается ни ревизиям, ни сомнениям". Шумкова подчеркнула, что при заключении долгосрочного контракта с российским ТВЭЛом,  украинская сторона настояла на включении в документ условия о том, что Украина будет продолжать сотрудничество с американской компанией.

Бизнес в условиях плохого климата


Бизнесменам Украины и России не стало легче вести свои дела, уверен экономист Андрей Блинов. Он подчеркнул, что чрезмерная зарегулированность экономических отношений государством, коррупция и бюрократизм не дают полной свободы деятельности российским инвесторам на Украине. А украинские компании в России, страдая от того же, могут рассчитывать, преимущественно, на участие в проектах, которые финансируются из госбюджета.

Блинов отметил, что ввиду нынешнего политического потепления в отношениях между двумя странами, экспортерам украинской продукции в Россию не стоит опасаться повторения событий 2005 года. Тогда Россия запретила ввоз на свою территорию украинских молокопродуктов и других товаров. Однако  сегодня, как уверен эксперт, "стороны скорее не развязывают новые торговые войны, нежели прекращают старые".

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.