Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор зарубежных СМИ, 17 декабря 2010 года

© flickr.comгазеты
газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Очередной сеанс общения премьера Путина с гражданами России – усиление культа личности и сведение счетов с противниками; несоразмерные действия милиции по отношению к протестующим приведут к ужесточению режима; Россия лицемерит, указывая на проявления фашизма у соседей и не обращая внимания на те же тенденции у себя; современные оппозиционные политики не дружили с Березовским в 90-е годы; «правильность» Запада – это всего лишь иллюзия; и во время ядерного взрыва есть большой шанс спастись. Об этом подробнее – в публикациях мировых СМИ.

Владимир Путин вознес культ своей личности до новых высот во время марафонского общения с народом в прямом эфире - так оценивают вчерашний сеанс журналисты британского издания Guardian. В ходе этой «прямой линии» российский премьер впервые коснулся вопроса об этнических столкновениях, потрясающих страну с конца прошлой недели, когда националисты вышли на улицу с призывами убивать мигрантов с Северного Кавказа и из Средней Азии. Сразу после этого он высоко оценил роль правоохранительных органов в восстановлении порядка. При этом, сообщает издание, Путин послал ясный сигнал российским либералам о том, что они нежелательны в стране, где власть органов правопорядка превыше всего: «Наше общество, включая либералов, должно понять, что должен быть порядок. В противном случае представителям нашей либеральной интеллигенции придется сбрить свои бороденки, надеть каски и самим заняться борьбой с радикалами».

Акцент на этих же моментах в «речи» премьера сделал и корреспондент американской газеты Christian Science Monitor Фред Уэйр, отмечая, что Путин пообещал провести расследование причин бушевавших в выходные беспорядков, приведших к всплеску межрасовых столкновений в центре Москвы, и наказать агитаторов-ультранационалистов, «подобных вирусам». По словам главы правительства, милиция в данный момент проводит массированную операцию в десяти городах России. Однако, по словам критиков, действия милиции не соответствуют масштабу угрозы, представляемой малочисленными ультранационалистическими и неонацистскими группировками; они предупреждают, что идущие преследования могут стать прелюдией к более широкой кампании против оппозиционеров. Автор материала приводит слова одного из российских коллег, считающего, что в стране наблюдается сбой государственных институтов, а не революция. Аресты, которые проводят власти, лишь приведут к усилению режима. Возможно, предполагает российский журналист, именно этого и хочет Путин - повысить таким образом свои шансы на повторное избрание президентом.

На вопрос о том, справедливо ли то, что бывший нефтяной магнат Михаил Ходорковский много лет сидит в тюрьме, Путин дал весьма язвительный ответ, сказав: «Вор должен сидеть в тюрьме», замечает репортер газеты New York Times. Путин сравнил дело Ходорковского с делом Мэдоффа, который получил 150 лет лишения свободы за создание самой крупной финансовой пирамиды в истории. Автор статьи «Откровенный и долгий эфир Путина» напоминает, что ответ премьера прозвучал всего за несколько дней до того, как суд должен будет вынести свой приговор по делу некогда самого богатого в России человека, которого в момент ареста в 2003 году считали политическим соперником Путина. Адвокаты Ходорковского заявили, что комментарии премьер-министра это «высшая форма политического давления», и что такие заявления практически не оставляют их клиенту шансов на оправдание. Вообще же, выносит свой диагноз Путину журналист, в этой телепрограмме премьер выступил как популист в лучшем виде.

Во время общения с россиянами Путин «подчеркнуто презрительно» отозвался об учредителях коалиции «За Россию без произвола и коррупции», передает русское бюро Радио «Свобода». Он обвинил учредителей партии в том, что они «утащили вместе с Березовскими» «немало миллиардов» и сейчас хотят «вернуться и пополнить свои карманы». Оппозиционный политик Борис Немцов в интервью радио отреагировал на слова премьера, назвав их «стопроцентной ложью»: «Вообще, уровень неадекватности зашкаливает. Тщательно отрежиссированное обращение – лишний раз тому свидетельство. Он все перепутал. Это он дружил с Березовским в 90-е годы… И Березовский его выдвинул в президенты, это он его поддерживал на президентских выборах». Немцов заявил, что «под чутким руководством Путина страна скатилась на африканский уровень коррупции», призвав отправить премьера «на свалку истории».

Известный немецкий журнал Der Spiegel опубликовал аналитическую статью своего московского корреспондента Беньямина Биддера о «прямой линии» в телеэфире с Путиным. По мнению автора, самый влиятельный человек России свел счеты со своими оппонентами: они должны понять, что государство может вообще не замечать небольшое количество оппозиционеров, но оно должно «гарантировать интересы большинства». При этом главный вопрос российский премьер-министр оставил без ответа: собирается ли Путин после президентских выборов 2012 года вернуться в Кремль?

Белорусская пресса обратила внимание на ту часть эфира, где вопросы коснулись темы российско-белорусских отношений. Так, в частности, издание «Белорусские Новости» пишет, что на вопрос, почему Путин обижает «батьку», российский премьер решил ответить с экономической точки зрения, сказав, что на самом деле Москва Минску всячески помогает и соседа не обижает. Путин напомнил, что Россия многие годы, поставляя в Белоруссию энергоносители «по бросовым ценам», субсидировала экономику соседней страны на миллиарды долларов. У автора статьи сложилось впечатление, что Путин всячески пытался выставить ситуацию таким образом, чтобы показать, что Белоруссия, якобы, вновь оказалась на иждивении у России. Белорусские эксперты оценили заявления Путина «политическим PR-ходом», связанным со стремлением Москвы показать себя в выгодном свете: «Москва старается объяснить свои действия политическим великодушием, благородными намерениями, а не представлять их как вынужденные шаги. Однако, на самом деле, Россия, инициировавшая создание Таможенного союза, была вынуждена пойти на уступки Белоруссии в рамках ЕЭП (Единого экономического пространства)».

Американская журналистка Джулия Иоффе в материале для журнала New Yorker замечает, что юные с виду мальцы отвечали, что хотят мочить «черных», потому что они «режут наших парней и спят с нашими бабами» (он выразился грубее), подчеркивая, что у них «дома тоже так говорят». Причины произошедшего автор видит в прошлом страны. «Огромная полиэтничная империя одновременно и подчеркивала, и заглаживала межэтнические различия, не особенно их обсуждая». Около миллиона молодых русских парней побывали на Кавказе во время прохождения обязательной воинской службы, участвуя либо в чеченских войнах, либо в продолжающейся по сей день контртеррористической операции. По возвращении домой многие из них идут работать в правоохранительные органы, и от них ожидают, что они будут защищать тех самых людей, с которыми недавно воевали.

В латвийской газете Latvijas Avize появился навеянный этническими столкновениями в российских городах материал, в котором события рассматриваются относительно декларации, направленной против «определенных действий, способствующих эскалации современного расизма и связанных с ним форм нетерпимости». Именно по инициативе России ее недавно рассматривали в комитете ООН. Причем, отмечается в статье, это не первый случай, когда Россия инициировала в ООН принятие аналогичных документов. В этих резолюциях «в избытке бросаются камни» в сторону Латвии и Эстонии. Автор упрекает Россию в том, что та бревна в собственном глазу не видит: «Увлекшись празднованием «великой победы» и напоминанием в стиле заевшей пластинки о Нюрнберге, Россия не заметила, что нетерпимость к людям других национальностей в Москве, Санкт-Петербурге и в других городах достигла небывалой величины, и насильственных столкновений избежать невозможно».

Постоянный колумнист ИноСМИ Марк Адоманис на этот раз пишет о том, что у многих россиян сложилось неверное представление о Западе и о том, как он функционирует. Предметом анализа автора послужила статья либерального политика Владимира Рыжкова в англоязычной газете Moscow Times под заголовком «Silencing the Whistleblower» (Заткнуть рот разоблачителю). Автор статьи говорит, в том числе, о «ложных обвинениях против разоблачителей и их преследовании, которые являют собой испытанную тактику Кремля, скрывающего свои преступления», и что российское государство в своей основе является безнадежно коррумпированным, неэффективным и прогнившим. Посмотрите на администрацию Обамы, пишет Адоманис, - она совершенно нетипично для себя тоже преследует в последнее время таких «разоблачителей». «К сожалению, многие западные страны, и особенно Соединенные Штаты  Америки, быстро отходят от тех норм, которые сделали их общества порядочными и открытыми», замечает журналист. Но, тем не менее, он признает, что у Запада сохраняется масса добродетелей и достоинств, достижений в области повышения благосостояния и благополучия своих граждан, призывая русских эти уроки внимательно изучить.

В газете New York Times обсуждается «инструкция по поведению на случай ядерного взрыва в США». Если случилось немыслимое - террористы взорвали в Нью-Йорке или в другом крупном городе атомную бомбу – то людям, следуя советам американского правительства, не нужно бежать, а необходимо спрятаться в любом «прочном строении и не выходите наружу, пока власти не скажут, что это безопасно». Эти рекомендации основаны на данных последних научных исследований, которые показывают, что вероятность пережить последствия ядерного взрыва будет выше у тех, кто незамедлительно укроется от следующего за ним смертоносного радиационного заражения, отмечается в издании. Представители администрации Обамы утверждают, что холодная война приучила людей относиться к угрозе ядерного взрыва фаталистически, а не реалистически. На самом же деле «при наличии убежищ и соответствующих знаний» взрыв «могут потенциально пережить тысячи людей». И сейчас в США по этому поводу проводится ликбез среди правительственных чиновников, местной власти и населения.