Представитель РКК Энергия, встреченный корреспондентом журнала Futura-Sciences на последнем аэрокосмическом салоне в Ле Бурже, сообщил о том, что корпорация готовит смену космическим кораблям «Союз». Будучи менее крупной и требуя меньше времени на постройку, новинка поможет корпорации удержаться на конкурентном рынке в ожидании появления космического корабля, которому предстоит стать подлинной заменой семейству «Союз». Кстати, макет такого корабля был представлен, но Роскосмос отвергает этот вариант.

В США размышляют над тем, чем заменить космические челноки, а в России готовятся к замене семейства «Союз». Но в отличие от Соединенных Штатов, российская программа не предусматривает перерывов в деле доставки человека и грузов на орбиту. Вот уже несколько лет Федеральное космическое агентство Роскосмос делает ставку на аппараты, которое придут на смену семейству «Союз». Последнее имеет на своем счету более 1 770 успешных запусков, и оно вполне доказало свою надежность, но потенциал его модернизации в значительной степени исчерпан.

Роскосмос разрабатывает аппарат весом свыше 20 тонн (притом, что нынешний «Союз» весит чуть более 7 тонн), а также носитель Русь-М, способный выводить его на орбиту. Одновременно Роскосмос занимается строительством космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке, откуда и будет стартовать ракета Русь-М. Новая площадка позволит постепенно отказаться от использования космодрома «Байконур», оказавшегося после распада СССР на территории независимого Казахстана. Частичный ввод в эксплуатацию космодрома «Восточный» намечен на 2015-ый год, а первый пилотируемый пуск должен быть произведен до 2020-го года.

Тем не менее, финансирование строительства инфраструктуры и объектов для зимней сочинской Олимпиады 2014-го года способно поставить под вопрос выполнение планов Роскосмоса. Многие сомневаются в способности России одновременно финансировать два таких проекта, требующих многомиллиардных вложений.

Опередить США в конкурентной борьбе


Вероятность задержки в деле осуществления космической программы заставляет РКК Энергия задумываться о смене стратегии с учетом того, что на рынок выходит новое поколение космических аппаратов, создаваемых американскими фирмами. В настоящее время лишь аппараты «Союз» используются для доставки космических туристов на борт Международной космической станции (МКС). Но в будущем космические аппараты компаний Space X или Boeing – более современные, менее дорогостоящие и имеющие большую грузоподъемность, чем «Союз» - вполне смогут успешно конкурировать с российскими аппаратами. При этом космический туризм приносить прибыль, а РКК Энергия нуждается в этих деньгах для финансирования своих будущих проектов, и не может допустить, чтобы американские конкуренты обошли ее.

Осознавая, что смена семейству «Союз» выйдет на рынок с опозданием, РКК Энергия предлагает быстро разработать космический аппарат менее крупный (весом примерно десять тонн), чем тот, который планировал получить Роскосмос. Этот аппарат мог бы запускаться с космодрома «Байконур» при помощи существующей ракеты-носителя («Зенит»). Но Роскосмос отвергает такой вариант в пользу первоначального плана, напоминая о том, что в связи с прекращением полетов американских Шаттлов на Россию прольется золотой дождь. Американскому агентству НАСА приходится оплачивать места на единственном космическом корабле, способном доставлять человека на борт МКС и возвращать его на Землю. Американцам, судя по всему, предстоит оплачивать немалый счет: около 250 миллионов долларов в год.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.