Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российский поезд как призыв к разрядке

© коллаж ИноСМИПоезд Москва-Париж
Поезд Москва-Париж
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Первый поезд прямого сообщения Москва-Берлин-Париж прибудет на Восточный вокзал, преодолев расстояние в 3177 километров. Этот трансъевропейский экспресс встретят в Париже с большой помпой – не только потому что это демонстрация развития российско-французского сотрудничества, но и в силу того, что это во многом показатель стремления России сблизиться с Западной Европой.

Первый поезд прямого сообщения Москва-Берлин-Париж прибудет во вторник на Восточный вокзал, преодолев расстояние в 3177 километров. Этот трансъевропейский экспресс встретят в Париже с большой помпой – не только потому что это демонстрация развития российско-французского сотрудничества, но и в силу того, что это во многом показатель стремления России сблизиться с Западной Европой.

Он также прибудет на следующий день после того, как Организация экономического сотрудничества и развития опубликует свой очередной доклад о состоянии российской экономики. В докладе наверняка будут содержаться все обычные рекомендации ОЭСР с призывами к России модернизировать экономику и улучшать условия для деятельности бизнеса в стране, особенно для иностранных инвесторов.

Так что прибытие московского экспресса в сочетании с докладом ОЭСР даст хорошую возможность настроенным на реформы россиянам и зарубежным инвесторам оценить успехи России (или отсутствие таковых) в ее усилиях по принятию истинно западных ценностей. Неслучайно все это происходит на фоне усиливающейся в России общественной оппозиции путинскому режиму, который постоянно наносит ущерб международным представлениям об этой стране.

Таким образом,  это просто идеальный момент для того, чтобы покончить с многолетним юридическим балансированием на грани войны, которое наносит вред самым образцовым совместным предприятиям России с иностранным участием, и вместо этого перейти к разрядке. Дело в том, что  с тех пор как ВР и группа из четырех олигархов российского происхождения договорились восемь лет назад о создании третьей в России по объемам добычи нефти совместной нефтяной компании ТНК-ВР, это партнерство раздирают юридические споры и противоречия.

Это не помешало ТНК-ВР превратиться в одну из самых прибыльных нефтяных компаний России, у которой есть большие амбиции и стремление к расширению деятельности в глобальном масштабе. Данное  совместное предприятие имеет большое значение для ВР, чьи акции котируются на лондонской бирже, потому что  на его долю приходится около четверти годового объема добычи нефти и газа британского гиганта. Успех совместного предприятия вероятно важен и для четырех партнеров-миллиардеров ВР, объединившихся в составе консорциума Alfa-Access-Renova.

Он также совершенно  очевидно важен для России – не только с экономической точки зрения, но и как редкий пример частного партнерства между российскими бизнесменами и зарубежной нефтяной компанией в отрасли, где доминируют государственные гиганты.

Что касается управления, то ни та, ни другая сторона в партнерстве ТНК-ВР не увенчали себя лаврами славы. Российские миллиардеры преследуют своего иностранного партнера с самого начала. ВР в этом году тоже поступила необдуманно, предложив объединить усилия с ведущей государственной нефтяной компанией «Роснефть» с целью разведки в Арктике. Российские партнеры обвинили ВР в нарушении акционерного соглашения ТНК-ВР и привлекли британского гиганта к суду.

Сделка с Роснефтью не состоялась, но обмен судебными исками и встречными исками продолжается. Дошло до того, что один российский аналитик спросил: «Когда вы в последний раз читали о бизнесе ТНК-ВР, а не о проблемах в ее руководстве?»

То же самое относится и к российской горнодобывающей компании «Норильский никель», которая оказалась в центре эпической битвы двух олигархов – Владимира Потанина и Олега Дерипаски.

То же самое можно сказать и о путинской России в целом, где все внимание, особенно в сегодняшней обстановке, приковано к управлению страной, а не к ее потенциалу и возможностям. В конце концов, текущая экономическая ситуация в мире ставит Россию в неплохое положение, учитывая ее природные ресурсы и весьма здравый и сбалансированный бюджет государства. Но вызывающее сомнения управление страной подрывает доверие к ней со стороны международного сообщества.

Сейчас у ВР и у ее российских партнеров появилась хорошая возможность подать инвестиционному сообществу мощный сигнал о том, что положение дел наконец меняется. В пятницу в Брюсселе соберется совет директоров ТНК-ВР, чтобы обсудить вопрос о том, как улучшить и без того солидные показатели работы компании. Однако российские миллиардеры также настояли на обсуждении нерешенных правовых вопросов.

Это вызвало определенное удивление, потому что  ВР и AAR ведут за кулисами переговоры в попытке урегулировать все существующие между ними разногласия. Кроме того, ВР выдвинуло олигархам ряд предложений, в том числе,  о передаче значительной части активов в ТНК-ВР с целью поддержки дальнейшей международной экспансии совместного предприятия.

Признавая официально наличие разногласий между акционерами ТНК-ВР, British Petroleum одновременно твердо обязуется сохранять и развивать совместное предприятие. Немаловажно и то, что компания предлагает заключить двустороннее соглашение о прекращении всех существующих на сегодня судебных разбирательств.

Свершилось бы чудо, сумей стороны урегулировать все свои разногласия  на пятничном заседании совета директоров. Но даже указав на то, что они начали, наконец, двигаться вперед и заговорили о разрядке, стороны смогли бы не только укрепить свою репутацию, но и продемонстрировать, что Россия готова согласиться хотя бы с некоторыми понятиями и предпочтениями западных инвесторов в сфере ведения бизнеса.

Некоторые историки сравнивают сегодняшнюю Россию с пиратским капитализмом США последней четверти 19-го века. Но проблема в том, что сейчас на дворе первая четверть века 21-го.

Пол Беттс – старший корреспондент Financial Times в Париже.