Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Комиссар СЕ по правам человека дает советы по России

© РИА НовостиКомиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг. Архив
Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг. Архив
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Покидающий свой пост комиссар Совета Европы по правам человека нашел что посоветовать латвийцу, который придет на его место: почаще бывать в России с целью добиться уважения местных властей и сильнее давить на них с тем, чтобы они выполняли свои обещания.

Покидающий свой пост комиссар Совета Европы по правам человека нашел что посоветовать латвийцу, который придет на его место: почаще бывать в России с целью добиться уважения местных властей и сильнее давить на них с тем, чтобы они выполняли свои обещания.

Томас Хаммарберг (Thomas Hammarberg), комиссар Совета Европы по правам человека, пожаловался в интервью, что ситуация по правам человека в Росссии несильно улучшилась за 6 лет его пребывания на этом посту.

"Ситуация не сильно отличается от той, что была на момент моего прихода на эту должность", - сказал он по телефону из Страсбурга.



Читайте также: Сенат проводит слушания по делу Магнитского и правам человека в России

1 апреля он уступит свое место Нилу Муйжниексу (Nils Muiznieks), который был избран на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы вечером во вторник. Муйжниекс, бывший латвийский министр, с 2005 года входил в состав Европейской Комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью, а в течение последних двух лет возглавлял ее.

Хаммарберг, выступая за день до голосования, сказал, что его продолжатель должен как можно больше путешествовать, чтобы "не терять связи с реальностью" и заслужить уважение властей стран-членов.

"Если вы будете все время сидеть в Страсбурге и читать газеты, вы не сможете дать действительно хороший совет", - сказал он.

Он рассказал, что приезжал в Россию порядка 20 раз, это была самая часто посещаемая им страна после Турции. Но он также сказал, что его внимание привлекали абсолютно не только лишь две эти страны, отметив, что в прошлом году он много времени посвятил проблемам цыган в Британии и миграционной политике многих западноевропейских государств.

В том, что касается России, Хаммарберг сказал, что небольшое улучшение последних лет не может компенсировать масштабное бездействие властей страны в сфере защиты прав человека.

В качестве положительных примеров он привел тот факт, что теперь в большинстве регионов страны есть омбудсмены, причем некоторые из которых достаточно активны и компетентны, и облегчен процесс подачи жалоб гражданами.



Однако он сказал, что самые насущные проблемы по-прежнему сохраняются на Северном Кавказе, где главным поводом для озабоченности являются похищения людей и безнаказанность местных чиновников.

Этот преимущественно мусульманский регион заражен терроризмом и страдает от постоянных столкновений между исламскими экстремистами и силами безопасности.

"Мы полагаем, что необходимо предпринимать дальнейшие действия для того, чтобы проводимые контртеррористические меры не шли в разрез со стандартами по правам человека".

Проблеме Северного Кавказа уделено значительное место в последнем докладе Хаммарберга по России, опубликованном осенью прошлого года.

Еще по теме: Россия в ВТО - дебаты по правам человека 


Хаммарберг сказал, что встречи с представителями правоохранительных органов, включая председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, породили много обещаний, но мало реальных результатов.

В прошлом году после встречи с членами располагающегося в Нью-Йорке Комитета по защите журналистов Бастрыкин обещал принять меры с целью ускорить расследования убийств журналистки "Новой газеты" Анны Политковской и чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой.

Однако, по словам Хаммарберга, расследования ведутся разочаровывающе медленно. "Им на самом деле стоит проявить больше активности в расследованиях", - говорит он.

После своего вступления в Совет Европы в 1996 году Москва ратифицировала более 50 европейских конвенций, обязующих ее защищать права человека. Однако, по мнению критиков, обязательства эти  отражаются в основном лишь на бумаге.

Из самого заметного - Госдума в течение нескольких лет блокировала ключевую реформу Европейского суда по правам человека, которая является главнейшим инструментом Совета по принуждению стран-членов соответствовать стандартам, прописанным в Европейской конвенции по правам человека. Дума прекратила четырехлетнюю блокаду лишь в январе 2010 года - мера, заслуги за которую многие приписывают президенту Дмитрию Медведеву. Реформа значительно ускоряет процесс поступления дел в Страсбургский суд, который страдал от переизбытка исков.

Еще по теме: Европейский суд постановил, что Россия нарушила права ЮКОСа

Хаммарберг заявил, что загруженность судей остается проблемой, указав на то, что недавно суд получил порядка 8 000 исков касательно одних только неоднозначных реформ в Венгрии, которые подвергались критике за отход от демократии.

За последние годы Россия поставляла массу исков: с 2002 по 2010 год из страны поступило более 40 000 жалоб, это 29% от общего объема. Москва проиграла примерно 90% дел, которые суд принял на рассмотрение. Большая часть из них имеют отношение к вооруженному конфликту в Чечне.

Хаммарберг заявил, что хотя правительство всегда выплачивало жертвам компенсации в соответствии с предписаниями суда, оно очень мало делало для того, чтобы наказать виновных. "Большая часть проблем связана с расследованиями преступлений", - рассказал он.

Комиссар Совета Европы, считающийся одним из самых важных чиновников по правам человека, занимает свой пост 6 лет. Однако у этой должности нет исполнительных полномочий, только право расследовать нарушения прав человека и публиковать рекомендации.

70-летний Хаммарберг сказал, что на пенсии планирует вернуться на родину в Швецию и написать книгу о проблемах демократии в Европе. Среди реальных проблем, заявил он, - то, как правительства манипулируют СМИ, и трудности, с которыми сталкиваются оппозиционные группы в попытке добраться до постов в правительстве.