Жизнь у российской рок-группы в США может оказаться нелегкой: слова песен слушателям непонятны, социальная и культурная среда чужая, да и признание получить непросто.

Возьмем для примера "Мумий Тролль". В России на концертах этой группы заполняются самые большие залы, скажем, московский стадион "Олимпийский" на 25000 мест. Но в США, несмотря на все усилия, об этой четверке мало кто слышал, за исключением русских и бывших советских экспатов. Как раз они-то и собрались в основном  в зале Highline Ballroom в Манхэттене, когда там выступала эта группа.

"В России "Мумий Тролль" это абсолютно монументальная группа. Она легко могла бы оставаться там и зарабатывать большие деньги, - говорит ведущий российский музыкальный критик Артемий Троицкий, преподающий в МГУ. - В Америке они играют в маленьких клубах и делают это за очень небольшие деньги, потому что  им хочется приключений".

Но, похоже, сейчас группе хочется чего-то большего. Пробыв в шоу-бизнесе почти 30 лет, "Мумий Тролль" замахнулся на более широкую аудиторию, выпустив на этой неделе свой первый англоязычный альбом Vladivostok. Это портовый город на Дальнем Востоке, где родилась группа. Находится он в девяти с лишним тысячах километрах от Москвы и в 70 километрах от китайской границы.

Работая в стиле, который певец и гитарист Илья Лагутенко называет "рокапопс", "Мумий Тролль" использует в своей музыке быстрые электрогитары с электронными выкрутасами. Некоторые треки из альбома Vladivostok напоминают о Дэвиде Боуи из 70-х, другие - танцевальную новую волну в Англии а-ля Pet Shop Boys.

Читайте также: Исключительность культуры как боевой штандарт

С таким стилем исполнения "Мумий Тролль" собрал солидную международную аудиторию, давая около 100 концертов в год. За пределами России у группы есть фанаты в разных странах Европы (особенно на Балканах), в Канаде, Китае, Гренландии, Израиле, Японии и, что весьма неожиданно, в Мексике, на долю которой приходится почти треть онлайновых просмотров видеозаписи нового сингла "Мумий Тролль" Fantastica.

"Рок-н-ролл это такая непредсказуемая вещь, - сказал недавно Лагутенко, сидя в ресторане Russian Tea Room, где молодые и обожающие музыканта работники по очереди подходили к нему, чтобы сфотографироваться. - Я серьезно задумался над тем, чтобы написать что-нибудь на испанском".

Лагутенко создал "Мумий Тролль" в 1983 году в советской России, где рок-н-ролл считался подрывной деятельностью и находился на контроле у государства. Спустя три года, говорит он, руководитель местной организации коммунистической партии назвал "Мумий Тролль" и Black Sabbath самыми социально опасными группами в мире.

Когда Лагутенко призвали в вооруженные силы, где он служил на флоте, группу ненадолго распустили. Лагутенко, владеющий тремя языками, работал переводчиком с русскими, китайцами и англичанами. В середине 90-х, когда распался Советский Союз, коллектив воссоединился, и стал восходящей звездой.

Свои американские приключения "Мумий Тролль" начал в 2008 году, когда подписал контракт с Agency Group и провел серию концертов в США. Эта группа, в состав которой также входит гитарист и клавишник Юрий Цалер, бас-гитарист Евгений Звиденный и ударник Олег Пунгин, год спустя выпустила в Америке свой первый альбом Comrade Ambassador. Однако, поскольку песни были на русском, успех был ограниченным, говорит Лагутенко. А потом вышел Vladivostok.



Также по теме: Мостом между "новой" Россией Путина и Европой станет культура

"Мы понимаем, что если не петь по-английски, тебя будут считать просто какой-то диковинкой", - говорит он. Но хотя "Мумий Тролль" уже начинает соблазнять некоторых американских "любопытствующих", как Лагутенко называет местных слушателей, аншлаг в Highline Ballroom, где 700 мест, поставил группу перед дилеммой. Стоит ли обхаживать "неосвоенную" американскую аудиторию, если из-за этого можно потерять многочисленных фанатов в России?

Некоторые ветераны музыкального бизнеса говорят, что доставлять удовольствие и тем и другим слишком трудно.

"Русский песенный рок в своем лучшем виде очень специфичен и характерен для российской, советской и постсоветской культуры, - говорит Питер Варшавский, возглавляющий в Сан-Франциско студию Porto Franco Records и представляющий рок-группы из России. - Его очень трудно переводить для аудитории, незнакомой с тем временем и с тем миром".

Но даже если группа сумеет осилить культурные преграды, языковой барьер зачастую оказывается непреодолимым. "Во многих случаях музыка звучит как обычный европейский или американский рок, но поскольку слова непонятны, американской аудитории просто не за что уцепиться".

После распада Советского Союза некоторые российские группы пытались обосноваться на американском рок-ландшафте. Самыми заметными среди них была группа "Аквариум", которую записывали на Columbia Records, "Парк Горького", которым занималась Mercury Records, и "Звуки Му", которых подписала Warner Records.

Читайте также: Русский литературный Лондон

"Никто из них дальше дебютного альбома не пошел, - говорит Троицкий. - На их промоушн было потрачено много денег".

Руководитель "Аквариума" Борис Гребенщиков, выпустивший в 1989 году в основном  англоязычный альбом Radio Silence, заявил, что в неудаче группы виновата Columbia, плохо его продвигавшая, а также разногласия по поводу следующего альбома.

"К тому времени я кое-чему научился в музыкальном бизнесе США, и мне там работалось намного интереснее, чем в России", - сказал он.

Тем не менее, 43-летний Лагутенко, выросший на американском, британском и японском роке, по-прежнему  полон решимости завоевать американский рынок.

"Знаете, нам было бы намного проще остаться в России, потому что  экономическая ситуация там хорошая, и с финансовой точки зрения нам там все лучше и лучше, - говорит он. - Однако я понял, что погоня за мечтой это незабываемое приключение, даже если она не приведет тебя к тому, чего ты хотел. Ты отправляешься в путь, а это сам по себе изумительный опыт".

Кого-то недавнее выступление в Highline Ballroom порадовало, кому-то оно не понравилось.

Одна американская фанатка русского происхождения стояла возле ограждения клуба из красного бархата и спрашивала лишний билетик, едва не плача, потому что  внутрь ей попасть не удавалось. По ее словам, она родом из городка под Владивостоком, и ее отец тоже был фанатом "Мумий Тролля".

Но другую поклонницу концерт впечатлил меньше, и она высказала вечную жалобу фанатов рока.

"Десять лет назад они были лучше. Они были чище, души было больше. А сейчас у них больше коммерции".

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.