Первый крупный проект французской компании Vinci на территории России сделал ей такую бесплатную рекламу, без которой она точно предпочла бы обойтись.
 
Полемика, вплотную приближающаяся к скандалу, касается условий, на которых предприятию (единственный участник, который смог уложиться в предложенную российской комиссией смету) удалось в 2008 году выиграть тендер на строительство первого участка (с 15-го по 58-й километр) автомагистрали Москва-Санкт-Петербург.

Дело начало принимать дурной оборот, когда стало известно, что бывший местный министр транспорта работал в одной из компаний, которая незаметно вошла в сорвавший банк консорциум (его структура отличается полной непрозрачностью, что также не сулит ничего хорошего).
 
Российское ГЧП

На это накладывается еще и тот факт, что первый российский проект «государственно-частного партнерства» в сфере дорожного строительства (предполагается, что он принесет концессионеру 1,5 миллиарда евро прибыли в течение 30 лет) опустошит Химкинский лес (последний источник кислорода на севере российской столицы), а также вычеркнет с карты 1,3 километра русла Клязьмы – ее засыпят, чтобы установить пункт сбора дорожной пошлины… Клязьма – одна из немногих рек, снабжающих Москву чистой водой, а на ее берегах расположен заповедник.

Читайте также: Очередное падение на экологического активиста в Химках
 
С октября 2010 года по апрель 2011 года был вырыт канал для отвода речной воды, а появившиеся в конце ноября 2011 года спутниковые снимки демонстрируют, что речное русло уже засыпано на участке протяженностью в 200 метров.
 
Возмущенные российские экологи во главе с Евгенией Чириковой, которую уже не раз грубо задерживали полицейские, организовали масштабную кампанию борьбы со стройкой и привлечения внимания общественности.
 
26 июня возмущенные защитники окружающей среды отправились в Европейский парламент, где им удалось заручиться поддержкой нескольких депутатов, которые пообещали разобраться в происходящем. 9 июля Евгения выступила во французском Сенате, чтобы рассказать, что она и ее друзья думают о Vinci.

В тот же день в книжном магазине Le Globe состоялась встреча, посвященная этой проблеме. На следующий день экологи отправились в Нант, чтобы выразить солидарность с противниками строительства аэропорта Нотр-Дам-де-Ланд…
 
Защита частных интересов

Даже в Москве, где у властей есть определенный опыт в искусстве затыкать рот оппозиции, скандал принял такие масштабы, что в августе 2010 года президент Медведев заморозил проект, отдав распоряжение изучить его целесообразность. Результаты этого анализа, разумеется, так и не были обнародованы, и в декабре 2010 года работа вновь пошла своим чередом.

Также по теме: «Нет» уничтожению Химкинскиго леса
 
Опубликованные в феврале 2011 года результаты исследования независимой группы экспертов, в которых было прямо указано, что выбранный маршрут был одним из худших среди нескольких альтернативных решений, никак не повлияли на решительный настрой властей.
 
Не отреагировали они и на смахивающее на признание заявление того же Дмитрия Медведева на собрании президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека в Екатеринбурге в апреле 2011 года, из которого следует, что маршрут был далеко не оптимальным и, скорее всего, был выбран для защиты частных интересов.

 
Действительно, зачем начинать муторную процедуру экспроприации, если все можно сделать за счет природы? В условиях отчаянной борьбы российских активистов и экологов Vinci попыталась поумерить накал страстей.
 
Французский эколог под каблуком у Vinci

22 ноября 2011 года в лагере «лесных возмущенных» появился некий Тристан Леконт (Tristan Lecomte), основатель компании Alter Eco, специализирующейся на справедливой торговле, и один из лидеров Pur Projet. На главной странице его сайта он говорит о важности «развития социально-экологических проектов для восстановления, сохранения и активизации экосистем в партнерстве с сообществами, оказавшимися в неблагоприятных условиях». Наверное, это - какая-то русская шутка… 


Читайте также: Компания Vinci оказалась в центре экологического скандала в России

Юноша объяснил ошарашенной Евгении Чириковой и ее помощникам, что Vinci поручила ему наблюдать за экологической стороной проекта. С совершенно бесстрастным видом он подчеркнул, что «для активистов очень опасно пытаться бороться с намеченной стройкой», и в итоге предложил «финансовую поддержку» местному сообществу, если они прислушаются к голосу разума и оставят лагерь.
 
Как и ожидалось, на следующий день вместо него пришли полицейские.

Особенно в тот момент отличился некий Сенин из 2-го УВД Химок. К примеру, он заявил, что один из активистов - Алексей Рассолов - защищает лес за деньги, а не бескорыстно. Кроме того, по мнению Сенина, Рассолов - еврей, и потому должен убраться не только из Химкинского леса, но и вообще из России, на свою израильскую родину.
 
Евгения Чирикова восприняла произошедшее следующим образом: «Разумеется, я не могу доказать связи этих двух событий – визита господина Леконта и полицейского налета на лагерь. Но совпадение выглядит крайне подозрительно – подобных налетов на лагерь не было уже два месяца. Все выглядит так, будто они используют разную тактику, чтобы выгнать нас из леса – и когда «коммерческий» сценарий не срабатывает, задействуется «силовой». Было очень забавно слышать слова господина Леконта про его искреннее стремление провести честный экологический анализ – сейчас, когда большая часть деревьев уничтожена. Мы были бы рады ему пару лет назад, но сейчас это выглядит просто как пиаровское «отмывание» грязного проекта. Они пока боятся организовывать широкомасштабный полицейский налет в преддверии приближающихся выборов, но все может измениться в любой момент». Тем не менее, 24 числа отважный Леконт вновь появился в лагере, чтобы вновь попытаться переубедить экологов, так и оставшихся непреклонными.

Также по теме: Химкинский лес - яблоко раздора
 
С 3 апреля 2003 года Vinci принимает активное участие в ооновском проекте Global Compact: в него входят международные компании, стратегии и методы работы которых удовлетворяют 10 основополагающим принципам в области прав человека, профсоюзного права, защиты окружающей среды и борьбы с коррупцией.
 
Экзотические компании растут как грибы

Отказ французской компании начать диалог с российским гражданским обществом о проекте автомагистрали и дать ответ на поставленные местными СМИ неудобные вопросы стоил ей изменения статуса в списке этой международной организации.
 
Единственный ответ Vinci сводится к тому, что ответственность за выбор маршрута дороги и ущерб, вызванный подготовительными работами, целиком и полностью ложится на плечи государственного предприятия «Автодор» и российского правительства.
 
Что касается объяснений по поводу юридической неразберихи вокруг создания консорциума «Северо-Западная концессионная компания», расположенного в Москве, или причины, по которой в Химкинском лесу как грибы после дождя начали появляться самые экзотические компании, это - уже совсем другая история…

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.