Запущенный Николя Саркози в 2008 году проект «Большой Париж» навел на определенные мысли наших соседей. В том числе и Россию, которая намеревается утвердить свою мощь через еще более амбициозную программу в масштабе всей своей огромной территории.

В результате она может обойти Францию, которая несколько пересмотрела планы после избрания Франсуа Олланда. Хотя во время президентской кампании левые и пообещали продолжить проект своего предшественника, они также заявили о намерении пересмотреть взятые на себя обязательства, прежде всего - с точки зрения бюджета. У государства итак хватает долгов! Министр жилищного строительства Сесиль Дюфло (Cécile Duflot) подвела итог следующей фразой: «Большой Париж не станет Дубаем-на-Сене».

Франция пытается урезать масштабы. Россия же поставила перед собой высокую планку: 35 миллиардов евро в течение пяти лет на «Большую Москву» и 15 миллиардов на строительство социального жилья до 2015 года. В чем заключается цель программы? Дать глоток свежего воздуха городу, который стоит на грани апоплексического удара из-за ветшающего жилья, массового наплыва мигрантов и чудовищных пробок: в канун новогодних праздников 2010 года их общая протяженность достигла 3000 километров. В ближайшие 25 лет население города, по прогнозам, увеличится на 3,5 миллиона человек. Отсюда и следует решение убрать административные здания подальше от центра, в зону без небоскребов.

13 января был дан старт международным консультациям по созданию в Москве условий для ее развития как международного финансового центра, образования, инноваций и туризма. Чуть позже, в марте этого года московская делегация во главе с заместителем мэра по градостроительной политике Маратом Хуснуллиным и главным архитектором Москвы Александром Кузьминым представила свой проект на крупном международном форуме риэлторов в Каннах.

Из 66 кандидатов были отобраны десять международных команд архитекторов. В их числе оказались и три парижские группы: «Ив Лион (Yves Lion) и партнеры» + архитектурное бюро «Остоженка», AUC, а также группа Жана Мишеля Вильмотта (Jean-Michel Wilmotte), «Антуан Грюмбах (Antoine Grumbach) и партнеры».

Их соперниками оказались Рикардо Бофилл (Ricardo Bofill) из Барселоны, Рем Колхас (Rem Koolhas) из Роттердама и Diller Scofido + Renfro из Нью-Йорка. Три месяца назад начались рабочие семинары для определения рамок и условий заказа. Последний из них состоится 23 августа: к этому времени каждый из соперников должен внести свои предложения перед выставкой в Москве. Далее жюри вынесет свой вердикт, по всей видимости, взяв лучшее из каждого проекта.

«Все прошло очень быстро, россияне хотят начать строить уже завтра», - объясняет Вильмотт, который поручил разработку проекта примерно дюжине из 200 сотрудников своего парижского бюро. Последняя встреча, которая состоялась 22 июня в московской гостинице «ИнтерКонтиненталь», отличалась по-настоящему кафкианской атмосферой. «Все расписано по минутам, записывается, снимается. У каждой группы есть свое место и порядковый номер, они выступают в строгой очередности», - рассказывает архитектор.

Сейчас он закончил реставрацию здания парижского общества взаимопомощи, а с началом учебного года займется юридической школой в Иси-ле-Мулино. Далее ему предстоит восстановить легендарную гостиницу Lutetia и построить спортивный центр Ferrari в Маранелло.

«Задача в том, чтобы не копировать англосаксонскую модель»

Этот выпускник престижной архитектурной школы Камондо, видный деятель искусства, который воплощает в себе дух современной эпохи и французское изящество, пытается уследить буквально за всем: от ручки воображаемой двери в его дизайнерской студии на улице Сент-Анастаз до деревянных брусьев на рассчитанном на 35 000 зрителей новом стадионе в Ницце (будет сдан в 2013 году).

Над проектом «Большой Москвы» Вильмотт работает совместно с Грюмбахом, который в рамках «Большого Парижа» выступал за создание многополярного города, простирающегося вплоть до Гавра. «Нам пришлось провести детальное макроэкономическое исследование, чтобы разработать идущую по периметру города транспортную сеть. Мы предлагаем новые элементы дорожного движения, которые свяжут между собой вокзалы и аэропорты», - объясняет он. Кроме того, говорил он и о зеленых коридорах, которые могут стать легкими нынешнего города, и в десять раз менее загруженных, чем это обычно бывает в мегаполисах Западной Европы, дорогах. Как утверждает его сотрудница Анна Шпейхер (Anne Speicher), для этого потребовались «сотни часов анализа и компьютерных симуляций».

По счастью, в настоящий момент на новых территориях нет почти ничего, кроме нескольких небольших университетских городков, стоящих у автомагистралей торговых центров и затерянных посреди лесов дачных поселков. Французским архитекторам пришлось даже нарезать «куски» размером с кварталы Манхеттена или Лондона, чтобы лучше понять московскую типологию. «Задача состоит в том, чтобы не копировать англосаксонскую модель в зеленой агломерации, которая должна сохранить свой характер с 50% застройки и 50% зелени, - отмечает Вильмотт. - Россияне довольны тем, что мы их понимаем».

На карте Вильмотта и Грюмбаха количество дорог возросло вдвое, тогда как вокзалы и три главных аэропорта (не более получаса езды от одного до другого) соединяет общий транспортный маршрут. Появилось на ней и около 4700 километров (отчасти подземных) железнодорожных путей. Как и в «Большом Париже», на метро можно будет проехать через весь город, причем всего за час. Существующий метрополитен, который и так отличается большой эффективностью по сравнению с другими странами, превратится в настоящий экспресс с 23 новыми станциями на протяжении 110 километров. Помимо него будет создано и «высокоскоростное» метро со 110 станциями и протяженностью линий в 600 километров.

Еще одна сильная сторона проекта заключается в создании по периметру девяти больших «врат», которые представляют собой переосмысление архитектурной символики античных времен. Финансовое равновесие может быть достигнуто путем строительства 250 миллионов квадратных метров жилья и 30 миллионов квадратных метров офисного пространства. Все это может дать 1,5 миллиона рабочих мест. Кроме того, новый город должен производить больше энергии, чем потреблять, а также стать примером экологического баланса.
__________________________________

Эквивалент территории от Гавра до Труа

1 июля этого года площадь Москвы увеличилась более чем вдвое: в состав города вошла территория в радиусе 30 километров на юго-запад. Расширение затронуло 21 муниципальное образование, в том числе два районных центра, Троицк и Щербинку. Общая площадь новой территории достигает 148 000 гектаров. В целом вся эта зона примерно равна пространству между Гавром и Труа. Что касается населения, официально москвичами теперь стали еще 230 000 человек. Проект был предложен в 2011 году бывшим президентом страны Дмитрием Медведевым. Он призвал превратить столичную агломерацию, в которой проживают от 18,6 до 20 миллионов человек (перепись 2010 года включала в себя город и область) в «комфортный для жизни мегаполис» и сделать его движущей силой развития региона. Как и «Большой Париж», «Большая Москва» должна стать частью продуманной экономической и промышленной политики.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.