Состоявшиеся почти одновременно в прошлом месяце визиты в Индию американского заместителя министра обороны Эштона Картера (Ashton Carter) и российского заместителя премьер-министра Дмитрия Рогозина, отвечающего за военно-промышленный комплекс страны, стали демонстрацией усилившегося соперничества за индийский  рынок импортных вооружений, который на сегодня является самым крупным в мире.

Индия в последние годы стала мировым лидером по импорту вооружений. В период с 2007 по 2011 годы она закупила оружия на общую сумму 12,7 миллиарда долларов, о чем свидетельствует Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI). За этот период 80 процентов оборонного импорта Индии обеспечивала Россия, в связи с чем Нью-Дели стал ведущим покупателем российского оружия. Однако российские руководители опасаются, что многочисленные и постоянно возникающие проблемы лишат российских оборонных подрядчиков доминирующих позиций на рынке Индии.

Когда дело доходит до крупных комплексов боевых средств, - таких, как подводные лодки, танки и боевые самолеты, индийским оборонным компаниям трудно перейти от успешных разработок опытных образцов к серийному производству. В результате Индия продолжает закупать большую часть современных систем вооружений из иностранных источников, и особенно - у российских фирм. Индия три четверти своего бюджета на закупки вооружений тратит на иностранное оружие и услуги.

После окончания холодной войны российско-индийское сотрудничество в оборонной сфере сохранило свою силу и активность, что объяснялось геополитическими потребностями, общими проблемами безопасности и взаимными экономическими выгодами. Обе страны опасаются радикального исламского терроризма, обе обеспокоены региональной нестабильностью в Центральной Азии, обе испытывают тревогу по поводу военной гегемонии США и усиления Китая.

Влиятельные деловые круги двух стран, объединенные общими интересами, выступают за сохранение российских поставок оружия в Индию. Российской оборонной отрасли нужны продажи оружия за рубеж, чтобы обеспечить экономию за счет роста серийного производства, а также сохранить и поддержать производственную базу, которая слишком велика и масштабна, чтобы ограничиваться удовлетворением лишь внутреннего российского спроса. У Индии, между тем, - колоссальный арсенал вооружений, доставшийся ей еще с советских времен, и он нуждается в модернизации, совершенствовании и замене. Кроме того,  Россия, поставляя свое оружие, предлагает хорошее соотношение цены и качества.

Но постоянные проблемы с закупками российского оружия в сочетании с изменениями в геополитической ориентации Индии и ее сближением с Западом, особенно - с США, могут со временем привести к снижению ведущей роли России как главного поставщика вооружений для Индии. В этом случае Россия превратится в «первого среди равных».

Еще в 1990-е годы индийцы жаловались на низкокачественный ремонт и обслуживание, а также на нехватку запчастей для их военных самолетов российского производства. А в сентябре 2007 года правительство Индии приостановило выплаты в рамках контракта на 150 миллионов долларов по модернизации противолодочных патрульных самолетов Ил-38СД, когда индийские эксперты, проведя летные испытания, пришли к выводу, что данные самолеты не отвечают их техническим требованиям.

Самым крупным провалом в двусторонних военных связях стало соглашение о модернизации авианосца советской эпохи «Адмирал Горшков» и о передаче его военно-морским силам Индии. Российский судостроительный завод «Севмаш» не сумел выполнить условия первоначального контракта, предусматривавшего поставку авианосца в августе 2008 года. После долгих месяцев трудных переговоров Россия и Индия внесли изменения в условия контракта, но в итоге индийская сторона заплатила за модернизацию гораздо больше, и вдобавок ей пришлось ждать еще много лет, чтобы получить свой корабль, который должен быть поставлен в этом году.

Военное руководство Индии также выражает недовольство качеством и несвоевременной поставкой других видов российских вооружений для ВМС. Например, индийцы возражают против увеличения сроков поставки российскими кораблестроителями многоцелевых сторожевых кораблей и сроков модернизации индийских дизельных подводных лодок класса «Кило».

С атомной подводной лодкой «Нерпа», которую Индия в настоящее время арендует у России, также возникло множество проблем. По условиям контракта, Индия заплатила сотни миллионов долларов за завершение строительства «Нерпы» на Амурском судостроительном заводе. За это она сможет пользоваться  лодкой в течение десяти лет, а Россия к тому же обучит индийский экипаж. Первоначально «Нерпа» должна была войти в состав индийских ВМС в 2008 году, получив название INS Chakra. Но производственные задержки, а также выброс ядовитого газа из корабельной системы пожаротушения в ноябре 2008 года привели к тому, что передача лодки состоялась лишь в декабре 2011-го, а официально ее ввели в боевой состав флота в апреле 2012 года.

Индия также сталкивается с проблемами производства основных боевых танков Т-90, закупленных у России по лицензии в 2001 году. По состоянию на декабрь 2011 года, индийский завод, получивший лицензию на производство танков, сумел изготовить лишь 150 из 1000 запланированных машин. Индийские источники обвиняют чиновников из России в том, что те препятствуют передаче технологий, сборочных узлов и агрегатов российского производства, которые необходимы для изготовления танков.

Точно так же, на 11-м заседании Российско-Индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, которое состоялось в Москве в октябре 2011 года, индийская сторона пожаловалась на задержки в предоставлении экспортных разрешений на оборудование, необходимое для ремонта российских систем вооружений, уже приобретенных Индией.

Российские производители вооружений, со своей стороны, глубоко разочарованы тем, что МиГ-35 не прошел даже первый тур недавнего многомиллиардного тендера на поставку 126 многоцелевых боевых самолетов для Индии. Этот тендер, прозванный в боевой авиации «сделкой века»,  и составляющий оценочно 15 миллиардов долларов, стал одним из самых прибыльных контрактов на поставку авиационной техники в истории. В этом году индийское правительство объявило, что в конкурсе победила французская оборонная фирма Dassault, которая будет поставлять самолеты Rafale на замену устаревшим российским истребителям МиГ-21.

По мнению индийских аналитиков, последовавшее затем в прошлом году решение России отменить в последний момент совместные военно-морские учения «Индра» могло быть выражением недовольства со стороны  Москвы. Однако это не помешало Министерству обороны Индии в следующем тендере отдать предпочтение американскому ударному вертолету AH-64D Apache Longbow, отказавшись от соперничавшего с ним Ми-28Н «Ночной охотник» российского производства.

В попытке сохранить свою долю рынка Москва стремится идти навстречу требованиям Индии о передаче Россией дополнительных оборонных технологий, а также сотрудничает с Индией в совместных исследованиях, разработках и производстве новых систем вооружений. Это - вполне в духе усиливающейся готовности Москвы импортировать оружие и производить его совместно.

Рогозин во время своего визита подчеркнул, что Москва хочет «перейти от элементарной торговли к совместным опытно-конструкторским работам с Индией в оборонной сфере». Он также выразил заинтересованность в создании совместных предприятий по производству и продаже транспортных и пассажирских самолетов. Две страны уже занимаются совместной разработкой многоцелевого истребителя пятого поколения с уменьшенной заметностью. Они завершили первый этап своего контракта на предварительное проектирование, а второй этап должен быть пройден к сентябрю 2012 года.

Россия должна остаться самым крупным оборонным партнером Индии как минимум на несколько лет, с учетом уже подписанных контрактов на поставку вооружений стоимостью 11 миллиардов долларов и ряда важных совместных предприятий двух стран. Геополитические связи также по-прежнему крепки, а двусторонние отношения в 2011 году были возведены в ранг «особого и привилегированного стратегического партнерства».

Тем не менее,  из-за усиливающейся конкуренции со стороны  западных компаний, проблем с прежними российскими поставками и возможных бюджетных сокращений Нью-Дели может в предстоящие годы принять решение о сокращении закупок оружия из России. Это даст благоприятные возможности западным поставщикам вооружений, которые в настоящее время испытывают на себе последствия сокращений оборонных бюджетов стран Запада в рамках мер строгой экономии. Это также откроет новые перспективы для бурно развивающейся военной промышленности самой Индии.

Ричард Вайц - старший научный сотрудник Института Хадсона (Hudson Institute) и старший редактор World Politics.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.