Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Медведев, мигранты и «умеренный апартеид»

Правительство РФ разрабатывает новую миграционную политику

© РИА Новости Виталий Аньков / Перейти в фотобанкИнспекторы отдела иммиграционного контроля УФМС проводят рейд по выявлению незаконных мигрантов
Инспекторы отдела иммиграционного контроля УФМС проводят рейд по выявлению незаконных мигрантов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новая концепция государственной миграционной политики в период до 2025 года уже одобрена президентом. Отныне максимальное наказание за нарушение миграционного законодательства уже относится к разряду уголовных. Зато для законопослушных, квалифицированных и востребованных граждан – иностранных предпринимателей, преподавателей, ученых и студентов – вводятся дополнительные преимущества.

Миграционные потоки и как ими управлять 

 

«Мы должны кардинальным образом изменить управление миграционными процессами», – заявил Дмитрий Медведев, выступая на заседании правительства в четверг 9 августа.

 

В чем же суть дела? По мнению премьер-министра, миграционными процессами необходимо управлять, контролируя количество иностранцев и не допуская появления на российской территории иностранных анклавов. Речь идет в первую очередь о Дальнем Востоке. «Мы должны, – подчеркнул Медведев, – защитить наши дальневосточные территории от избыточной экспансии граждан приграничных государств…»

 

Такова поставленная цель. А средства? «Ключевая задача, – считает глава российского кабинета, – создать цивилизованный и сбалансированный рынок труда, чего нам пока не удалось, и обеспечить нашу экономику квалифицированной рабочей силой». Из России, напомнил премьер-министр, уезжают преимущественно люди с высшим образованием и профессиональным опытом. Тогда как въезжают – в основном низкоквалифицированные. 

 

(Отметим в этой связи, что за первое полугодие 2012 года в РФ приехали свыше восьми миллионов иностранных граждан – в дополнение к десяти миллионам уже находящихся в России.)

 

Новая концепция государственной миграционной политики в период до 2025 года уже одобрена президентом. На заседании премьер-министр поручил правительству подготовить план реализации документа.

 

Отныне максимальное наказание за нарушение миграционного законодательства уже относится к разряду уголовных. Зато для законопослушных, квалифицированных и востребованных граждан – иностранных предпринимателей, преподавателей, ученых и студентов – вводятся дополнительные преимущества.

 

Так обстоит дело с международной миграцией. Что же касается внутренней, то тут ситуация еще острее. Напомним, что губернатор Краснодарского края Александр Ткачев уже объявил о создании специальных казачьих отрядов, в задачи которого будет входить контроль за массовым переселением на Кубань представителей республик Северного Кавказа.

 

Директор Центра проблем государственного управления (в составе московской Высшей школы экономики) Павел Кудюкин охарактеризовал инициативу Ткачева как «грубое нарушение российской конституции», предполагающей юридическое равенство граждан и свободу передвижения. В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Кудюкин назвал предложение Ткачева попыткой «внести элементы крепостного права, что отбросит страну в еще досоветское прошлое». По словам Кудюкина, речь идет о «попытке ввести умеренную форму апартеида».

 

Иное дело – международная миграция. «Это – серьезная проблема, – убежден Кудюкин. – Ее нерегулируемый характер, к сожалению, приводит к росту ксенофобских настроений. И власть не может не реагировать на это». Правда, по словам аналитика, таким образом власть пытается «восстановить свой изрядно потрепанный престиж».

 

«Миграционные проблемы у нас связаны, в частности, с низким уровнем соблюдения трудового законодательства», – констатирует Кудюкин. Однако, подчеркивает он, «ужесточение законодательства только увеличит коррупцию низового уровня». 

 

Об ужесточении миграционного законодательства в стране всегда начинают говорить, когда начинается экономический кризис, считает глава Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. Вспоминая, в частности, что в 2008 году, когда на рынке разрешили торговать только российским гражданам, продавцы не изменились: «у них просто появились российские паспорта».

 

По мнению Кагарлицкого, инициатива Медведева – это способ отвлечь внимание от социальных проблем. Хотя, подчеркивает аналитик, «заниматься миграционными вопросами необходимо. Но никакое решение не будет эффективным, если оно не будет привязано к корректировке всего экономического курса».

 

Свои и чужие

 

А население? Как оно отреагирует на правительственную инициативу? «Трудно усомниться в том, что премьер-министр сделал свои заявления на основе опросов общественного мнения», – сказал «Голосу Америки» социолог Левада-Центра Денис Волков. «Уж общественному-то мнению, – продолжил он, –  эти заявления наверняка не противоречат. В особенности – на Дальнем Востоке. В крупных городах тема миграции воспринимается достаточно остро. В восприятии населения люди, приехавшие из других регионов и стран, отнимают рабочие места, конкурируют с местным населением. В общем – создают нервозную обстановку. Это – скорее именно впечатление, чем реальное положение дел, но общественное мнение по отношению к приезжим – устойчиво негативно. В особенности, когда речь идет о Дальнем Востоке, где приезжих – выходцев из Китая и других азиатских стран – особенно хорошо видно».

 

Дело здесь, однако, не в одних лишь мигрантах. «У жителей Дальнего Востока – устойчивое впечатление, что в центре о них вспоминают очень редко, – отмечает социолог. – Думаю, что речь премьер-министра призвана убедить их в том, что центральная власть о них помнит».

 

«Тема миграции – просто классика российской политической жизни, начиная с девяностых, – констатирует профессор Университета имени Джорджа Вашингтона Марлен Ларюэль. – Другое дело, что в двухтысячном году она приобрела значительно более четкие контуры. Это касается, в частности, отношения к Центральной Азии, да и к Китаю. А чуть позднее партия «Родина» перевела эти страхи перед нелегальной иммиграцией на несколько более политкорректный язык.

 

Еще один важный пример подобного рода – Движение против нелегальной иммиграции. Главное в обоих случаях – это представление об иммиграции как об угрозе русской идентичности. И вот, как мы видим, эта идея озвучивается уже в Кремле, да еще в качестве ключевого элемента – как во внутренней политике, так и в отношениях с центральноазиатскими государствами и Китаем».

 

Существует, однако, и другой немаловажный вопрос: почему заявления Медведева о миграции прозвучали именно сейчас? «В том-то и дело, – считает Марлен Ларюэль, – что власть чувствует необходимость отреагировать на чувство неуверенности в сфере национальной идентичности, присутствующее в сегодняшней России. И, разумеется, намного проще свалить ответственность на мигрантов, нежели присмотреться к внутренним проблемам российского общества».