Москва – Русская православная церковь пользуется новообретенным авторитетом у российского государства.

Возглавляющий церковь патриарх Кирилл в конце прошлого года получил резиденцию в Кремле – этой крепости в центре Москвы, - а также место в российском правительстве. И он открыто поддержал Владимира Путина, избранного в марте на третий президентский срок. Но из-за своей близости с государством церковь стала мишенью для критики и протестов.

Трех молодых женщин, ворвавшихся в феврале в крупнейший храм Москвы, чтобы исполнить пронзительный «панк-молебен» против Путина, могут на этой неделе посадить в тюрьму после судебного процесса, который, как говорят критики, вывел на первый план усиление связей между Кремлем и предстоятелем влиятельной православной церкви России.

После своего скандального представления женщины, являющиеся членами феминистской панк-рок-группы, выступили с заявлением, в котором подвергли церковь критике как «орудие в грязной избирательной кампании», и назвали Путина «человеком, который невероятно далек от божьей правды».

Читайте также: Ошибка немилосердной церкви

22-летняя Надежда Толоконникова, 24-летняя Мария Алехина и 30-летняя Екатерина Самуцевич были арестованы спустя несколько недель после своего протестного выступления в храме. Им было предъявлено обвинение в «хулиганстве». Прокуратура оставила без внимания их утверждения о том, что выступление было политическим заявлением, и обвинила их в оскорблении православной веры и в попытках «разжигания религиозной ненависти».

«Божье чудо»

Женщины выступили в храме после того, как патриарх Кирилл назвал Путина «божьим чудом», заявив, что тот выправил кривую тропу истории. Путин на выборах одержал уверенную победу.

Это дело быстро превратилось в одну из самых политизированных юридических драм в истории современной России, заставив действовать иностранных борцов за свободу слова. Свой приговор московский суд вынесет в пятницу. Обвинение просит три года лишения свободы для каждой из подсудимых.

«Я не знаю, была ли поддержка Путина со стороны  патриарха Кирилла его собственным политическим расчетом, или там было какое-то давление со стороны Кремля или путинского предвыборного штаба», - сказал журналист и аналитик Андрей Золотов, занимающийся вопросами отношений православной церкви и общества.

Также по теме: Католическая церковь в России - надежды и проблемы

«Современному российскому государству не хватает легитимности со времен распада Советского Союза, и оно пытается использовать неоспоримую историческую последовательность церкви для повышения собственного авторитета», - заявил Золотов.

То благословение, которое патриарх Кирилл дал Путину, стало кульминацией драматического укрепления связей между православной церковью и Кремлем, происходящего с 1991 года, когда распался формально атеистический Советский Союз.

«Государство рассчитывает на то, что церковь будет проявлять лояльность и оказывать ему поддержку, а церковь всегда рассчитывала на щедрость государства, - сказала аналитик из Московского центра Карнеги Мария Липаман. – Во время путинской предвыборной кампании был принят целый ряд выгодных для церкви решений, включая решения по недвижимости и по поддержке религиозных школ».

В конце 2011 года 65-летнему патриарху также была предоставлена официальная резиденция в Кремле. Таким образом,  глава церкви вернул себе резиденцию, отобранную у церкви большевиками во время революции 1917 года.



Российская конституция предусматривает отделение церкви от государства, однако ведущие церковные руководители не скрывают своего стремления к еще более тесному «сотрудничеству» с властями.

Читайте также: Церковь в Греции сильнее государства

«Наша церковь не считает себя врагом государства. Западная идея о том, что государство и церковь должны быть немного соперниками и немного врагами, кажется странной и неправильной с точки зрения православия, - заявил в июне ведущий церковный представитель протоиерей Всеволод Чаплин. У нас - напротив – существует учение о гармонии, сотрудничестве и согласии между государством и церковью».

Однако Чаплин подчеркнул, что церковь не должна превращаться в «часть государственного механизма».

Премьер-министр Дмитрий Медведев опроверг заявления о том, что православная церковь оказывает свое влияние на кремлевскую политику, когда неожиданно появился этим летом на популярном ток-шоу.

«Да, церковь занимает подобающее место в жизни нашего общества и государства, - сказал он. Но она отделена, отделена от принятия решений, и я-то это знаю, как никто другой», - добавил Медведев, занимавший пост президента с 2008-го по май текущего года.

Исчезновение часов

Когда десятки тысяч демонстрантов вышли недавно на антипутинские марши, православная церковь также подверглась нападкам на волне поразительной политической активности масс. Ее обвинили в коррупции, а церковных руководителей – в шикарном образе жизни.

Также по теме: Книга «Церковь и империя в России»

Патриарх Кирилл подвергся критике в апреле, когда в интервью российскому журналисту он заявил, что никогда не носил часы марки Breguet стоимостью 30000 долларов, полученные им в подарок. Он отметил, что фотографии, на которых на его руке видны эти часы, были подделаны.

Однако внимательные блогеры быстро нашли фотографию на официальном вебсайте церкви, где на запястье у патриарха виден дорогой хронометр. Менее чем через сутки часы с фотографии исчезли. К сожалению для церкви, невнимательный редактор не убрал изобличающее отражение шикарных часов на полированном столе, и это на протяжении многих недель вызывало постоянные насмешки в онлайне.

На усиливающуюся критику в адрес церкви патриарх Кирилл ответил тем, что в апреле назначил общенациональный день молитвы. Около 40000 людей побывали на массовом молебне у стен храма Христа Спасителя, где патриарх призвал верующих защищать православную церковь, подвергающуюся «нападкам гонителей».

70 процентов россиян называют себя православными христианами, однако многие считают, что церковь - это просто элемент государственной власти. Независимый московский Левада-Центр провел опрос, результаты которого были опубликованы на этой неделе. Они показали, что на самом деле - 30 процентов из тех, кто называет себя православными христианами, в Бога не верят.

«Не следует заблуждаться по поводу того количества людей, которые считают себя православными верующими, - сказала аналитик из центра Карнеги Липман. – Для многих из них это просто способ отождествления с русской нацией».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.