олтора века тому назад здесь не было ничего кроме бескрайнего моря тайги. Сто лет назад здесь появилась конечная остановка Транссибирской магистрали. 25 лет назад город был закрытым военным портом. Всего пять лет назад город находился в руках у мафии. Сегодня в столице Дальнего Востока проходит саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Расположенный на самом краю континента Владивосток прошел долгий путь…
Всего за несколько лет прибытие во Владивосток полностью преобразилось. Прошло время, когда единственный путь в центр города пролегал по ухабистой дороге. Сегодня между обветшалых домов на городских окраинах протянулось новенькое асфальтовое шоссе. Все это очень символично. Если еще совсем недавно столица Дальнего Востока была известна по всей стране отключениями воды и электричества, то теперь она строит амбициозные планы. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на меняющие облик города масштабные стройки: два моста, поезд-экспресс, новый аэропорт, федеральный университет, водоочистная станция, завод по переработке отходов… В мэрии говорят о бюджете более чем в 10 миллиардов долларов, большая часть которого – это финансирование путинской центральной власти. Чем объяснить такой всплеск внимания? Тем, что Владивосток принимает саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Россия намеревается пустить пыль в глаза китайским, японским и американским соседям. В конце июня губернатор региона Владимир Миклушевский даже обратился к жителям с просьбой больше улыбаться, чтобы произвести хорошее впечатление на иностранцев!
Владивосток, приморский курорт, где жизнь легка и прекрасна… Однако эта открытка вызывает невольную улыбку. За холмами открывается вид на архитектурную мешанину, в которой соседствуют советские колоссы, современные стекленные башни и старые постройки еще имперских времен. На побережье Японского моря неподалеку от единственной пешеходной улицы с бутиками ведется строительство бульвара. Этим летом он встречает туристов (в своем большинстве это китайцы и японцы) небольшими забегаловками и стендами с морскими сувенирами.
Расцвет контрабанды машин в 1990-х годах
Этот закрытый военный город времен СССР в 1990-х годах погрузился в анархию. Государство рухнуло, и расположенный в 9000 километров от Москвы Владивосток оказался предоставлен сам себе. Кормившая город оружейная промышленность оказалась разрушена. Жители остались без работы. Начали появляться частные предприниматели, которые возили одежду и прочие товары из Китая. Были открыты казино, чтобы привлечь китайских клиентов. Город превратился центр нелегального рыболовства, а также контрабанды древесины и японских машин. Купленные в Японии Honda, Toyota и Nissan перепродавались в России безо всяких налогов и пошлин.
Благодаря такой коммерции некоторым удалось создать процветающие предприятия. Генеральный директор «Шинтопа» (занимается импортом и экспортом шин) Дмитрий Царев является живым воплощением этого успеха. В 39 лет этот сын моряка стремится подчеркнуть, что добился всего собственными силами: он расслаблен и уверен в себе, носит обычные джинсы и тенниску. Его офис расположен неподалеку от авторынка «Зеленый угол», где стоят сотни японских машин. «Все началось в 1990-х годах. Мы садились на корабль и отправлялись за подержанными шинами в Японию. Потом мы продавали их на склады в России. В те времена на них был большой спрос. Все просто. При СССР почти ни у кого не было машин, только такси. После открытия страны у нас были дороги, и люди, разумеется, захотели ездить. Это была эпоха легких денег, хотя бизнес был хаотичен и связан с преступностью», – рассказывает он. Многие семьи покупали по несколько машин в месяц и перепродавали их. Алексей Горбунов, которому сейчас около 30 лет, занимался запчастями: «Я занимался этим восемь лет. Два или три раза в месяц я ездил в Японию за подержанными шинами. Таможенники ничего с нас не спрашивали. Потом мы перепродавали шины на черном рынке. Я мог заработать до 8000 долларов за поездку».
Конец 2000-х и потеря прибыли
Тем не менее, в 2008 году российское правительство решило навести порядок и установить пошлины. Бизнес стал куда менее прибыльным. Многие остались ни с чем. В этот момент (редкий случай для России тех времен) тысячи горожан вышли на улицы. Это движение было спонтанным, без лидера или политических лозунгов: просто люди, которые потеряли возможность заработать на хлеб. Несколько лет спустя Алексей, как и многие другие, смог приспособиться к новым условиям. Он создал собственную фирму по аренде недвижимости. И реалистично смотрит на вещи: «Было очевидно, это больше не могло продолжаться». Дмитрий же остался в бизнесе, но перешел на легальные рельсы. Его компания развернулась по всей стране: сейчас у нее 43 магазина, 640 сотрудников и ежегодный прирост в 50%.
Если одни сколотили себе состояние, то другие пошли в политику. Бывший мэр Владивостока Владимир Николаев (занимал этот пост с 2004 по 2008 год) по прозвищу «Винни-Пух» некогда был одним из крестных отцов контрабанды. Его признали виновным в расхищении средств, в результате чего он был вынужден бежать из России и сейчас живет в таиландской Паттайе. Бандитский Владивосток: город на краю мира, беззаконие и засилье мафии… Специалист по экономической географии из Москвы Степан Земцов рассказывает от тех временах: «После открытия страны многие инвесторы из Японии, Китая и Кореи захотели создать во Владивостоке свои фирмы. Однако каждый раз на них неизменно «наезжали» местные бандиты, и никто не мог их защитить. Им все это надоело, и они решили уйти». А жаль.
Этот город на побережье Японского моря занимает ключевое место в Тихоокеанском регионе. Благодаря ледоколам в его порт могут круглый год заходить грузовые суда, а Дальний Восток блещет своими богатствами: древесина из бескрайних лесов, нефть и газ с Сахалина, драгоценные камни. Сегодня здесь рассматриваются инфраструктурные проекты для разработки недр. Планы по превращению мафиозной системы в достойную экономику с упором на сферу услуг и логистику. Бизнесмен Дмитрий Царев приветствует саммит АТЭС и открытые им перспективы: «Мы надеемся привлечь иностранных предпринимателей. Я уверен, что через 10-15 лет мы увидим результаты».
Преступность во Владивостоке, безусловно, пошла на спад. Времена, когда люди боялись выйти ночью на улицу, остались в прошлом. Теперь в этом городе, который долгое время славился моряками и прокуренными кабаре, можно отведать японской и итальянской кухни, а ночью пойти в один из множества баров и клубов. Однако это новое современное лицо не может скрыть все. А коррупция – это уже совсем другая история. Василий Авченок работает в чрезвычайно критически настроенной к власти оппозиционной «Новой газете» и уже опубликовал несколько книг о Владивостоке. «В марте Дмитрий Медведев сменил губернатора, – рассказывает он. – С тех пор мы слышим старую песню: «Они наведут порядок». Они говорят о борьбе с преступностью, но пока что на деле изменений не видно. Мы живем в одном из самых коррумпированных регионов России. Чем бы ты здесь ни занимался, тебе все равно нужна «крыша». Это традиция во всех секторах: браконьерстве, контрабанде рыбы, незаконной вырубке леса… Один человек не сможет исправить целую систему».
Вокруг строительных работ по подготовке к АТЭС ходят самые разные слухи. Люди задаются вопросом, на каком основании были подписаны договоры. Говорят о том, что строительство университета досталось миллиардеру Арасу Агаларову, который входит в окружение первого вице-премьера Путина Игоря Шувалова. Информация о еще одном деле появилась на сайте «Роспил» адвоката и борца с коррупцией Алексея Навального: тендер на компьютеризацию университета выиграл близкий знакомый бывшего ректора Владимира Миклушевского, который был назначен губернатором региона в марте этого года… «С политической точки зрения ничего так и не изменилось, – считает журналист Василий Авченко. – На Владивосток и Сочи (здесь пройдет Зимняя Олимпиада 2014 года) посыпались деньги из федерального бюджета, и контроль Москвы становится здесь все сильнее». И многих это настораживает. Правозащитник Александр Самсонов приходит к следующему заключению: «На последних выборах за партию власти «Единая Россия» голосовали меньше людей. Сейчас поднимается вопрос благосостояния, и многие спрашивают себя, что нас ждет после АТЭС».
Причин для беспокойства немало, а обещания власти откровенно не вызывают доверия: «Что станет с рабочими-иммигрантами из Средней Азии, когда все строительство будет закончено? Как добираться до нового университета на острове Русский, если некоторые преподаватели даже не могут позволить себе машину при месячной зарплате в 500 евро? Что делать холодной зимой на этом открытом всем ветрам острове?» Местных жителей беспокоят именно эти вопросы, повседневные проблемы, а не фараоновские планы властей. Чтобы понять их, достаточно выехать из центра Владивостока, подняться на один из холмов и заглянуть в спальные районы. Здесь вас ждет совершенно иная действительность: обшарпанные дома, кучи мусора, постоянно неработающие лифты, слоняющиеся без дела безработные…
Молодежь уезжает из города
Уроженец Владивостока Алексей Коропский работает на самом популярном в регионе государственном телеканале ОТВ. Этот тридцатилетний программный директор сразу же расставляет все по местам: «Наша задача в том, чтобы передавать официальную позицию. Разумеется, мы не критикуем государство и губернатора. Наша цель – не политика». Однако это не мешает ему говорить. И признать: «Да, нам и правда мало что известно. Мэр пообещал, что до острова можно будет добраться на общественном транспорте. Но пока что мы ничего так и не увидели. (…) Тем не менее, я предпочитаю сохранять оптимизм. За десять лет Владивосток преобразился и стал современнее. Зарплаты выросли, хотя повышение налогов ударило по семейным бюджетам». Дело в том, что за саммитом АТЭС скрывается другая, куда более важная задача: развитие теряющего людей региона. «Многие мои знакомые уехали: в Москву, Канаду, Новую Зеландию, Таиланд… Виной всему политическая ситуация, нестабильность, нехватка работы для квалифицированных специалистов. Стоит вопрос о том, какое будущее ждет здесь наших детей». Цифры говорят сами за себя: в 1992 году население города составляло 648 000 человек, тогда как в 2010 году их осталось всего 578 000. Появление новой инфраструктуры во Владивостоке должно улучшить повседневную жизнь населения и остановить эту утечку людей.
Тем не менее, несмотря на расстояние в 9000 километров, Кремль бдит и намеревается укрепить контроль в этом стратегическом регионе. В январе 2012 года для этого была создана Государственная компания развития Сибири и Дальнего Востока. Она должна содействовать разработке региональных ресурсов с помощью выгодных для инвесторов мер. Кроме того, в мае этого года было даже сформировано специальное Министерство по развитию Дальнего Востока. В скором времени здесь появятся трубопроводы, по которым пойдет экспорт нефти и газа в Азию. После долгих лет спячки, Дальний Восток, по всей видимости, начинает просыпаться с подачи Москвы. Хотя в России трудно сказать наверняка, что готовит завтрашний день…
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 Если учесть, что написано французом, и не придераться к деталям, то статья дельная прямо да же выбивающаяся из ритма ИноСМИ, наверное потому что ночью на нее внимания много не обратят! А вообще для меня главный смысл статьи в "После долгих лет спячки, Дальний Восток, по всей видимости, начинает просыпаться с подачи Москвы. Хотя в России трудно сказать наверняка, что готовит завтрашний день…" Раскрыть всю ветку (7 сообщений в ветке) 
| 0 вопрос? как там на другом краю 
| 0 посмотрите хотя бы на вики, что и где? Зауралье- это почти географический центр России, от нас до края - как до Китая, нет блин до Китая и то ближе! 
| 0 ошибка думал ты на краю земли 
| 0 *когда о наших реальных проблемах пишут без мелкой гадинки* Ну, не скажите... *Гадинок* хватает. Например, сначала пишут: *масштабные стройки: два моста, поезд-экспресс, новый аэропорт, федеральный университет, водоочистная станция, завод по переработке отходов… В мэрии говорят о бюджете более чем в 10 миллиардов долларов*. А затем – *Чем объяснить такой всплеск внимания? Тем, что Владивосток принимает саммит АТЭС. Россия намеревается ПУСТИТЬ ПЫЛЬ в глаза соседям*. Ничего себе – *пыль* на 10 миллиардов, то есть половина бюджета гигантского Нью-Йорка! Причем всё построенное будет работать на россиян, а не на соседей… Или вот еще: *тысячи горожан вышли на улицы. Это движение было спонтанным, без лидера или политических лозунгов: просто люди, которые потеряли возможность заработать на ХЛЕБ*. Однако, каков этот *хлеб* видно из предыдущих строк: *Я мог заработать до 8000 долларов за поездку, многие семьи покупали по несколько машин в месяц и перепродавали их*. Хорош был *хлебушек*, ради него недаром лишенцы против ОМОНА выступали и ругали за *беспредел* путинскую власть. Ну, или: *Преступность во Владивостоке, безусловно, пошла на спад*. Но тут же добавляют: *они говорят о борьбе с преступностью, но пока изменений не видно*. Наконец: *контроль Москвы становится здесь все сильнее. И многих это настораживает*. Однако автор не поясняет, кого может настораживать усиление КОНТОРОЛЯ? Очевидно, – тех, кому мешает этот контроль, и кто хотел бы возврата бесконтрольности 90-х… 
| 0 volkodav По сути напинал 
| 0 наверное редактор иносми на митинг ходил, проглядел позитив . 
| 0 Здесь я с вами не соглашусь, по поводу непредсказуемости... Нет уже ее, как уже замечено, народ сам не хочет отходит от знакомых штампов, помогая, тем самым, недругам 
| 0
Странная, непривычная статья - когда о наших реальных проблемах пишут без мелкой гадинки и даже вполне объективно-профессионально. Ей-Богу, из-за таких статей закрадывается мысль, что на ИноСМИ нас специально оболванивают, регулярно печатая переводы разных политически ангажированных даунов, чтобы мы думали что за бугром настоящих журналистов уже не осталось :) Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 ты слепой ? вся статья пропитана неанвистью и насмешкой он пишет что это все показуха хоть это не так он пишет что все строиться для саммита а это не так а этот пренебрежительный тон 
| 0
То есть Вы хотите утверждать, что в домах красили не только фасады с парадной стороны, но и делали весь положенный ремонт? Лично я из статьи понял, что было и капитальное инфраструктурное строительство и показуха в части того, до чего руки по определению дотянуться не могли - так что для стороннего читателя вполне себе уравновешенная статья! 
| 0 Вся статья - подтверждение успехов президентства Путина и правильности курса Либерасты в ауте. Жалко журналиста, теперь уволят. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Браво, кибальчиш!!! Вот еще немного об "успехах президентства Путина": www.mk.ru/incident/article/2012/09/13/748480-v-rostovskoy-oblasti-predotvratili-mezhnatsionalnuyu-bo В Ростовской области предотвратили межнациональную бойню 
| 0 Ирамка, не расстраивайтесь так Берегите нервы и оставьте свои убогие аргументы, Думается лет через 20 этот период будет изучаться в учебниках как "Российское экономическое чудо", где про пятую колонну ничего(про покойников либо ничего, либо хорошо). Да, найдите приличную работу, получать гроши за комментарии, занятие примитивное даже для либераста. 
| 0 Не совсем так. "Лихие 90-е" Владивосток и Приморье в целом, коснулись так же как и всю страну, но в крае, при Серёге "Шепелявом" (бандитское "погоняло" бывшего губернатора С.Дарькина) правды было больше, чем сейчас в Москве. Давали работать бизнесу... Как будет при Миклушевском? Поживем-увидим. Пока он больше уделяет внимания Владивостоку, а проблем в крае как будто и не существует. Но надо сделать скидку на то, что он только начал работать. По автомобилям - тоже есть что возразить. Во первых, они ввозились не контрабандно, а в соответствии с действующими на то время законами. Интерес жителей Приморья к японскому автопрому вполне объясним - дешевые машины достаточно высокого качества при полном отсутствии альтернативы приобретения отечественного авто - с запада новую машину гнать, будет в полтора-два раза дороже, чем купить "японку". Насчет необходимости иметь "крышу" при ведении бизнеса в настоящее время - это тоже не верно. Последнего такого "крышевателя" из дробовика прямо на улице грохнули еще в 98, остальные, подумав, ушли в "реальный сектор экономики". Не, конечно есть еще "ментовская крыша", но это уже другая история и бизнес она крышует не совсем легальный. В общем, не надо Приморье каким-то оплотом зла и бандитизма представлять, мы хоть и далеко от центра, но все-таки, часть России. И болезни у нас общие... Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 не забывайте, что в Японии случилась Фукусима и если не было нового закона я сомневаюсь, что мораль у этих автобизнесменов взяла бы вверх.. 
| 0 Приморью не везло с руководителями. В этом отношении Хабаровский край до последнего времени был в лучших условиях. Не смотря на тот факт, что Приморский карй - это портовая территория, а Хабаровский край имеет только два небольлших порта Совгавань и Ванино, а также недопорт в Николаевске-на-Амуре, лихолетье 90-х, Хабаровский ркай пережил гораздо легче чем Приморье. Во многом это заслуга тогдашнего губернатора края В. Ишаева. Его стараниями развивались и пополняли казну края такие крупные предприятия, как КнААПО и "Артель статарелей Амур". Эффективно управлялась краевая авиакомпания "Дальавиа", которая к началу 2000-х начала пополнять свой парк новыми самолетами, удержались на плаву, в отсутствии заказов, хотя и в тяжелом положении, судостроительные заводы. Организованный криминал отчасти был вытеснен в "криминальную столицу края" - Комсомольск-на-Амуре, что обеспечило более стабильное и открытое развитие бизнеса в краевой столице. Благодаря этому, наверное, и центр федерального округа был определен в Хабаровске, а не во Владивостоке. Но, все когда-то заканчивается. В середине 2000-х крупный московский бизнес начал наступление на краевые предприятия. Первой жертвой пал завод им. Гагарина в Комсомольске, который включили в холдинг "Сухой". К счастью, уйдя из-под руки краевого правительства, завод не умер, но продолжает успешно работать. Затем был проведен рейдерский захват ЗАО "Артель старателей Амур" с привлечением админресурса в лице природоохранителей и прокуратуры. Что привело к переходу контроля над предприятием к НК Альянс. Результатом стало сокращение всех прграмм развития предприятия, в отношении строительства новых обогатительных комбинатов для добычи из золотоносной породы, свернуты, либо проданы сопутствующие производства, парк авиакомпании практически не ремонтируется и взамен своих арендуют сторонние вертолеты и самолеты. Дальше произошел рейдерский захват ОАО Дальавиа. Также при помощи админресурса было сменено руководство АК и она за один год из прибыльной вышла в убыток и на следующий год была признана банкротом не смотря на то, что дебетные долги были почти равны кредитным и долги были гораздо меньше, чем у дргуих банкротящихся АК. Это лишь верхушка айсберга, которая была видна по крайней мере, на региональном уровне, в то же время, почти все предприятия тихо за последнеюю пятилетку 2000-х перешли под контроль Москвы. Среди тех, которые мне лично известны - это ОАО Далькомбанк - крпунейший на ДВ коммерческий банк, а также проектный институт "Дальаэропроект", уникальное на ДВ предприятие по проектированию инфраструктуры гражданской авиации. Частично бенефициаром этих рейдов стал и Владивосток. Поскольку, например, современный авиационный парк Дальавиа перешел под контроль Владивосток-Авиа, вместе с маршрутами и объемом перевозок. Правда, сама Владавиа была вскоре поглощена Аэрофлотом, вот такая судьба ждет предателей региональных интересов. В этом отношении вспоминается судьба Псковской республики, которая помогала Москве уничтожать независимость Новгородской республики. Такя политика Москвы, направленная на монополизацию рынка, естественно, не снискала ей симпатий в регионе, начиная от прежних топ-менеджеров и региональных чиновников, которые были отодвинуты от руководства крупнейшими предприятиями, что, естественно ударило и по возможностям края и по карману топ-менеджеров. Ослабление позиций краевой власти привело к усилению коррупции среди низшего звена чиновников, а смена краевой власти и вовсе во многом парализовала краевые проекты по развитию региона. Также недовольны и рядовые граждане, перед которыми во всей красе встали грабительские монополии. Все это привело к тому, что опора Москвы во многом переходит на Владивосток. Что, как мне кажется, для Москвы опасно по причине того, что этот регион более подвержен сепаратистским тенденциям. Впрочем, разумная политика В. Ишаева, который не стал конфликтовать с Москвой, а принял правила игры, получив за уход с поста губернатора, должность полпреда, а теперь и министра по развитию ДВ, позволяет ему сохранять некоторые хотя бы внешние рычаги влияния и купировать как недовольство населения, не сильно успешно (вспомним результаты голосования на ДВ), так и сепаратистские тенденции, более успешно (результатом стало почти полное отсутствтие протестного движения в Хабаровском крае и жалкие потуги белоеленточников в Приморье). Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 объективно добавлю к минусам - ликвидацию лесозаготовительной отрасли, кормившей тысячи человек. "Порядок" в этой сфере - как на кладбище. Восстановить свои позиции нам уже нереально - Китай переключился на других поставщиков, другой лес, кроме круглого, им неинтересен, а теперь еще и мировой кризис. 
| 0 Алик Кантор, вы чуть лукавите. Преступная группировка воров под руководством вора в законе Джема доила все вами указанные предприятия в Хабаровске. Слом этого блатного сообщества был выгоден и полпреду на ДВ, и приморским "спортсменам-предпринимателям". Эмиссары Джема хотели контролировать крупнейшие куски - Зеленый угол, Уссурийский Жд узел и порты юга Приморья. Однако, мало кто возвращался живым из поездок в Приморье. После того, как комсомольский "общак" перестал получать фин подпитку от захваченных им предприятий в Хабаре, интерес к Хабаровскому краю со стороны государства резко упал. Настал черед Приморских "спортсменов", многие из которых действительно к миллениуму перешли в легальный сектор, ибо "воровские понятия" хабароских блатных о занятии бизнесом им были не указ. Имхо, Владивосток - динамичный портовый город, очень европейский и очень дорогой, с кучей военных моряков, студентов и диаспор, представители которых в общей массе ведут "европейский" уклад жизни. Хабаровск - это периферия с кучей китайцев и вечными "корточками/семечками/блатняком из каждой машины" пвне зависимости от диаспоры и достатка. Уж извините, бываю постоянно в обеих ДВ столицах. Хабаровские обыватели менее пафосные и пассионарные - этим и федеральными вливаниями в "полпредов град" при Ишаеве и обусловлена немногочисленность оппозиционэров. Не ради срача говорю, а ради того, чтобы у не дальневосточников было более верное представление о регионе. 
| 0 семечками/блатняком из каждой машины ёпрст. Запишу-ка я для машины Брамса. Ну или Шнитке, на худой конец. И шелуху от семак из салона повыкидываю. И пойду на митинг "За Путина". А за "пассионария" -ответишь! 
| 0 "Зарплаты выросли, хотя повышение налогов ударило по семейным бюджетам" - ключевая фраза этого, в целом нейтрального текста. Дело в том, что французский обыватель просто в акуе от поборов, давно секрет Полишинеля, что в просвященной Гейропе выгоднее получать пособие, чем работать и раздавать абсолютно все на всевозможные поборы. Пари Матч, кстати, самое профессиональноеи непредвзятое издание Франции. Там много хорошего текста, для элиты. Ну а ложь про наши налоги это, видимо, социальный заказ. Ведь там уже знают, что 85% выпускников вузов покидают Францию... Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 А налоги все таки есть. Не соглашусь, что ложь. Я живу во Владивостоке, я плачу налог только за жильё более 15 тысяч в год. Это по вашему много или мало? 
| 0 видно что французским педикам завидно статейка полный бред для самита не строят столько зачем самиту универ ? зачем водопровод и мосты ? это бред Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Не бред. Был построен университет с кампусом в первую очередь для саммита. Иначе мероприятие такого масштаба просто негде было бы проводить. Только по воздуху со стороны США прилетело четыре самолета с людьми. Мосты туда же. И в конце всего запустили салют, продолжавшийся 19 минут и стоивший казне 275 млн. рублей. Учитесь воровать! 
| 0 Расположенный на самом краю континента Владивосток прошел долгий путь… Интересно, очистные сооружения во Владике сделали наконец? А то, когда я там жил, канализационная труба была выведена на дно залива, и всё говно текло прямо в море. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 построили, работают. это пожалуй самое, что доставляло неудобства жителям. перекопали весь город, поменяли все канализационные трубы и водоводы. даже со стороны видно было, что огромные деньги на это тратятся. теперь очистится море потихоньку. и сами очистные одни из самых современных в мире. 
| 0 Интересно, очистные сооружения во Владике сделали наконец? Сделали очистные сооружения и свалку закрыли саркофагом. 
| 0 вот фотки 7 и 8 фото - рекультивированная свалка и южные очистные alexhitrov.livejournal.com/155311.html а здесь пацаны самое интересное)) 
| 0 ай ай ай как же так?.. И преступность пошла на спад, и строительство преобразило край и бизнес поднимается.. А как же рэжым?? А как же путинская тирания?? 
| 0 А сейчас что, не в руках у мафии? Вроде все у той же мафии, только несколько поменявшей свой внешний облик.
Показать новые комментарии (0)Зауралец
а-тм
Зауралец
а-тм
volkodav
PrimVostok
Avg ..
mack
roofius
Hospitaller
Монтажник
Hospitaller
Дед
mack
Алик Кантор
Эль
Варяг
Эрик Клептон
Heggen
Лунный Заяц
roofius
Лунный Заяц
buddab
JT25
av=ga
Polar Fox
mack
FludFludych
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)