Вернувшись три месяца назад на пост президента России, Владимир Путин оправдал свою репутацию жесткого и серьезного политика в отношениях с Восточной Европой. Он вмешивается во внутренние дела соседних стран с развязным бесстрашием, запугивая и стращая их.

Он выступил с предупреждением о том, что Москва бросит вызов военно-морскому господству Запада в мировом океане. Он укрепляет оборонительные рубежи своей страны от Северного полярного круга и западных границ до неспокойного южного фланга России с его самопровозглашенными республиками. Он наращивает российское присутствие даже в южной части Тихого океана.

Повсеместное присутствие России на дипломатической арене наиболее заметно в Сирии и Афганистане, откуда НАТО выводит свои войска. Москва также нанесла упреждающий удар по Финляндии, начав кампанию устрашения этой страны, цель которой – не допустить присоединения Хельсинки к НАТО.

Путин нанес удар даже по непослушной панк-рок-группе Pussy Riot.

Читайте также: Дальний Восток - новый адрес войны мировых сил

Результатом стало то, что интенсивное давление со стороны России ощутили многие страны, которым сегодня приходится разрываться между сохранением традиционных альянсов с западными союзниками и маршем в ногу со своим окрепшим другом с карманами, набитыми деньгами – Россией.

Среди таких стран - далекие островные государства, расположенные в южной части Тихого океана и входящие в состав Форума тихоокеанских островов (Pacific Islands Forum), дающего доступ к портам Океании, к богатым ресурсами морям и к блоку из 16-ти мандатов в Организации Объединенных Наций. И это обстоятельство не ускользнуло от внимания Москвы.

Бывшая сверхдержава разворачивается в сторону финансово уязвимых стран южной части Тихого океана, продвигая свою экспансионистскую повестку во внешней политике. Здесь важен один момент. Распространяя сферу своего влияния на зону Тихого океана, Россия заручается поддержкой самопровозглашенных грузинских территорий - Южной Осетии и Абхазии.

В  двух этих провинциях, составляющих около 20% признанной международным сообществом территории Грузии, развернуто около 10000 российских военнослужащих.

Соединенные Штаты и Европа не хотят  признавать эти отколовшиеся от Грузии регионы. Их в этом поддерживает и Китай.

Также по теме: Россия делает ставку на поставки газа и нефти в Китай и Японию

Горстка государств из состава Форума тихоокеанских островов признала Тайвань. И хотя Пекин с Тайбэем договорились положить конец войне по вопросам признания, необходимо помнить о том, что своими попытками обойти друг друга в дипломатии чековой книжки эти страны создали прецедент для сегодняшних дипломатических игрищ.

Россия обладает колоссальным влиянием на два грузинских анклава. А их сохраняющаяся зависимость от Москвы усиливает военно-политическую мощь России в данном регионе. По этой причине Кремль считает мудрым капиталовложением выписку чеков бедным странам Океании в обмен на признание ими самопровозглашенных территорий Грузии.

Когда крохотное государство Науру в 2009 году установило дипломатические отношения с Южной Осетией и Абхазией, оно заработало на этом 50 миллионов долларов в виде пакета помощи, а также получило дополнительное содействие местным авиалиниям, деньги на строительство порта и здравоохранение. Взамен, это государство с населением в 9300 человек признало сепаратистские провинции. Предоставлять помощь безвозмездно, из альтруистских побуждений готовы очень немногие страны, если таковые вообще имеются.

С 2011 года деньги также потекли в Тувалу. Среди прочего, это обеспечило данной стране поставки пресной воды. А произошло это после того, как эта третья с конца по численности населения страна официально признала неспокойных российских соседей. На самом деле, премьер-министр Тувалу Вилли Телави (Willy Telavi) и с Россией-то установил дипломатические отношения лишь спустя два дня после того, как согласился в ООН на признание сепаратистских территорий.

Читайте также: Амбиции Путина устремлены на Дальний Восток

Действует это признание или нет – данный вопрос остается предметом отдельных и весьма жарких споров.

В прошлом году российский министр иностранных дел впервые после окончания холодной войны посетил лидеров островных стран Тихого океана.

Дипломаты и опытные обозреватели считают, что покупка влияния такого рода будет лишь усиливаться во время третьего путинского срока, и что президент займется этим делом всерьез.



Он уже пробыл два срока на посту президента с 2000 по 2008 годы, после чего был вынужден уйти, поскольку российская конституция устанавливает фиксированные сроки нахождения президента у власти. Тогда Путин занял менее важную должность премьер-министра, а Дмитрий Медведев стал президентом.

В отсутствие Путина (правда, кое-кто говорит, что он никуда не уходил) Россия пережила существенный экономический спад в результате мирового финансового кризиса. Цены на газ и нефть достигли своего минимума, и теперь эти сырьевые ресурсы в гораздо меньшей степени пополняют государственную казну.

Если говорить коротко, то Путин унаследовал страну, которая гораздо меньше уверена в себе в финансовом и дипломатическом плане, нежели четыре года назад, когда он передал бразды правления Медведеву в самом начале резкого спада мировой экономики.

Также по теме: Поворот России к Азии?

Вмешательство Москвы во внешнюю политику других стран можно рассматривать как ответ Вашингтону, который твердо намерен создать систему противоракетной обороны вдоль российских рубежей в Восточной Европе, а также объявил о переносе внешних усилий на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Действия России в бассейне Тихого океана начались после того, как Соединенные Штаты пресекли ее попытки привлечь на свою сторону как можно больше стран в Латинской Америке в дополнение к Никарагуа и Венесуэле. Венесуэла получила инвестиции на 2 миллиарда долларов, а также укрепила военные связи с Россией, признав Южную Осетию и Абхазию.

Но не все и не всегда получается так, как хочет Москва. Когда недавно на островах Кука проходил саммит Форума тихоокеанских островов, Россия, не имеющая в составе данной организации никакого статуса, попыталась оказаться в числе приглашенных на ежегодную встречу лидеров этих стран.

Источники сообщили с саммита форума, что Москва через свой МИД до последней минуты поддерживала контакты с организаторами и буквально требовала, чтобы ее пригласили.

Эти источники отметили, что русских там приветствовали, однако России готовы были предоставить лишь статус «присутствующей страны», подобно Тайваню и Кубе, в то время как Соединенные Штаты, Британия и даже Китай получили полноправный статус «партнеров по диалогу».

Читайте также: Дальний Восток - инвестиции в надежду

«Им это не понравилось, и они не приехали», - заявил The Diplomat один из источников.

Реальные доллары, приходящие в виде помощи, в тихоокеанских странах приветствуют. Однако, такие пакеты помощи от России могут повлиять на стабильность и государственное управление в этих государствах. Страны южной части Тихого океана прекрасно понимают, что являются пешками в более крупной игре, и демонстрируют свою готовность оказывать поддержку тому, кто больше платит, дабы извлечь из этого максимум финансовой выгоды.

Вануату поступала так в течение всего 2011 года. Руководство страны за это время сменилось там пять раз, и каждый раз это государство выступало то за, то против признания грузинских провинций.

А между тем, маленькие российские сателлиты начинают действовать самостоятельно и предлагают собственные дары. Грузия передала Фиджи 200 компьютеров в попытке противостоять щедрости России. А Абхазия отмечает, что ожидает от стран тихоокеанского бассейна больше заявлений о поддержке.

Также по теме: Россия - оплот свободного мира?

В маленьких странах Тихого океана дипломатия чековой книжки разрушает ответственное государственное управление и подрывает демократию, поскольку голоса этих стран в ООН, как и их внешняя политика, идут с молотка, и их получает тот, кто предлагает больше денег.

Действия России в последние годы, когда ее интересуют практически лишь голоса тихоокеанских островных государств, отдаваемые за непонятные страны, не имеющие никакого отношения к бассейну Тихого океана, вносят раскол и лишают Форум тихоокеанских островов возможности действовать заодно в собственных интересах по таким важным вопросам, как климатические изменения и транснациональная преступность.

Если страны южной части Тихого океана будут и впредь торговать своей нравственностью в вопросах, не имеющих для них особого значения, то у них возникнут проблемы в отношениях с традиционными союзниками - такими, как США, Европа и, в определенной степени, Китай. И то изначальное влияние, которое было у них на региональном уровне, будет постепенно уменьшаться.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.