Вчера заслуженные герои российской космонавтики поздравили француза Жана-Лу Кретьена (Jean-Loup Chrétien): 30 лет тому назад он стал первым европейцем, который отправился в космос в рамках совместной советско-французской миссии. Этот 189-часовое путешествие на борту корабля «Союз Т-6» к станции «Салют-7» стало революцией в нашем понимании космоса, напоминает Виталий Лопота, президент РКК «Энергия», которая занимается созданием современных российских ракет и Международной космической станцией.

Тем не менее, в праздновании этой памятной даты, которое прошло на фоне бюджетных сокращений как для Роскосмоса, так и американской НАСА, особой радости не наблюдалось. Накануне у Роскосмоса произошли технические неполадки, которые привели к неполадкам в связи между МКС и подмосковным Центром управления полетами. Связь удалось восстановить, однако этот инцидент, который, по официальной версии, произошел из-за повреждения кабеля во время земельных работ, стал лишь последним в длинном списке унижений, что пришлось пережить за последний год российской космической отрасли. В августе 2011 года направлявшийся к МКС носитель «Прогресс» развалился на части из-за ошибки в просчете орбиты. После этого Владимир Путин отправил в отставку генерального директора Роскосмоса и главу Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева. С тех пор весь сектор переживает экзистенциальный кризис.

Сегодня новое руководство Роскосмоса критикует чрезмерно высокую стоимость полетов. Одна только аренда базы в казахском Байконуре, откуда четыре раза в год отправляются на МКС международные экипажи, обходится российскому государству в 115 миллионов долларов. Иностранные партнеры, которые полностью зависят от России в плане полетов, были не на шутку обеспокоены, когда заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов сообщил о планах по затоплению МКС после 2020 года.

Ежегодные полеты


«У низкой орбиты (от 350 до 1400 километров над землей) больше нет будущего, в связи с чем нужно отдать ее частным предприятиям и сосредоточить работу Роскосмоса на Луне и Марсе», - полагает Жан-Лу Кретьен. Российские эксперты также рассматривают Луну как этап на пути к красной планете.

Однако сегодня большая часть российского промышленного истеблишмента не готова к такому скачку. «На все эти проекты требуется много времени, и, к тому же, мы неспособны просчитать этот срок», - утверждает просивший не называть его имени источник в Роскосмосе. Если не поддерживать работу на МКС, это может поставить под угрозу людей, так как космос всегда агрессивен, продолжает президент РКК «Энергия» Виталий Лопота.

Как бы то ни было, переходный процесс уже стартовал. Начиная с 2015 года Роскосмос и НАСА планируют проводить полеты на МКС всего один, а не четыре экипажа в год. Это даст им возможность изучить последствия длительного пребывания в космосе для человека… И сэкономить немалые средства.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.