Оценка «неудовлетворительно»: российское правительство намерено закрыть сотни университетов. После волны протестов против отсутствия четких критериев принято решение переосмыслить реформу образования. Однако ясно одно: во многих образовательных учреждениях царит смятение.
Соответствующее решение принималось не в аудитории, не в школьном актовом зале и даже не в парламенте. Ареной, на которой решалась судьба многих российских университетов, стало помещение в здании российского информационного агентства ИТАР-ТАСС. Полторы недели назад там состоялось заседание соответствующей комиссии, в ходе которого государственные ВУЗы были распределены на разные категории: многим из них требуется реструктуризация. Некоторым ректорам придется «всего лишь» оптимизировать свои заведения. Остальные следует совсем закрыть. Когда ставки настолько высоки, атмосфера накаляется очень быстро. Министру образования и науки Дмитрию Ливанову пришлось выслушать обвинения в свой адрес, что он превратился в «Мистера Зло», а бывшая начальница Рособрнадзора Любовь Глебова кричала на весь зал, что в российской провинции, наоборот, необходимы дополнительные ВУЗы. Крупнейшую по территории страну мира сотрясают дебаты о реформе образования. Многим экспертам, однако, этот способ «лечения» представляется варварским.
Читайте также: Пять самых образованных стран в мире
Российское правительство еще летом этого года объявило, что более 500 государственных ВУЗов будут закрыты или объединены с другими. Как тогда потребовал президент Владимир Путин, с неэффективностью многих институтов должно быть покончено. Главным аргументом Москвы в этом споре является необходимость повысить образовательный уровень университетов, превратить их в научно-исследовательские центры мирового уровня. После развала Советского Союза количество ВУЗов в России увеличилось с 510 до 1100, многие из которых являются частными.
В ноябре ситуация, наконец, прояснилась, но одновременно стала еще более запутанной. По результатам короткого мониторинга Минобрнауки опубликовало «черный список» неэффективных государственных ВУЗов. 136 институтов и 450 филиалов были охарактеризованы как «совершенно неподготовленные». В их число попали и некоторые уважаемые заведения, такие как Московский архитектурный институт, Государственный университет управления, Литературный институт имени Горького, Университет дизайна и технологии, а также сразу несколько педагогических университетов.
Не меньше споров, чем список «плохих» ВУЗов, вызывают и критерии их отбора, в частности - количество квадратных метров на одного студента, доля иностранных студентов, средняя оценка абитуриентов и результаты исследовательской работы. Причем неважно, идет ли речь о технических или художественных ВУЗах. От проверки оказались избавлены все частные учебные заведения, а также примерно 200 ВУЗов, принадлежащих важнейшим министерствам и прокуратуре. Возмущению по этому поводу не было предела. Эксперт по образованию Александр Абрамов назвал в интервью «Новой газете» критерии оценки «идиотскими» и добавил, что «неэффективно, прежде всего, само Министерство образования». Шквал критики был насколько мощным, что список «неэффективных» ВУЗов было решено переработать, как и сами критерии их оценки. О том, сколько ВУЗов в России, в конце концов, будут закрыты, пока остается только гадать.
Также по теме: Коррупция разъедает российскую образовательную систему
Юго-запад Москвы, Государственный университет управления (ГУУ). На седьмом этаже здания, высоко над мерцающей белоснежными огнями спортплощадкой, на которой студенты играют в футбол, располагается кабинет Виктора Косбаненко. Ректору неожиданно для себя придется принять щекотливый вызов. С одной стороны, на университет только что повесили ярлык «неэффективен», хотя Косбаненко придется не «реструктурировать», а всего лишь «оптимизировать» его. С другой стороны, у него есть немало поводов для гордости за свой ВУЗ. «Работодатели из сферы экономики охотятся за нашими студентами», - говорит он. Ректор показывает рейтинг, только что опубликованный в журнале «Профиль», в котором ГУУ находится на 48-м месте среди более чем 500 государственных ВУЗов. Студенты, учащиеся здесь, могут не переживать по поводу будущего трудоустройства. Пожалуй, ни один другой университет не может похвастаться такой большой долей выпускников, работающих по специальности. Среди прочих Косбаненко с гордостью называет имя Асламбека Атамбаева, избранного в прошлом году президентом Киргизии.
По его собственным словам, ректор, в принципе, понимает причины сокращения количества ВУЗов. Он также приветствует обещания президента Путина удвоить зарплаты учителей, а также повысить профессиональный уровень персонала, для чего придется урезать некоторые другие расходы. Но Косбаненко также говорит об «ошибках при определении критериев» и указывает на то, что результаты мониторинга были определены «без малейшей дискуссии в обществе». По его словам, рейтинг вызвал у него «шок». «У нас на 10 тысяч студентов приходится территория в 16 гектаров. Но это же не влияет на качество образования», - говорит он.
Читайте также: Конкурентоспособность образования на русском языке
Проректор ГУУ Николай Лябах написал многостраничный опус, своего рода критический манифест, на тему реформы образования и одновременно рекламу собственного ВУЗа. «Мы все стали заложниками ситуации и ощущаем теперь опасность вместо надежды», - говорится в документе. Университету не остается ничего другого, кроме как провести собственную экономическую оптимизацию, зарабатывать дополнительные деньги, брать дополнительные заказы на исследования и принимать еще больше иностранных студентов, хотя их количество в последние годы и без того постоянно растет.
Студенты, похоже, также чувствуют неуверенность в связи со всеми этими списками, критериями и слухами о возможном слиянии с другими ВУЗами. Александра Горячева не случайно приехала из Смоленска, города на западе России, в московский ВУЗ. «Этот университет имеет хорошую репутацию, а его студенты пользуются популярностью у работодателей», - говорит она. После сообщения о пересмотре рейтингов она, впрочем, настроена оптимистично. «Но сначала эти разговоры меня здорово напугали». По ее словам, состоялось даже несколько флэш-мобов, «потому что многие студенты не хотели мириться с тем, что их ВУЗ вдруг окажется в одном ряду с маленькими и никому не известными университетами».
Что будет дальше, пока непонятно. Министр культуры Владимир Мединский выступил с некоторыми предложениями по ужесточению критериев оценки художественных ВУЗов. Как будет развиваться ситуация в других «неэффективных» учебных заведениях, покажет только время. А будущее 110 институтов и вовсе остается туманным. Ясно только одно: дискуссия о реформе, похоже, только разгорается.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 российское правительство намерено закрыть сотни университетов. Не умно. Недавно рыдали что нет и не будет больше станочников, швей-мотористок,сварщиков,каменщиков,водителей, и т.д. т.п. Всю нишу заняли братья наши меньшие из-за рубежа. Вот вам, правительство к размышлению. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 В смысле нельзя ли переоборудовать, переоборудованные из ПТУ в Универы, обратно из универов в ПТУ? 
| 0 переоборудованные из ПТУ в Универы, обратно из универов в ПТУ? нельзя,спрос на дипломы универов повыше,да и престиж у преподователя тож... а места ПТУшников повсеместно заняты джамшудами да равшанами..... 
| 0 Ау,кто живой! Вот,что значит нет "пиндостана", москалей, хохлов, евреев и глобальных геостратегических проблем. Да,видно действительно проблема образования никого не волнует. Как написал один автор:"Я жил в то время,когда многие обнищали, немногие обогатились и все одичали." Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Да набежит еще народ. Статья появилась то недавно. Проблема, действительно, есть. И зачем надо было "реформировать" образование. Прям реформаторский зуд какой то, причем - ради самого зуда. Есть вещи ( в т.ч. образование), на которых нельзя получать сиюминутную выгоду. Ан нет, захотелось и тут кафтан коммерции примерить. 
| 0 Помните:"Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет"? 
| 0 российское правительство намерено закрыть сотни университетов ужас........асортимент у метро может резко сократится..... Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 )))) Ужос))) 
| 0 поправлю: "асСортимент у метро может резко сократитЬся". У метро образование получили? 
| 0 У метро образование получили? Нет, у метро получили сдачу с приобретения диплома о высшем образовании. Знания приобретались методом самоподготовки на просторах интернета. 
| 0 Одного не пойму, кому мешают эти самые платные ВУЗы Речь ведь не о количестве ВУЗов, и даже не о качестве образования, а кто за него (образование) платит. Государство должно плать только за то образование, которое нужно ему, государству. И законодательно установить отработку этого образования 3-5 лет, там, где это требуется государству, или компенсации затрат на образование, к примеру, при выезде за предеры страны. И подтягивать корпорации и частников для оплаты обучения их бущих работников, с соответствующими налоговыми преференциями. Жа пусть хоть своих детей учат за сечт фирмы, но, учат. Что делать с остальными. Два пути. Учиться в абсолютно любом платном ВУЗе планеты, в том числе и в России, или биться за оплачиваемое государством место. Может появиться конкуренция знаний? Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| 0 Государство должно плать только за то образование, которое нужно ему, государству. Дык, если все светлые головы уйдут в коммерцию, то хоть по миллиарду на студента трать, а из дурака специалиста не воспитаешь. По сему и закрывают частников, что-б студент от безысходности в гос вуз шел и учился на того, кто нужен стране, а не США. 
| 0 Не каждая светлая голова может платить за свое обучение. Если вернуть нормальные приемные экзамены в ВУЗы, а не липовые результаты ЕГЭ, то ВУЗы смогут самостоятельно отбирать "светлые головы" 
| 0 По сему и закрывают частников В том то и дело, что их даже по этому срейтингу не прогоняли, а еще и хотят бюджетное финансирование выделять. Медведев и К пытается продавливать. Им щас бы десталинизацию и осиновый кол в наше образование и горбатый 2.0 туточки. 
| 0 Зпчем государству столько гуманитариев и управленцев широкого профиля? Иначе говоря просто болтунов. Ну для чего? Готовить офисных хомячков-белоленточную массу? Закрыть, оставив только самые необходимые. Как раз так и получится вполовину. Вон Квазя не даст соврать - в жизни не пригодиться гуманитарное образование))) 
| 0 Вы думаете с технарями нет проблем? Мне приходится работать (тестировать) с претендентами на должности инженеров и цеховых мастеров. Выпускника техн. ВУЗа ставит в тупик вопрос, что значит гаечный ключ на 19 или просьба показать на токарном станке переднюю бабку. Очень жалею, что не осталось вечернего высшего образования. Из толкового рабочего можно было выучить грамотного инженера. Из этих горе-инженеров очников получится в лучшем случае грузчик-стропальщик. 
| 0 Закрыть, оставив только самые необходимые И какие необходимо будите решать Вы лично. Закрывать надо те, которые не соответствуют стандарту получения образования, по помещения, преподавательскому составу, и тому подобное. Но, по моему глубокому убеждению, в государственных ВУЗах, где государство платит за получение образования вместо самого студента, не должно быть платных студентов, ни единой группы на коммерческой основе. Кто хочет готовить специалистов за средства студентов и их родителей - готовьте, взимайте любую плату и готовьте абсолютно по любой специальности, если за это будут платить. Но, просто так закрывать - полнейший абсурд. Кто мне лично должен указывать, куда и кому я должен платить за свое образование, по какой специальности я желаю обучаться. Есть спрос - дай предложение. Повторюсь, нужна конкуренция не дипломов, нужна конкуренция знаний. 
| 0 ЕГЭ привел к "оскудению" сильных абитуриентов, разрастание количество ВУЗов - к "разжижению" подготовленных кадров, присоединение к Болонскому процессу - к снижению уровня специалистов с высшим образованием. К сожалению, количество людей с высшим образованием не соответствует современному рынку труда, поэтому кто-то ищет применение своих знаний за рубежом, кто-то не работает по специальности, кто-то, "купив" диплом, занимает чужое место... Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 ЕГЭ привел к оскудению сильных абитуриентов, разрастание количество ВУЗов ЕГЭ сколько лет? Много ли за это время было открыто новых ВУЗов? 
| 0 Читайте полностью комментарий, а не его кусок. Разрастание количества ВУЗов привело к "разжижению" подготовленных кадров 
| 0 С ЕГЭ только в этом учебном году выпускаться будут. Когда это они успели все места занять? Если это так, значит ЕГЭ сработал? 
| 0 Вставлю пять копеек В нашем провинциальном городе до памятных времен не было вообще ВУЗов, только техникумы\ПТУ, ближайшие ВУЗы - Самара, Оренбург, сейчас этих самых ВУЗов - чуть ли не на каждом углу, 90% заточены под выпуск юристов\экономистов\бухгалтеров и прочих манагеров по всякой ерунде, ну прикроют их, так что рынок труда захлебнется от нехватки этих "работников"? это типа как нашего "юриста" постоянно от злости плющщит, когда з.п. квитки выдают, 25 летний детина получает квиток на 12-15 тыщ., смешно, особенно когда он начинает бесится, когда видит квитки, скажем водил, от 25 и много больше... Короче прикрывать надо лавочку, не ВУЗы, а филиалы, заточенные под выпуск бессмысленных специалистов, давать преимещество при поступлении в ВУЗ выпускникам ССУЗов, что бы у выпускников школ была мотивация сначало получить профессию в ССУЗе, потом, если желание не отпадет поступать учиться дальше, имея при хоть какуюто профессию. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 я учился в ССУЗе, потом в ВУЗе в принципе, если вуз хороший, то ссуз - бессмыслено потерянные годы. Да, в техникуме ты узнаёшь производство, учишься работать руками, получаешь практически навыки. Но инженеру в таком объёме они не нужны, а в нужном для инженера объёме их дают и в институте. Что касается преимуществ, их нет. После техникума в институт поступить очень сложно - школьная программа забылась, а сдавать надо физику и математику за школьный курс, который в техникуме давали в очень сокращённом объеме, чтобы осталось больше времени на практику. И вот ты приходишь, едва зная что такое синус и косинус, а рядом на экзамене сидят выпускники школ - золотые медалисты, участники всевозможных физико-математических оллимпиад, которые ни черта не понимают в специальности, но зато последние два года только и делали, что решали задачи повышенной сложности. Кого хотят видеть преподаватели будущим инженером? Их. Подход к обучению в институте другой, там нужны обучаемые студенты, хорошо знающие математику, а не подготовленные специалисты. 
| 0 Но инженеру в таком объёме они не нужны А я разве об инженерах? Я о тех, кто поступает на "юристоманагеров" ради диплома, несмышленышам ведь невдомек, что по специальности они работать врядли будут, а уж тем более нормально зарабатывать, так пусть хоть какуюто профессию освоят. 
| 0 Уважаемый, не несите чушь. Если в школе вы обучались методике решения задач, то после в любом возрасте вам достаточно почитать справочники для решения задач любой сложности. Проблема высшего образования в том, что оно нихера не дает актуальной базы(я конкретно говорю про IT), и все те технологии, которые у нас пытаются преподавать - практически не актуальны сейчас 
| 0 а нельзя ли лучше сократить министерство образования? Идея минобразования понятна - если страна ничего не производит, то зачем ей инженеры и другие специалисты? Если мы покупаем все за границей, нам не нужны специалисты, которые обслуживают производство. Нужны грузчики, менеджеры, продавцы, бухгалтеры, юристы. Инженеры, изобретатели, учёные - дармоеды проклятые. Никакой прибыли. А вот наш сосед Китай наоборот постоянно вкладывает в образование, причём в самое современное. Я когда в университете учился, общался с китайскими студентами, приехавшими погостить. И заметил разницу - нам дают тоннами математику и основанные на ней дисциплины, не имеющие никакого практического применения, (если конечно студент не будет заниматься всю жизнь научной работой, а он не будет), китайцам - информационные технологии, самые передовые. Причём учат практически всему, что может потребоваться и в полном объёме. Я согласен лишь в одном - реорганизация образования нужна. Но образовательные программы должен диктовать рынок труда, а не правительство, которое, (надо отдать ему должное), ни черта не понимает в предмете. Идея закрыть вузы - варварство. Наоборот их нужно ещё больше. Не все смогут учиться в Сколково. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 А зачем плодить гуманитариев, ненужных? Да ещё и за государственный счёт? Мало хомяков? Где Вы прочитали о закрытии технических вузов? Теперь хочешь, не хочешь, а повысится конкурс в технические вузы и качество абитуриентов тоже. Давно пора было привести всё это в норму. В СССР было значительно меньше этих вузов, так и СССР был значительно больше. Я не вижу тут ничего плохого - только хорошее. Теперь хоть ПТУ станут ПТУ, а не академией токарного исскуства.))) 
| 0 зачем плодить гумманитариев давайте взглянем правде в глаза - гуманитарии в условиях рыночной экономики нужны, они пользуются огромным спросом на рынке труда. Всё время открываются новые фирмы, и каждой нужны экономисты, бухгалтеры, юристы. Маленькой фирмочке вполне подойдет средний выпускник среднего вуза, и с небольшим объёмом работ он справится. А вот в техникумах их действительно готовить не нужно, это перебор. Кто сказал, что за гос. счёт? Большинство из них учится за деньги родителей. Таким образом, они финансируют вуз, в который государство вливает разве что самые крохи. <<Где Вы прочитали о закрытии технических вузов? >> Большинство вузов сегодня готовят и технарей, и гуманитариев. Закрывать-то будут весь вуз. <<В СССР было значительно меньше этих вузов, так и СССР был значительно больше>> с тех пор многое поменялось. Возросла сложность техники и требования к сотрудникам. Специалист со средним образованием уже не проктатит. Да и экономика рыночная нынче, если раньше экономистом можно было работать на крупном заводе только, то теперь позиций намного больше, особенно в большом городе. <<Теперь хоть ПТУ станут ПТУ, а не академией токарного исскуства>> А там вообще всё глухо. С середины 80-х, когда при Горбачёве ввели программу "подготовки молодого рабочего", и в путягах оборудование лучше было, чем в любом университете, не было сделано ничего. Всё разворовано, устарело и развалилось. Сам учился в ПТУ, потом в техникуме, видел своими глазами, как деградирует система. Но речь идёт о вузах и увеличивать число рабочих путём уменьшения числа вузов - дурацкая затея. 
| 0 В яндаксе на смерть Хитрука в блоках вывесили другой портрет! как наказать уродов? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Да как их накажешь? (( За дебилизм их Бог накажет. Надеюсь. 
| 0 При этом ни слова о том, что реформа нацелена на радикальное снижение уровня беззакония, произвола и коррупции, которые реально становятся угрозой национальной безопасности России. 
| 0 Проблема образования остра как никогда Приходит огромное количество закончивших вуз или техникум устраиваться на работу. Почти все не знают вообще ничего. Причём о простых вещах не имеют никакого представления. По моему - пусть живут, но без диплома, а тех кто выдаёт таким дипломы выгнать с работы, потому что это плохо выполненная работа. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 не знаю я может не в России живу?у нас ведь страну то вроде как технари раздолбали...с верху до низу(по поводу "почти все не знают ничего",встречался с обратным-старичье в отдельных местах мозг выносит своей непробиваемостью)и ничем этих коряг не выкорчевать,вот и идет молодежь непонятно куда работать...
Показать новые комментарии (0)Buharik
Buharik
abcdef1
ivanushka-durachok
Tito
ivanushka-durachok
abcdef1
Американцы на Луне не были
helen
UR26
UR26
RussianEngineer
1900
Соловей Разбойник
Американцы на Луне не были
крун
UR26
1900
Dr.Black
1900
name
ДМБ96
Dr.Black
ДМБ96
Henrygh
Dr.Black
Американцы на Луне не были
Dr.Black
why
Zenta
Сквернислав
Nestor2
trysak
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)