Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дипломатия святого Иосифа

© flickr.com / nathanmesser Костел в Иркутске
Костел в Иркутске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Католики присутствуют в Сибири с XVI века. У них было несколько деревянных храмов, а в XIX веке был построен кирпичный собор. Католическая епархия св. Иосифа в Иркутске — самая большая в мире. Но лишь по площади, потому что другие цифры выглядят иначе: здесь работают всего 38 священников и 68 монахинь, а среднее расстояние между приходами составляет примерно тысячу километров.

Католическая епархия св. Иосифа в Иркутске — самая большая в мире. Но лишь по своей площади, потому что другие цифры выглядят совсем иначе: здесь работают всего 38 священников и 68 монахинь, а среднее расстояние между приходами составляет примерно тысячу километров.

«Это миссионерская территория, иногда даже в большей степени, чем Африка: там евангелизация не прекращалась, в здесь она была остановлена на несколько десятилетий», — рассказывает отец Владимир Сек (Włodzimierz Siek) — член Ордена вербистов, генеральный викарий епархии и настоятель кафедрального собора в Иркутске. Здесь он живет уже восемь лет, а в целом на Востоке — семнадцать.

Католики присутствуют в Сибири с XVI века. У них было несколько деревянных храмов, последний из которых сгорел в XIX веке, когда и был наконец построен кирпичный собор. Эта жемчужина неоготического стиля расположена на центральной площади города. В народе ее называют «польским костелом», потому возведена она была на деньги иркутских поляков. Красный кирпич напоминает другие католические храмы того же периода, в частности, московский и смоленский. Практически одинаковой была также их судьба: в 30-е годы храм у католиков отобрали, сначала наложив большой налог, а потом изъяв здание, «раз католики не могут его содержать». К сожалению, эта ситуация длится до сих пор, а храм функционирует как органный зал.

Католический священник имеет право каждый день проводить службу в небольшой часовне, расположенной практически в подвале, а литургию в основном зале власти разрешают проводить лишь по большим праздникам.

На запросы о возвращении собора звучат обвинения во «враждебном отношении к России» и «посягательства на культуру». К сожалению, местная администрация болезненно реагирует на польский вопрос и оказывает в подобных делах особенно сильное сопротивление. В Восточной Сибири сохранилось семь дореволюционных католических храмов, только два из них были возвращены верующим.

Предлог всегда найдется


С другой стороны, местные власти относятся к католикам в контексте российских условий довольно хорошо. На них не распространяют дискриминационные законы, призванные защищать так называемые традиционные религии России (католичества в это списке нет). В Иркутске представитель католической диаспоры входит в Межрелигиозный совет при губернаторе области. Посредством этой площадки иногда поучается решить какие-то вопросы. В Иркутске состав совета очень пестрый: в него входят даже представители шаманистов, поддерживающих традиции времен предварявших русскую колонизацию. «В контактах с властями необходимы дипломатичность и корректность, так как очень легко спровоцировать конфликт или недоразумение», — отмечает настоятель иркутского собора.

Самым громким инцидентом, омрачившим отношения католиков с властями, было выдворение в 2003 году предыдущего епископа Ежи Мазура (Jerzy Mazur). Проблема закрутилась вокруг названий. Часть России, которая прежде принадлежала Японии, несколько десятков лет была самостоятельной церковной единицей под названием префектура Карафуто. В советские времена там не было ни епархий, ни священников, а церковно-административная структура существовала лишь на бумаге. После возрождения церковных структур управление этой территории было, само собой, поручено иерархам, работавшим в России. Таким образом епископ в Иркутске носил титул префекта Карафуто.

Власти сочли это провокацией и антироссийским жестом. Епископа Мазура однажды просто не впустили обратно в Россию. Отец Владимир Сек полагает, что в этой ситуации свою роль сыграли активность и масштабные пасторские планы иерарха. Реакцией Ватикана стала смена называния на Южно-Сахалинскую префектуру. Проблема, в сущности, разрешилась, однако епископ Мазур уже не мог вернуться в Россию, так как был переведен в епархию города Элк. В качестве нового ординария Папа Римский назначил Иосифа Климовича, который остается в Иркутске до сих пор.

Построим божий храм

Точное число католиков в Восточной Сибири назвать сложно. По официальным данным их 50 тысяч, но католические корни есть у гораздо большего числа жителей. Зачастую их крестили тайно, а документальные записи об этом не делались. Католическое сообщество здесь невероятно пестро: это поляки, армяне, белорусы, украинцы, латыши, молдаване, корейцы, китайцы.

«В подобной обстановке нет условий для пасторской работы, направленной исключительно на поляков или другие группы — белорусов, украинцев», — рассказывает отец Сек. Служба, проповеди, катехизация проводятся в основном на русском языке, но с учетом национальных потребностей. На национальные праздники проводятся службы на других языках, например, польском. Наши священники включены в общественную деятельность поляков и даже организуют занятия польским языком. Священники епархии св. Иосифа — уроженцы разных уголков мира. Больше всего здесь поляков, но есть и представители других стран: Словакии, США, Индии, Индонезии, Бразилии, Аргентины...

Католической церкви хотелось бы иметь настоящие, пусть даже совсем маленькие, храмы. Иркутский собор был построен в современном стиле, но получился по-настоящему величественным. Скорость, с которой он был возведен в самом начале XXI века, стала источником протестов и опасений со стороны Православной церкви. «Во многих местах у нас есть только простые квартиры, оборудованные под культовые помещения, но нам бы хотелось иметь отдельные, пусть скромные, здания, чтобы создать сакральное пространство. Квартиры хороши в самом начале, но пока мы из них не выйдем, нас будут воспринимать как секту», — объясняет отец Сек.

С другой стороны, он подчеркивает, что необходимо смотреть на все реально и учитывать потенциальное число католиков, поэтому нет смысла строить большие соборы. Одновременно с этим нынешние административные сложности можно преодолеть. Удачное решение — обустройство готовых зданий подходящего размера, например, закрытого магазина или детского сада.

Православные иерархи относятся к католикам с недоверием. Преобладает страх перед экспансией: «Они представляли, что тысячи священников из Польши начнут массово крестить россиян в католичество, отнимая их у Православия. Лишь совсем недавно они поняли, что эта угроза нереальна. Русские с православными корнями редко переходят в католичество, и никто их к этому не принуждает. В Католическую церковь приходят либо те, у кого были предки католики, либо атеисты», — рассказывает отец Владимир Сек.

Чтобы снять напряженность Иоанн Павел II, устанавливая административные единицы в Российской Федерации, не стал называть епархии Иркутской или Московской, а дал им символические названия: Святого Иосифа (Иркутск), Божией Матери (Москва), Святого Климента (Саратов), Преображения (Новосибирск).

В настоящий момент отношения с Православной церковью стали довольно ровными. Более того, православные священники начинают замечать положительные стороны католического служении: они видят, что наши ксендзы хорошо образованы, ближе к своим прихожанам, открыты к их будничным проблемам. Кроме совершения таинств и ведения уроков религиозного образования они занимаются общественными проблемами, вопросами морали, воспитания, обладают опытом в помощи семьям, молодежи.

Существованию Католической церкви в Сибири сейчас ничто не угрожает, она развивается и служит людям разных национальностей. Однако ее ежедневную жизнь нельзя назвать легкой: огромные расстояния, нищета верующих, большие ожидания и потребности при скромных возможностях. А прихожане — это люди, выросшие из советской действительности, не имеющие христианских корней, зачастую пребывающие в патологической среде. Чтобы чего-то достичь здесь нужны тяжелый труд и смирение. Так что давайте не будем забывать о нашей Церкви на востоке, и помогать ей в собственных приходах нашими пожертвованиями.