Надежды на сохранение российско-американской «перезагрузки» после возвращения Владимира Путина на пост президента в последние месяцы рухнули, поскольку Москва вышла из нескольких соглашений о сотрудничестве, лежавших в основе двусторонних отношений.

Однако еще не все потеряно. Между Москвой и Вашингтоном по-прежнему существует согласие в международных вопросах, которые они решают во взаимодействии. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров назвал конструктивной свою первую встречу с новым госсекретарем США Джоном Керри, которая состоялась 26 февраля в Берлине и была посвящена Сирии и российским сиротам. После прошедших на прошлой неделе переговоров о сотрудничестве в вопросах нераспространения исполняющая обязанности заместителя госсекретаря по контролю вооружений и международной безопасности Роуз Геттемюллер (Rose Gottemoeller) и российский заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков проявили аналогичный оптимизм.

Важнее здесь другое. Хотя администрация Путина позволила себе в прошлом году новый приступ антиамериканизма, российский народ на этот прием не попался. Если говорить о российском общественном мнении, то «перезагрузка» живет и здравствует. Соединенные Штаты  должны воспользоваться этой возможностью и отреагировать на российскую восприимчивость в плане сотрудничества с Западом.

Читайте также: Новая «перезагрузка»?

Безусловно, путь вперед - пока во мраке. Москва отказалась от своего приглашения Агентству международного развития США USAID работать в России. Она не стала продлевать программу Нанна-Лугара по совместному уменьшению угрозы, которой исполнилось 20 лет, и в рамках которой Соединенные Штаты  помогают России обеспечивать безопасность хранения и уничтожать оружие массового уничтожения. Кремль отказался от соглашения о сотрудничестве в области правоприменения и контроля за наркотиками, которое работало на протяжении 10 лет, а также запретил американским гражданам и организациям финансировать российские неправительственные организации, которые занимаются «политической» и «опасной» деятельностью. Кроме того, Москва запретила американцам усыновлять сирот из России.

Кремль утверждает, что он просто реагирует на действия США, которые отходят в сторону от перезагрузки. В конце прошлого года единодушное решение обеих партий в Конгрессе заставило администрацию Обамы ввести санкции (запрет на выдачу вид и замораживание активов) против российских руководителей и чиновников, которых Вашингтон считает нарушителями прав человека, гонителями их защитников и бьющих тревогу критиков правительства. Список этих нарушителей может пополняться.

Однако отнюдь не Вашингтон является мишенью последних кремлевских нападок в духе антиамериканизма. То, что может показаться началом новой российско-американской ссоры, является  отражением динамики внутриполитической борьбы в России. После беспрецедентных массовых протестов против нарушений на выборах в декабре 2011 года бывший в то время премьер-министром Владимир Путин решил, что для восстановления своих лидирующих позиций у себя дома ему необходима перезагрузка с США совсем иного рода. Используя антиамериканские элементы и настроения внутри российского общества, Путин прибег к риторике, которую он использовал во время своего предыдущего (до 2008 года) президентского срока, и начал говорить о Соединенных Штатах как о недружественной державе, стремящейся причинить вред России.

Президент США Барак Обама подписывает отмену поправки Джексона-Вэника и введение "закона Магнитского"


Также по теме: Обама может предотвратить еще одну холодную войну

Далее он постарался очернить силы оппозиции и подорвать их репутацию, заговорив об их связях с Вашингтоном и изображая эти силы в качестве предательской и незаконной пятой колонны. Российский парламент принял ряд законов, направленных на отдаление от общества оппозиции и финансируемых из-за рубежа некоммерческих организаций. Среди них - закон, требующий от получающих зарубежное финансирование НКО регистрироваться в качестве «иностранных агентов». В последние недели Министерство юстиции и прочие государственные органы активизировали проверки таких организаций, как «Мемориал» и Amnesty International.

Несмотря на попытки вбить клин между внутренними критиками и российским обществом, народным ответом на путинскую «перезагрузку» стало совсем не то, чего ожидал Кремль. В декабре 2012 года московский Левада-Центр сообщил о том, что в поддержку новых «антироссийских» санкций выступило гораздо больше россиян (39%), чем против них (14%), а почти половина респондентов затруднилась дать ответ. Запрет на усыновление наткнулся на значительное внутреннее сопротивление (против него выступил 31% по стране и 50% в Москве). Появились признаки сочувствия и симпатии к тем американским семьям, которые стремятся усыновить сирот из России. Основываясь на результатах последнего крупного антиправительственного митинга, который состоялся в январе, значительная часть российской оппозиции отмахнулась от обвинений в «проамериканских настроениях», посчитав их неуместными. И не без оснований: в январе Левада-Центр провел другой опрос, в результате которого выяснилось, что одобрительно к США относятся 53% респондентов (а отрицательно только 34%).

Читайте также: «Доктрина Путина» и истинные причины российско-американского конфликта

Соединенные Штаты – правительство, различные фонды, неправительственные организации и бизнес – должны отреагировать на такую тенденцию. Им не следует потакать желаниям Кремля и отходить от России в сторону в эти неспокойные времена. Новые законы ограничивают американское сотрудничество с российскими некоммерческими организациями и клеймят его позором, но они не запрещают это сотрудничество полностью. Людям и организациям, борющимся за права человека и оздоровление власти в России, по-прежнему нужна помощь и поддержка. Сохраняются значительные возможности для более тесных контактов между людьми, для сотрудничества в области науки и образования (какое существует, например, между Массачусетским технологическим институтом и Сколковским институтом науки и технологий), в сфере туризма. Вступление России во Всемирную торговую организацию в прошлом году открывает новые возможности для увеличения инвестиций и развития торговли.

Иностранные организации не должны вмешиваться в российскую политику, ибо эти вопросы следует решать только россиянам. Но в ходе борьбы за российские умы и сердца Запад может предложить очень многое. Лишь развивая отношения и культивируя общие ценности среди самых разных участников этого процесса можно добиться того, чтобы российско-американские взаимоотношения превратились в постоянное партнерство.

Иван Курилла - доктор исторических наук, заведующий кафедрой регионоведения и международных отношений Волгоградского государственного университета. Кори Уэлт - заместитель директора Института европейских, российских и евразийских исследований ((Institute for European, Russian and Eurasian Studies) Университета им. Джорджа Вашингтона, внештатный научный сотрудник Центра за американский прогресс (Center for American Progress).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.