Вот уже десять с лишним  лет Россия возрождает мощную систему защиты военной тайны, которая была характерной чертой советского периода (в 1921-1991 годах). Но многие офицеры военно-морского флота протестуют против такой неуклюжей и жестокой системы обеспечения секретности, так как в прошлом факты и детали несчастных случаев и аварий на флоте не разглашались, а это лишало опытных моряков возможности предлагать меры по предотвращению подобных проблем и создавало предпосылки для новых катастроф с ужасными последствиями. Этот синдром особенно вреден, когда речь идет об атомных подводных лодках.

Долгое время Советы даже не сообщали народу о фактах потерь подводных лодок. Ситуация изменилась вскоре после того, как распался Советский Союз. Первое публичное заявление о потере подводной лодки прозвучало в 1986 году, когда население услышало, что в Атлантике затонула субмарина К-219. О более ранних катастрофах начали сообщать лишь в 1990-е годы, когда государство на несколько лет предоставило беспрецедентный доступ ко многим своим архивам. Именно в этот период общество узнало о гибели в Тихом океане подводной лодки К-429. Многие офицеры флота, впервые увидевшие эту информацию в 1990-е годы, отмечали, что такая закрытость привела к многочисленным конструктивным и эксплуатационным недостаткам при строительстве атомного подводного флота, о которых сообщалось в докладах об авариях, но выводы при этом не делались и изменения не вносились (из-за секретности).

Атомная подводная лодка


Смотрите также: История российского подводного флота


На некоторых российских атомных подводных лодках аварии происходили настолько часто, причем с одними и теми же системами, что экипажи всерьез считали их проклятыми. Например, первая российская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами К-19 после своей многолетней, наполненной авариями и нештатными ситуациями службы в 2002 году была, наконец, направлена в док на списание и демонтаж. Многие моряки считали, что списать ее следовало уже давно. Несчастья на борту К-19 начались с самого первого похода в 1961 году. Они были настолько ужасными, что некоторые подробности все же стали достоянием гласности, и о истории субмарины даже сняли фильм. В этой картине один из моряков называет К-19 проклятой. Он был прав. Аварии и несчастные случаи на ней происходили настолько часто, что моряки прозвали лодку «Хиросимой».

В аварии в 1961 году восемь моряков погибли от лучевой болезни. В 1969 году К-19 столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной. В 1972 году на борту лодки возник пожар, унесший жизни 28 членов экипажа. Пожары на борту случались также в 1978 и 1982 годах, но тогда жертв не было. Были также многочисленные незначительные инциденты. К-19 вывели из состава флота в 1990 году, и лодка более 10 лет простояла у стенки на далекой тихоокеанской базе.

И лишь в 1990-е годы, когда распался Советский Союз, мир узнал о том, насколько ужасающей была советская история атомного подводного флота. До 1990-х годов люди в основном знали только об американской программе создания атомных субмарин, которая оказалась самой организованной и безопасной на планете. Ее история началась в 1952 году, когда США приступили к строительству первой подводной  лодки с ядерной силовой установкой. Она носила название «Наутилус». Строительство лодки было завершено в 1955 году, и она несла боевую службу до 1980 года, после чего ее превратили в музей.

Также по теме: Иран хочет создать атомную подлодку

После «Наутилуса» были построены более 400 атомных подводных лодок, и большую их часть (60 с лишним  процентов) создали русские. По привычке они гнались за количеством, а не за качеством. В результате примерно 80 процентов этих российских субмарин выведены из боевого состава флота. Российские подлодки не только быстро вырабатывали свой ресурс, но и не могли выходить в море столь же часто, как западные субмарины. А когда они все же выходили в море, у них случалось гораздо больше проблем с радиацией и реакторами, которые были ненадежны.

Владимир Путин на атомной подводной лодке


Поняв, насколько опасен (для всех) российский атомный подводный флот, мировое сообщество осуществило серию мер по безопасному списанию и консервации более сотни устаревших, выработавших свой ресурс, имеющих множество дефектов и неисправных российских подводных лодок. Эта работа продолжается почти десять лет, и стимулом для ее проведения стала  угроза русских просто-напросто затопить свои старые субмарины в Северном Ледовитом океане. Такое можно было делать с обычными кораблями, но возможные последствия от ухода навечно на океанское дно всех этих реакторов вызвали огромную шумиху и возмущение в мире. Россия великодушно согласилась принять пожертвования на финансирование работ в рамках программы демонтажа лодок, которая предусматривает безопасную утилизацию атомных реакторов.

Читайте также: Исчезающие российские подлодки

Сегодня в составе российского флота атомных подводных лодок очень немного, и русские предпочитают держать их большую часть времени у причала. Экипажи в таких условиях могут активно проходить подготовку на базах, а в море выходить лишь несколько  раз в году, чтобы проверить уровень отработки навыков и умений. С учетом количества аварий, случавшихся на подводных лодках в прошлом десятилетии, та подготовка, которую получают экипажи, является  недостаточной.

Лишь Соединенные Штаты  и Британия смогли построить атомные подводные лодки, способные выходить в море регулярно и на длительный срок. Французские субмарины приближаются к ним по степени надежности, а вот лодки китайской постройки - пока более низкого качества, чем старые русские подлодки, которым по тридцать лет. В настоящее время Индия деятельно работает над созданием атомного подводного флота первого поколения, но далеко не все у нее идет гладко.

Хотя атомные подводные лодки являются грозным оружием, за шестьдесят лет своей истории они вступали в боевые действия  лишь один раз. Это было в 1982 году, когда британская атомная ударная подводная лодка потопила аргентинский крейсер (бывший американский корабль времен Второй мировой войны «Феникс»). Гораздо активнее атомные лодки занимаются шпионажем. Эта работа не столь зрелищна и эффектна, как потопление других кораблей, но она опасна, к ней предъявляются жесткие требования, и она приносит серьезную отдачу. Однако такая работа в годы холодной войны носила в основном  секретный характер.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.