Тунгусский метеорит нашелся?

Ученые из Украины, Германии и США заявляют, что обнаружили останки легендарного небесного тела

© flickr.com / laimagendelmundoЛаборатория
Лаборатория

Знаменитый Тунгусский метеорит, происхождение которого (в частности, и то, был ли это действительно метеорит) еще оставалось под вопросом, похоже, наконец-то нашелся. Проанализировав минеральный состав микроскопических камней, найденных в районе Подкаменной Тунгуски, международная группа геологов из Украины, Германии и США пришла к выводу, что это обломки именно того легендарного небесного тела, взрыв которого 30 июня 1908 по новому стилю повалил деревья на территории более 2 тыс. кв. км. и был зафиксирован обсерваториями во всех концах мира. Несмотря на невероятную мощность взрыва и впечатляющие разрушения, ученые все еще тщетно искали хоть какие-то следы тела, которое стало их причиной. Казалось бы, это должно было быть что-то огромное, однако никаких остатков метеорита, или чего бы то ни было, до сих пор обнаружить не удавалось.

Результаты исследования опубликованы в журнале Planetary and Space Science («Наука о планетах и ​​космосе»). Крошечные, едва заметные невооруженным глазом обломки, фактически пыль, в 1978 году обнаружил один из авторов этого исследования, Николай Коваль. Уже первый анализ показал, что во фрагментах имеется лонсдейлит – форма углерода, которая образуется при высоком давлении, в частности во время падения внеземных тел. Впрочем, после тщательного анализа тридцатилетней давности, ученые пришли к выводу, что речь идет все-таки о внеземных минералах, модифицированных взрывной волной.

Теперь, когда технологии стали более совершенными, а наука ушла вперед, ученые решили снова исследовать старые образцы с помощью новейших электронных микроскопов и сканеров. И обнаружили минералы, характерные для железных метеоритов.

Несмотря на это, некоторые ученые до сих пор ставят под сомнение причастность упомянутой пыли к падению метеорита – мол, у нее значительно ниже, чем обычно в небесных телах, концентрация иридия. Кроме того, торф, в котором были обнаружены образцы, мог содержать минералы гораздо более раннего или более нового происхождения.

Перевод: Антон Ефремов.